double arrow

Закупки товарных ресурсов на ярмарках

Тема 5.3. Оптовые ярмарки и выставки

  1. Понятие и виды оптовых ярмарок, преимущества закупки товарных ресурсов на ярмарках.
  2. Порядок закупки товаров на оптовых ярмарках.
  3. Выставочная деятельность предприятия.
  4. Проведение презентации продукции.

Вопрос 1. Понятие и виды оптовых ярмарок, преимущества

Ярмарочная торговля как организационная форма установления коммерческих связей

получила достаточно широкое распространение. Издавна Нижегородская ярмарка была торговым сердцем России, крупным промышленным и культурным «перекрестком» державы. Среди участников ярмарочной торговли были богатые российские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, Ташкента, предлагавшие для продажи меха, шелка, жемчуг, золото, серебро, лен и многие другие редкие товары. После пожара гостиного двора с 1816 г. Ярмарочные торги перешли во вновь отстроенный каменный гостиный двор уже непосредственно в Нижнем Новгороде, и с 1822 г. Ведет свою историю Нижегородская ярмарка. В 1896 г. Под председательством крупного российского предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова открылась первая Всероссийская торгово-промышленная выставка. В начале XIX века на Руси появляется еще одна крупная ярмарка – Ирбитская (в Пермской губернии). После Октябрьской революции ярмарочная торговля на долгие годы была предана забвению.

Сегодня значительная часть товарных ресурсов закупается на оптовых ярмарках, которые стали традиционной формой закупок.

Оптовая ярмарка – это рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей и оптовых покупателей любой формы собственности, на котором заключаются договоры и устанавливаются хозяйственные связи.




Ярмарочная форма закупок более эффективна, так как имеет ряд преимуществ:

- покупатели могут ознакомиться с реальными образцами товаров, предлагаемых поставщиками;

- реклама новой продукции, демонстрация моделей, модификаций

- ускоряется заключение сделки;

- быстрее решаются спорные вопросы; упрощается процесс разрешения разногласий между поставщиком и покупателем;

- на ярмарке разрабатывается и подписывается спецификация к договору

- производителю предоставляется возможность получать коммерческую информацию о спросе, требованиях покупателей к ассортименту, качеству.

При ярмарочной форме оптовых закупок укрепляются личные контакты между покупателями и производителями, оперативно доходит до изготовителя информация о конъюнктуре рынка, усиливается воздействие покупателя на поставщика по вопросам выпуска конкурентоспособного ассортимента, появляется возможность более гибкого и своевременного реагирования на изменение спроса покупателей. Таким образом, главными целями проведения оптовых ярмарок являются:



- установление личных контактов между производителем и покупателем;

- расширение рынков сбыта;

- установление контактов с зарубежными партнерами.

Оптовые ярмарки классифицируются по ряду признаков.

  1. По продолжительности работы они могут быть:

- Постоянно действующие призваны помочь субъектам рынка быстрее найти друг друга, ознакомится с предлагаемым ассортиментом, условиями поставки. Как правило, ассортимент таких ярмарок имеет универсальный характер, их участниками могут быть предприятия области независимо от их ведомственной принадлежности.

- Периодически организуемые ярмарки позволяют свести в одном месте продавцов и покупателей определенных групп товаров для их закупки на планируемый год. Здесь есть возможность изготовителям заранее ознакомиться с требованиями рынка и учесть их при формировании своих производственных программ. Такие ярмарки могут проводиться один или два раза в год, или по сезонам.

2. По территориальному признаку оптовые ярмарки делятся на:

- международные, республиканские, областные.

3. По ассортиментному признаку ярмарки подразделяются на специализированные (Мебель), универсальные (областные) и смешанные (Культбытхозтовары).

4. По целям проведения:

- для заключения договоров на следующий год (республиканские специализированные ярмарки);

- по продаже имеющихся у изготовителей излишков (областные универсальные ярмарки).

Вопрос 2. Порядок закупки товаров на оптовых ярмарках

Выставочно-ярмарочная деятельность в Республике Беларусь как рыночная форма взаимоотношений интенсивно развивается с начала 90-х годов. В настоящее время часто проводятся выставки-ярмарки (чаще всего в Минске). Важное место в организации выставочно-ярмарочной деятельности принадлежит таким специализированным компаниям, как НВЦ «Белэкспо», ЗАО «Техника и коммуникации» ЗАО «Минскэкспо» ВО «Экспофорум», которые занимаются организацией национальных и международных специализированных выставок и ярмарок. Эту работу проводят Белорусская торгово-промышленная палата, концерн «Белресурсы». Государственным органом, обеспечивающим управление и регулирование выставочно-ярмарочной деятельностью, является Министерство торговли, при котором работает Совет по выставочно-ярмарочной деятельности. Нормативным актом, определяющим порядок осуществления этой работы, является Положение о порядке проведения выставок и ярмарок в Республике Беларусь и за ее пределами, где определены ответственность устроителей выставок и ее участников, система управления и регулирования выставочно-ярмарочной работы.

Руководство ярмаркой осуществляет ярмарочный комитет, оперативные функции выполняет дирекция ярмарки, группа (бюро) по учету договоров и Арбитражная комиссия. Ярмарочный комитет назначает дирекцию ярмарки, арендует помещение, оказывает помощь в размещении участников.

При организации ярмарочной торговли выделяют три важных этапа:

1) Предварительный этап включает принятие решения и подготовку приказа о проведении ярмарки. На этом этапе создается ярмарочный комитет и формируется рабочая группа, которые обязаны разработать положение о проведении ярмарки и разослать письма участникам с полной информацией об условиях участия в ярмарке. Рабочая группа готовит пригласительные билеты, рекламные буклеты, карточки гостей и др. Об условиях проведения издается рекламная брошюра с подробной информацией об условиях участия, даются цены стоимости участия без экспонатов, цены аренды павильонов. При любой форме участия необходимо за 15 дней до открытия ярмарки внести регистрационный взноси оформить заявку на участие, включающую подробную информацию о клиенте ярмарки, его реквизитах, требованиях по размещению экспозиций и т.д. Основным источником доходов от проведения ярмарочной торговли является плата за участие, аренду под экспозиции, транспорт, аренду складских помещений, бронирование и приобретение билетов, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, проведение технической и информационно-коммерческой консультации.

2) Основная работа на организационном этапе заключена в подготовке рекламного каталога, включающего всех участников ярмарки, подавших заявки; работа по размещению гостей; проведении ежедневных показательных ярмарочных торгов, презентаций и др. Для составления спецификаций покупатели знакомятся с предлагаемыми образцами, каталогами, проспектами, буклетами.

3) Ответственными являются организация и проведение заключительного этапа, который включает подведение итогов с выделением положительных и отрицательных сторон в работе ярмарки. Руководство ярмарки составляет информацию об итогах работы, указывает количество проданной продукции, заключенных сделок, вносятся предложения по улучшению работы ярмарки.

Представители производителей и оптовых покупателей по прибытии на ярмарку предоставляют доверенность на право заключения сделок от имени организации, копию лицензии. На каждого участника заводится регистрационная карточка, где указывается:

- наименование организации,

- банковские реквизиты,

- юридический адрес,

- лицензия,

- доверенность, № , дата выдачи и срок ее действия.

Все заключенные на ярмарке договоры регистрируются, на них ставится штамп ярмаркома.

Таким образом, основная цель ярмарочных торгов – оптовая продажа товаров, заключение прямых договоров между продавцами и покупателями. Предметом деятельности ярмарки является оказание комплекса услуг участникам по заключению торговых сделок, налаживанию деловых контактов, упорядочению процесса оптовой торговли, анализу и подготовке конъюнктурной информации, организации рекламы.

Вопрос 3. Выставочная деятельность предприятия

В отличие от ярмарок выставки-продажи, как правило, систематизируются по научным тематикам и направлениям. Сегодня становится очень важной выставочная продажа, на которой можно получить новейшую информацию о более дешевых и более качественных аналогах товаров, о более перспективных направлениях научной технологии изготовления популярных и необходимых видов продукции.

Цель выставки-продажи – демонстрация, показ и представление с последующей реализацией новых видов продукции, товаров, подготовка новейшей информации и создание условий для установления деловых контактов с потенциальными покупателями.

Выставочная продажа является целесообразной формой апробирования рынка новейших товаров, реализация которых только начинается, они еще не произведены массовыми партиями из опасения изготовителями понести неоправданные убытки в случае отсутствия на них спроса.

Предметом деятельности выставки-продажи является оказание услуг по ознакомлению с новыми видами продукции и заключению торговых сделок по ним, а также предоставление коммерческой и научно-технической информации с привлечением ведущих ученых и специалистов.

Выставочные мероприятия можно классифицировать по ряду признаков:

1) По цели проведения: торговые и информационно-ознакомительные.

2) По частоте проведения: периодические, сезонные, ежегодные.

3) По товарному признаку:

- универсальные, на которых реализуются различные виды товаров различных отраслей промышленного и сельскохозяйственного комплекса;

- специализированные, на которых происходит показ определенных видов продукции той или иной отдельной отрасли;

4) По отраслевому признаку: межотраслевые, которые охватывают многоотраслевую продукцию (медицинская, машиностроительная, биохимическая); и отраслевые, на которых представлены товары строго одной отрасли.

5) По территориальному признаку подразделяются на международные, республиканские, региональные, межрегиональные, местные.

В настоящее время в Республике Беларусь достаточно часто проводятся выставки и выставки-ярмарки практически по всем секторам экономики и потребительского рынка Республики Беларусь: промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, химия. Медицина, реклама, туризм и др. Организаторы выставок работают в тесном контакте с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также с региональными администрациями. Важную роль в продвижении белорусских товаров на зарубежные рынки и формировании положительного имиджа нашей страны играют национальные выставки Республики Беларусь за рубежом и национальные разделы на иностранных выставках.

Процесс участия предприятия в работе выставок можно условно разделить на этапы:

- Принятие решения об участии в выставке.

- Определение целей участия (например: изучение рынков сбыта, поиск новых рынков, внедрение новых товаров, поиск новых деловых партнеров).

- Выбор конкретной выставки (выбор времени и места проведения выставки, изучение авторитета выставки).

- Подготовительно-организационный период (подача заявки на участие, подбор и обучение персонала для участия, планирование мероприятий, подготовка стендов).

- Работа на выставке, куда направляется как минимум два человека.

- Анализ итогов участия, в ходе которого уточняется необходимая выставочная площадь, отклики о стендах результаты анкетирования посетителей выставки.

Таким образом, выставочно-ярмарочные мероприятия позволяют:

- продемонстрировать потенциальным покупателям и партнерам возможности предприятия;

- привлечь внимание к предлагаемым товарам;

- установить контакты с поставщиками и потребителями; заключение договоров;

- изучить передовой опыт организации производства и торговли;

- проанализировать предложения конкурентов;

- определить существующий спрос и составить прогноз развития спроса;

- получить информацию о конъюнктуре рынка и ее тенденциях.

Вопрос 4. Проведение презентации продукции

Цель проведения презентации – рассказать аудитории о своей продукции, ее преимуществах, используемых современных технологиях, профессионализме сотрудников. Презентация представляет собой по сути рассказ с использованием демонстрационных средств – от простейших листов бумаги до современных устройств. Но самое главное – это выступающий, который оставляет определенное впечатление у слушателей. А общее впечатление будет сформировано не только словами, но и обликом выступающего, его интонациями. Результаты исследований на тему общего впечатления от выступлений таковы: из общего воздействия презентации только 7% определяется используемыми словами, 38 % определяется тоном голоса и 55% - невербальным общением выступающего (его обликом, поведением, жестами, мимикой). Только естественное поведение, не противоречащее общему смыслу слов, будет убедительно для слушателей. Доверия собеседника следует добиваться стройной аргументацией, фактами, данными статистики.

Основа успешной презентации – энтузиазм. Если выступающий не увлечен темой выступления, если сам не верит тому, что говорит, убедить слушателя очень сложно. В большинстве случаев энтузиазм выступающего и степень его уверенности значат больше, чем приводимые доказательства.

При подготовке презентации выделяют такие этапы:

- Определите цель презентации – что должны сделать слушатели после завершения презентации? Главная Ваша цель – управление мыслями и действиями аудитории. После формулировки цели в общем виде следует представить себе совершенно определенно содержание презентации и ее длительность.

- Постройте заключение и сформулируйте вступление.

Заключение– самая важная часть презентации. Именно здесь решается вопрос, будет ли достигнута цель. Поэтому следует обстоятельно продумать заключение. Именно благодаря ему слушатели либо станут партнерами, либо нет. Если сначала сфокусироваться на заключении, а затем вернуться к вступлению и общему содержанию, то все приведет к заключению и обоснует его, презентация будет единой по замыслу и хорошо структурирована. Успешным будет заключение, если выступающий его выучит наизусть. Вот несколько возможных вариантов заключения:

- Перечисляются сильные стороны и преимущества товара и указывается, что они такие же, как у идеала «Х», который был описан во вступлении;

- показывается, как свойства товара позволяют потенциальному покупателю избежать проблем, минимизировать риск и достичь поставленных целей;

- заключение сводит воедино факты, доказательства, примеры, ссылки;

- эмоциональное заключение – эмоциональная цитата уважаемого авторитета.

Вступление – вторая по значимости часть презентации. В ней формулируются вопросы, ответы на которые даст заключение. Это еще и момент, когда слушатели формируют первое впечатление о выступающем.

- Определите основную часть, в которой приводятся причины, факты, цифры, доказательства, примеры, ссылки. Удержать внимание аудитории и сохранить ее интерес к выступлению помогут юмор, интригующие примеры, эффективные визуальные средства. Использование демонстрационных средств на 40% повышают вероятность убеждения аудитории, а диаграмма или график воспринимается быстрее, чем череда цифр. Это могут быть доски (меловые, электронные, магитные), плакаты, настольные слайды, проекторы, видеофильм. К тому же, если презентация проводится только при помощи слов, люди запоминают 10% информации, в то время как использование визуальных средств увеличивает эту цифру до 50%.

Для облегчения восприятия основная часть выступления должна быть структурирована. Предлагается несколько подходов к структурированию: хронологический, тематический, «проблема – решение», «сравнение – контраст», «свойства – выгода», «прежний способ новый способ», «преимущества –потери». Могут использоваться одновременно несколько подходов к структурированию.

При составлении выступления следует учитывать такие моменты:

1) Не полагаться на память, под рукой должна быть информация, что говорить дальше.

Спокойствия и уверенности выступающему добавит запись подсказок, на которые можно бросить взгляд во время выступления. Шпаргалка может содержать первые три-пять слов или ключевые слова по каждому основному пункту. Великолепными шпаргалками могут быть и сами демонстрационные средства.

2) Постарайтесь в своем выступлении опираться на 12 слов, в наибольшей степени способных убедить человека. Это слова: ВЫ, деньги, сохранить, новый, результаты, легко, здоровье, безопасность, любовь, открытие, доказано, гарантия. Используйте их, чтобы удержать внимание аудитории и убеждать ее.

3) Не используйте общих слов. Будьте очень конкретны. Избегайте таких оборотов, как: «ознакомиться с…», «проинформировать…», «узнать, что…». И, наоборот, используйте глаголы активного действия: «установить…», «выбрать…», «проанализировать…».

4) Заметный эффект оказывает использование в речи определенных оборотов: «Пять условий, которые гарантируют, что…», «Назову три вещи, которые Вы можете сделать уже сегодня…», «Позвольте мне рассказать Вам конфиденциально историю о ...»

5) Прорепетируйте презентацию. Репетиция поможет скорректировать выступление.