Экономическая сущность и роль государственного бюджета

В системе финансовых отношений особое место занимают отношения государства с субъектами по поводу выполнения последними своих финансовых обязательств перед государством. Денежные фонды, образуемые у государства - централизуются и выступают основным источником финансирования программ в социально-экономическом развитии страны. Бюджет и является центральным денежным фондом государства, который имеет свою сущность, выполняет функции, классифицируется по многим признакам. Существование государства неразрывно с понятием "бюджет". Отсюда государственный бюджет можно характеризовать как экономическую категорию, объективно необходимую, однако зависящую от надстройки, существующей политики на каждом данном этапе.

Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Существованиегосударственного бюджета в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено общественным производством, развитие которого нуждается в централизации.

Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом. Государство нуждается в централизации средств для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления.

Таким образом, государственный бюджет обусловлен потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

По экономической сущности государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и ' перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода и ее использование с целью удовлетворения потребностей всего общества.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную функцию и контрольную функцию. Благодаря первой функции происходит концентрация денежных средств в масштабе государства и их использование с целью удовлетворения общественных потребностей; вторая функция позволяет проследить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, и эффективность их использования.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают, почти все участники общественного производства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно через формирование и использование фонда денежных средств государства -отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов.

Действие данных функций определяется спецификой бюджетных отношений. Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм.

Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентация форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе исполнения бюджета.

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. При утверждении бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицитов бюджетов. Основными формами покрытия дефицита бюджета являются: выпуск государственных займов, использование кредитных ресурсов. Для уменьшения размера дефицита бюджета используется секвестр -пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент по статьям в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Государственный бюджет выполняет специфическую функцию -удовлетворение общественных потребностей. Независимо отгосударственного устройства государственный бюджет в широких масштабах или ограниченных границах всегда отражает интересы всего государства, особенно отдельных сфер, программ, слоев населения. В рыночных условиях, при развитой экономике роль государственного бюджета не умаляется, наоборот активизируется регулирующая роль государственного бюджета.

Государственный бюджет как центральное звено финансов, связан со сферой материального производства, основывается на специфических денежных отношениях, предназначен для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями, секторами. экономики, удовлетворения потребности непроизводственной сферы и отдельных слоев населения. Образуемый денежный фонд называется бюджетным фондом, который объединяет процесс движения стоимости в связи с его формированием, распределением и перераспределением. Государственный бюджет - это основной финансовый план страны, который охватывает распределительные процессы в сфере финансов, имеет свои источники, включает доходы и расходы. В государственном бюджете выражается воля государства, его финансовая политика. Устойчивость государственного бюджета подтверждает насколько эффективно выполняется основной финансовый план страны. Особенно важным является то, что бюджет связан с юридическимзаконодательством, сам выступает как закон государства и обязывает всех участников исполнять требования государственного бюджета.Общепризнанно, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется почти 30% национального дохода страны.

Роль государственного бюджета велика и это подтверждено историей народов, стран. Из бюджета финансируются кругооборот фондов, удовлетворяются общественные и индивидуальные потребности, обеспечиваются интересы государства.

Принципы построения бюджета и бюджетный механизм.

Государственный бюджет имея силу закона, основывается на принципах единства, полноты, реальности и гласности.

Принцип единства означает степень организационно - экономической централизации бюджетной системы. Единство выражается в единой бюджетной системе, общей системы государственных доходов и расходов, действующих на территории страны, единстве финансовых документов, бюджетной классификации. Данный принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования.

Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, т.е. поступление и расходование денежных средств. Принцип реальности предусматривает реальное отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных бюджетных назначений. Реальность обоснованна определением всех источников доходов и предлагаемых расходов, на основании расчетов и прогнозов для решения социально - экономической политики.

Принцип гласности означает требования публиковать данные о доходах и расходах бюджета, о структуре бюджета, размерах дефицита и методах управления им в печати для общественности.

Бюджет, имея составные части (доходы и расходы) требует постоянной сбалансированности, равновесия доходной и расходной частей. Если доходы превышают расходы - это профицит когда излишек направляется на погашение государственного долга или зачисляется на специальные счета правительства и используется на прирост кассовой наличности. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета, когда необходимо, изыскивая источники покрытия сбалансировать бюджет. Допустимым уровнем дефицита государственного бюджета считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. Постоянный дефицит в значительных размерах характеризует кризис финансовой системы государства, кризисэкономики. Причины дефицита могут быть различными как в сфере экономики, так и в сфере управления. Способами покрытия дефицита выступают:

государственные займы;

увеличение налогообложения;

эмиссия денег;

привлечение иностранных кредитов и помощи международных финансовых институтов в виде займов.

Таблица 1. Состав и структура государственного бюджета Республики Казахстан на 1 октября 2006 года

Единица измерения: млн. тенге

Наименование Кассовое исполнение
I. ДОХОДЫ 1 721 081,08
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 1 632 607,52
Налоговые поступления 1 632 607,52
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 33 824,17
Неналоговые поступления 33 824,17
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА 54 649,29
Поступления от продажи основного капитала 54 649,29
ПОСТУПЛЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФЕРТОВ 0,11
Поступления трансфертов 0,11
II. ЗАТРАТЫ 1 594 059,93
Государственные услуги общего характера 78 954,17
Оборона 73 136,40
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 127 500,84
Образование 234 788,91
Здравоохранение 158 476,76
Социальная помощь и социальное обеспечение 315 544,86
Жилищно-коммунальное хозяйство 83 570,76
Культура, спорт, туризм и информационное пространство 55 170,81
Топливно-энергетический комплекс и недропользование 23 974,80
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 57 554,91
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность 4 883,06
Транспорт и коммуникации 123 845,54
Прочие 37 434,00
Обслуживание долга 21 818,53
Трансферты 197 405,58
III. ОПЕРАЦИОННОЕ САЛЬДО 127 021,16
IV. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ 10 491,78
БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ 13 781,76
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 725,42
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность 5 080,00
Транспорт и коммуникации 6 007,22
Прочие 1 969,12
ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ 3 289,98
Погашение бюджетных кредитов 3 289,98
V. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ 92 636,14
ПРИОБРЕТЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ 106 567,30
Государственные услуги общего характера 215,12
Образование 482,16
Жилищно-коммунальное хозяйство 14 420,00
Культура, спорт, туризм и информационное пространство 1 315,00
Топливно-энергетический комплекс и недропользование 1 400,00
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 25 241,57
Транспорт и коммуникации 7 280,00
Прочие 56 213,44
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА 13 931,15
Поступления от продажи финансовых активов государства 13 931,15
VI. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА 23 893,24
VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА) БЮДЖЕТА -23 893,24
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ 150 730,50
Поступления займов 150 730,50
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ 80 548,90
Погашение займов 80 548,90
ДВИЖЕНИЕ ОСТАТКОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ -94 074,83

Бюджетный Механизм как элемент управления бюджетом влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Оценку бюджетному механизму можно дать по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и использования бюджетного фонда страны. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов.

По мере развития общества, экономики бюджетный механизм приобретает качественно новые черты: изменяются приоритеты бюджетной политики, где решение текущих задач, перейдет к разработке и реализации долгосрочных целевых программ, меняются методы косвенного влияния бюджета на экономику; преобразования методологии и методики бюджетного планирования.

Бюджетный механизм воздействует на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Через налоги, налоговые льготы, объем и направление бюджетного финансирования можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно - технических достижений, повышению рентабельности. Чем активнее в стране бюджетный механизм, тем больше возможности добиться сбалансированности доходов и расходов бюджета, снижать необоснованные расходы,увеличивать налоговые и другие поступления в доходную часть. Через бюджетный механизм регулируются отношения внутри государственного бюджета: республиканскими (федеральными) и местными бюджетами.

В проведении бюджетной политики государства бюджетный механизм направлен на выполнение фискальной политики в отношении дефицита бюджета. Здесь можно выделить три концепции фискальной политики:

ежегодно балансируемый бюджет;

бюджет балансируемый на циклической основе;

концепция функциональных финансов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: