Тема 4.3. Организация оперативно- сбытовой работы

ЧАСТЬ 2

ЛЕКЦИИ по дисциплине «КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

для учащихся специальности «Коммерческая деятельность»,

специализации «Информационное обеспечение бизнеса»

Литература по дисциплине:

1. Виноградова С.Н., Пигунова О.В. Коммерческая деятельность. – Мн.: Выш. шк., 2005.

2. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность.- Мн.: Вш.шк.,1998

3. Под общ. ред. Виноградовой С.Н.Организация коммерческой деятельности.- Мн.:Вш.шк,2000

4. Панкратов Ф.Г, Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.,1998

5. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М., 2000

  1. Содержание оперативно-сбытовой работы.
  2. Выбор оптимального вида транспорта.
  3. Расчет потребности в транспортных средствах.
  4. Документы, оформляемые при отгрузке продукции.

Вопрос 1. Содержание оперативно-сбытовой работы

Оперативно-сбытовая деятельность на каждом из предприятий имеет свои

особенности, которые определяются назначением выпускаемой продукции, организационной структурой сбыта, спецификой деятельности предприятия. Вместе с тем на всех предприятиях оперативно-сбытовая работа является завершением процесса реализации произведенной продукции.

Оперативно-сбытовая работа на предприятии включает:

- разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции покупателям;

- приемку готовой продукции от цехов-изготовителей и подготовку ее к отправке покупателям;

- организацию отгрузки продукции покупателям и оформление документов, связанных с отгрузкой;

- контроль за выполнением заказов покупателей и платежеспособностью клиентов.

Планы – графики отгрузки готовой продукции разрабатываются на короткие периоды времени (декада или неделя), с их помощью осуществляется координация планов сбыта с планом производства. В них указывается вид продукции, цех-изготовитель, покупатели и объемы отгружаемой продукции по дням недели или в другие периоды по каждому покупателю отдельно.

Продукция, изготовленная цехами, поступает на общезаводской или цеховой склады готовых изделий, которые должны принять ее от цехов по количеству и качеству. Порядок сдачи готовой продукции на склад зависит от многих факторов: от свойств выпускаемой продукции, ее размеров, веса, организации внутризаводского транспорта и других. Прием готовой продукции от цехов производится складом совместно с ОТК и оформляется специальными документами: накладными, приемосдаточными актами или ведомостями. В этих документах должны отражаться следующие данные: цех-изготовитель, склад-получатель, наименование продукции, объем заказа цеху и фактическое количество продукции, предъявленное к сдаче на склад, установленный и фактический срок сдачи, отметка ОТК о соответствии принимаемой продукции установленным ГОСТ, ТУ.

При подготовке продукции к отгрузке покупателям особое внимание уделяется строгому соблюдению правил упаковки и маркировки, установлению количества отгружаемой продукции (веса, количества тарных мест, пачек, ящиков).

При отгрузке продукции покупателям особенно важен правильный выбор упаковки, которая должна выполнять такие функции:

- предохранять товар от порчи и повреждений. Эта функция наиболее характерна для продукции производственно - технического назначения;

- обеспечивать создание условий для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров, их складирования и продажи;

- быть важным носителем рекламы. Эта функция более важна для товаров широкого потребления.

Величина расходов на упаковку товаров должна находиться в разумной пропорции к стоимости упакованного товара. Упаковка товаров должна соответствовать транспортным средствам, которые используются при их перевозке, а также средствам механизации и автоматизации при погрузке, разгрузке и складировании. Например, упаковка товаров в термоусадочную пленку на поддонах соответствует перевозке в контейнерах и механизации складских работ с помощью автопогрузчиков.

Для фирменных товаров роль упаковки еще более возрастает. Она должна:

- отличаться от упаковки конкурентов;

- помогать покупателю в поисках товара и отождествлять данный товар с его производителем;

- придавать товару определенный имидж, соответствующий уровню цены.

Маркировка при подготовке товара к отгрузке имеет следующие цели:

- указывать особенности товара;

- предупреждать транспортные организации об особенностях погрузки, выгрузки и перевозки товара;

- информировать транспортные организации о весе нетто и брутто для правильного подбора грузоподъемных средств и расчетов за перевозку товаров;

- сортировать грузовые места по принадлежности к определенном4у грузополучателю;

- проверять комплектность погрузки и выгрузки по нумерации мест в партии.

Для достижения указанных целей маркировка товара должна содержать следующие сведения:

- наименование грузополучателя и его официальный адрес;

- номер ящика (если в партии несколько ящиков, то нумерация осуществляется в виде дроби: в числителе номер ящика, в знаменателе число ящиков в партии);

- номер договора (контракта);

- вес нетто и брутто.

Маркировку должен иметь товар и при продаже (ярлыки, этикетки), где указывается сорт товара, срок его изготовления, срок годности для потребления, процентный состав компонентов и др. В настоящее время получило широкое распространение штриховое кодирование товаров. Штриховой код присваивается готовым изделиям в конце производственного цикла, и он используется для учета товаров на складе готовой продукции. Использование технологии штрихового кодирования товаров позволяет обеспечить оперативность управления товарными запасами, снизить внутрискладские издержки, уменьшить потери товаров.

Вопрос 2. Выбор оптимального вида транспорта

Транспорт служит связующим звеном между поставщиками товаров и торговлей. Благодаря ему населенные пункты своевременно снабжаются товарами в широком ассортименте. Работа транспорта влияет на скорость обращения товаров, их сохранность, объем и структуру товарных ресурсов.

Задачи транспортной отрасли:

1) Обеспечение своевременного, качественного и полного удовлетворения потребностей в товарах.

2) Сокращение транспортных издержек, повышение эффективности его использования.

3) Обновление парка транспортных средств.

4) Внедрение современной техники и новых технологий в организации перевозок.

При организации перевозок продукции используются такие виды транспорта:

1) Железнодорожный транспорт занимает около 70 % общего грузооборота, так как обладает высокой провозной и пропускной способностью, высокой скоростью доставки, невысокой себестоимостью перевозок, универсальностью (различные грузы в любой упаковке в любое время года).Целесообразно применять при больших объемах на средние и дальние расстояния.

2) Автомобильный транспорт характеризуется большой маневренностью и подвижностью; позволяет доставлять «до двери» магазина; отмечается высокая скорость доставки без перегрузок; обеспечивается лучшая сохранность товаров;

возможность выбора оптимального маршрута доставки, максимально коротких расстояний, но себестоимость доставки достаточно высокая. Целесообразно использовать при снабжении розничной торговой сети, доставке скоропортящихся товаров.

3) Водный транспорт (морской и речной) занимает последнее место в объеме грузоперевозок. Отличается невысокой себестоимостью, сезонностью доставки (только в навигационный период).

4) Воздушный транспорт доставляет грузы в любых направлениях, дорогостоящий, самый скоростной. Используется для доставки особо ценных грузов, в труднодоступные районы, в чрезвычайных ситуациях.

5) Трубопроводный используется для транспортировки нефти и газа.

После подготовки продукции к отправке организуется ее отгрузка покупателям. Наибольшее количество продукции отгружается железнодорожным транспортом или автотранспортом. При распределении продукции по видам транспорта необходимо учитывать расстояние перевозки. Общеизвестно, что на расстояние до 150 км от изготовителя продукцию грузополучателям следует отгружать автотранспортом, вблизи пристаней и портов дешевле и удобнее пользоваться водным транспортом или смешанным железнодорожно-водным транспортом, мелкие грузы на дальние расстояния целесообразнее отправлять багажом пассажирской скоростью.

При выборе вида транспорта оценивается:

- себестоимость перевозок;

- скорость движения и сроки доставки грузов;

- объемы перевозок;

- маневренность транспортных средств;

- надежность и бесперебойность перевозок, возможность их регулярного осуществления;

- гарантия сохранности товаров;

- возможность применения современных технологий при перевозках (контейнерные, на поддонах);

- уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Вопрос 3. Расчет потребности в транспортных средствах

В процессе оперативно-сбытовой работы определяется потребность в транспортных средствах. Расчет потребности в транспортных средствах осуществляется с помощью показателя общего объема поставок продукции за определенный период времени, который определяется по формуле:

А = Он + Т – Сн – Ок,

где Он,Ок – остатки готовой продукции на складе предприятия в начале и конце рассматриваемого периода;

Т – предполагаемый выпуск продукции за определенный период времени;

Сн – количество продукции, оставляемое на собственные нужды предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: