Государство и рынок: налоги, субсидии и контроль цен
Косвенные налоги и распределение налогового бремени. Субсидии и их последствия. Нижние и верхние границы цен.
Государство использует налоги для финансирования поставок тех благ, которые рынок либо не в состоянии обеспечить, либо обеспечивает их не в оптимальном объеме, а также для поддержки тех, кто по независящим от них причинам не может выжить за счет продаж товаров или факторов производства.[8]
В составе налогов выделяют прямые налоги и косвенные налоги.
Прямые налоги – это такие налоги, которые уплачиваются непосредственно из доходов граждан.
Косвенные налоги – это такие налоги, которыми облагаются расходы на товары.
Одной из разновидностей косвенных налогов являются потоварные налоги.
Потоварные налоги – это такие налоги, которые устанавливаются в фиксированном абсолютном размере на единицу продукции.
К потоварным налогам относятся, например, налоги с продаж, которые до недавнего времени активно вводились на уровне субъектов Российской Федерации. К особой категории потоварных налогов относятся, например, акцизные налоги.
Акцизные налоги – это такие налоги, которые государство вводит на товары с низкой ценовой эластичностью.
В эту категорию практически всегда попадают вино-водочные и табачные изделия. В России их роль в налоговой системе существенно выросла по сравнению с началом 90-х годов.
Посмотрим далее воздействие налогов на товарный рынок на примере потоварных налогов. Введение потоварного налога сдвигает влево кривую предложения из положения S в положение S t (см. рис. 2.17).

Рис. 2.17. Влияние потоварного налога на равновесие.
Вертикальное расстояние между S и S t составляет как раз величину потоварного налога с единицы товара или, что то же самое, налоговой ставки (t). В результате его введения цена равновесия повышается с P е до
, а предложение сокращается с Q e до Q
(см. вставку 2.5). Заметим однако, что цена товара вырастает не на величину потоварной налоговой ставки (t), а на меньшую величину. Это обусловлено тем, что кривая спроса имеет отрицательный наклон.
Введение потоварного налога порождает налоговое бремя (обозначим его, в отличие от налоговой ставки, большой латинской буквой T).
Налоговое бремя есть общая величина уплачиваемого налога.
На рис. 2.17 оно представлено прямоугольником
Еtb
. Интерес для экономистов и политиков представляет распределение налогового бремени.
Распределение налогового бремени есть его разделение между покупателем и продавцом.
Если взять потоварную налоговую ставку, то покупатель выплачивает ту ее часть, которая равна разнице между равновесной ценой с учетом потоварного налога и равновесной ценой без такового (
- P е). Продавец же выплачивает ту ее часть, на которую она превышает указанную разницу, то есть t – (
- P е). На рис. 2.17 доля продавца в потоварной налоговой ставке представлена расстоянием между P е и
.
есть цена, по которой продавец реализует товар после введения потоварной налоговой ставки. Как видно из рис. 2.17, она ниже цены равновесия до введения потоварного налога (
< P е).
В той же пропорции, что и потоварная налоговая ставка, между покупателем и продавцом распределяется и все налоговое бремя. На рис. 2.17 уплачиваемая покупателем часть налогового бремени представлена прямоугольником
EtсP е, а часть, уплачиваемая продавцом – прямоугольником P е сb
. Cумма этих прямоугольников равна общему налоговому бремени (
EtсP е + P е сb
= T).
Обратим внимание теперь на треугольник EtEb. Это – так называемое «избыточное налоговое бремя».
Избыточное налоговое бремя – это чистые потери общества (потери благосостояния) от введения налога.
Экономическая природа этих потерь станет ясна нам позднее, когда мы определим такие понятия как излишек потребителя и излишек производителя (продавца). Пока же можно ограничиться сравнением из другой области. Если общую сумму взимаемого налога (T) рассматривать как полезный результат (что-то вроде полезной работы двигателя), то площадь этого треугольника можно интерпретировать как потери от трения, нагревания и т.п. В таком случае отношение площади фигуры
EtЕb
к площади чистых потерь от потоварного налога (треугольника EtEb) есть некий коэффициент полезного действия налоговой системы.
На рис. 2.17 линии спроса и предложения изображены таким образом, что налоговое бремя делится между продавцом и покупателем в равной пропорции (
EtсP е = P е сb
). Однако так бывает далеко не всегда. Это – частный случай. От чего же зависит распределение налогового бремени между покупателем и продавцом?
Это распределение определяется эластичностью спроса и предложения. Возможные его варианты иллюстрируются четырьмя случаями (а, б,в, г), представленными на рис. 2.18.

Рис. 2.18. Налоговое бремя, его распределение и эластичности спроса и предложения.
а) Неэластичный спрос; б) Эластичный спрос; в) Неэластичное предложение; г) Эластичное предложение
На каждом из графиков налоговая ставка одна и та же, - кривая предложения сдвигается на одно и то же расстояние. В каждом случае равновесная цена вырастает до
, а равновесное количество снижается до Q
, но эти прирост и сокращение различны в различных случаях. Из сравнения графиков можно сделать следующие выводы:
1. Снижение равновесного количества будет меньше, а общее налоговое бремя будет тем больше, чем менее эластичны спрос и предложение (графики A и В).
2. Цена вырастет на большую величину, а налоговое бремя покупателя будет тем больше (заполненный точками прямоугольник), чем менее эластичен спрос и чем более эластично предложение (графики A и Г).
3. Цена вырастет на меньшую величину, а налоговое бремя продавца (заштрихованный волнистыми линиями прямоугольник) будет тем больше, чем более эластичен спрос и чем менее эластично предложение (графики Б и В).
Именно поэтому акцизные налоги вводятся, прежде всего, на виноводочные и табачные изделия. Спрос на них весьма неэластичен, следовательно, налог не намного сократит его. Отсюда налоговые поступления в казну могут быть велики.[9]