Нижние и верхние границы цен

Государство иногда пытается корректировать рыночное ценообразование. С этой целью, например, устанавливается, нижняя граница цены (так называемый “ценовой пол”).

Нижняя граница цены – устанавливаемый государством минимальный уровень цены, ниже которого продавцы не имеют права ее опускать.

Если нижняя граница цены вводится на уровне выше равновесной рыночной цены, то появляется избыток товаров (рис. 2.20). При этой искусственно завышенной цене (P f) объём предложения (Q S)превышает объём спроса (Q D). В этом случае покупатели готовы потратить на приобретение товара лишь сумму, равную P f aQ D 0.

Рис. 2.20. Нижняя граница цены выше цены равновесия

Если государство не желает, чтобы избыток товара залеживался у продавца, то оно может действовать несколькими путями. Во-первых, можно выкупить избыток товара за счет казны по завышенной цене и создать некий «стратегический запас». В этом случае государство потратит из собранных с налогоплательщиков средств сумму, равную прямоугольнику abQ S Q D. Фактически это будет лишь иная разновидность субсидирования поставщика.

Во-вторых, государство может ввести соответствующую квоту (предельное количество) выпуска для производителей, равную Q D. Тем самым оно не допустит образования избытка.

В-третьих, государство может постараться “подогнать” рыночную ситуацию под искусственно завышенную цену. Например, ввести импортные пошлины для зарубежных аналогов и товаров-заменителей. В этом случае равновесная цена подтянется до P f за счет сдвига влево линии предложения. При этом не понадобится расходование бюджетных средств, напротив, бюджет будет пополняться за счет обложения импортных товаров.

При введении нижней границы цены выше цены равновесия продавец всегда будет стремиться расширить рынок сбыта за счет нарушения установленных правил. По своим последствиям субсидирование через минимальные цены во многом совпадает с перечисленными выше последствиями субсидирования через прямые выплаты продавцу за каждую единицу товара. В частности, наблюдается перепроизводство товара по сравнению с рыночным равновесием (Q S > Q D) и появляются чистые потери общества (bEc).

Верхняя граница цены (так называемый «ценовой потолок») также используется государством в качестве метода регулирования рыночного ценообразования.

Верхняя граница цены – устанавливаемый государством максимальный уровень цены, выше которого продавцы не имеют права ее поднимать.

Если верхняя граница цены (P f) оказывается ниже равновесной рыночной цены (P е), то неизбежно возникает дефицит (рис. 2.21). Величина спроса (Q D) значительно превышает объём предложения (Q S). Этот разрыв и составляет устойчивый дефицит. Чистые потери общества представлены треугольником аbE.

Рис. 2.21. Верхняя граница цены ниже цены равновесия.

Последствиями политики «потолка цен» являются[11]:

а) Неудовлетворенный спрос покупателей (на рис. 2.21 его суммарную величину представляет прямоугольник Q S acQ D). Это денежные средства, которые не могут «найти» товар.

б) Распределение по принципу «первый пришел – первый получил», а следовательно, очереди и большие затраты времени на приобретение нужного товара. В такой ситуации выигрывают те из потребителей, у кого наиболее низкая альтернативная стоимость времени, например, часть пенсионеров.

в) Нормирование, то есть такая ситуация, когда государственные органы определяют, какое количество товара может приобретать потребитель за определенный период времени. Одна из форм нормирования – так называемая «карточная система». В России при социализме она практически всегда имела место в тех или иных формах, в тех или иных регионах страны.

г) Черный рынок, то есть торговля дефицитной продукцией по складывающейся при таких условиях равновесной цене в нарушение государственных регламентаций. Если представить, что вся предлагаемая продукция идет на черный рынок, то на нем установится равновесная цена Р b (рис. 2.21). Как видно, она значительно превышает не только установленную государством цену (P f), но и цену свободного рынка (P е), которая сложилась бы при отсутствии государственного контроля за ценами. При этом весь прямоугольник Р b bаP f есть чистая выручка продавцов на черном рынке. Они, как правило, делятся ею с теми официальными лицами, которым государство поручает контроль над соблюдением государственных цен и нормирования. Отсюда коррупция проникает во все поры государственного механизма.

д) Снижение качества и сокращение ассортимента предлагаемой продукции - естественный ответ производителя на запрет продавать ее по свободным рыночным ценам. Таким образом он стремится уложить свои затраты в искусственно заниженную государством цену. В длительном временном периоде он либо нуждается в дотациях, либо его производство разрушается в силу невозможности обновлять оборудование из-за отсутствия достаточной выручки от продаваемой продукции. К этой стороне вопроса мы вернемся в лекции 10, говоря о проблемах ценового регулирования так называемых «естественных монополистов».

Большинство граждан России еще хорошо помнят все перечисленные здесь последствия государственного ограничения цен. Для тех же, кто только слышал об этом, приводим репортаж из современной Белоруссии (см. вставку 2.6). В ней же вы увидите, что и Россия не свободна от покушений властей на свободное ценообразование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: