double arrow

Вопрос 4. Религиозно-традиционные правовые семьи

Религиозно-традиционные правовые семьи ус­ловно можно разделить на религиозные и тра­диционные.

К религиозным правовым семьям относят страны мусульманского и индусского, а иногда и иудейского права. В основе такой семьи лежит какая-либо система вероучений.

Семья мусульманского права — одна из основных религиозных правовых семей современности, фундаментом которой является Коран — священная книга мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями в нем содержатся и установления правового характера. Например, обязанность давать убежище иновер­цам. Помимо Корана источниками мусульманского права являются также Сунна — священное предание, рассказывающее о жизни Про­рока, сборник его высказываний; Иджма — комментарий ислама, со­ставленный его толкователями, основная задача которого восполнять пробелы в праве, если об этом ничего не сказано в Коране и Сунне. Источником мусульманского права признаются также толкования в об­ласти права по аналогии под названием «кияс». Суть его заключается в применении тех или иных установленных иными источниками права предписаний к новым, не предусмотренным ими случаям.

Мусульманское право возникло только в VII в., но имеет очень широкое распространение в мире: Саудовская Аравия, ОАЭ, Афганистан, Иран, Ливия, Тунис и другие страны. В большинстве му­сульманских стран мусульманское право составляет лишь часть пра­вовой системы, регулируя в основном вопросы «личного статуса» (брак, наследство). Однако в последнее время наблюдается процесс его расширения, в частности, происходит активная исламизация уголовного права.

Семья индусского права является одной из древнейших правовых семей. Оно и сейчас распространяет свое действие на 450—500 млн. человек, проживающих в Индии, Непале, Малайзии, некоторых странах Восточной Африки (Кении, Танзании). Это одна из самых древних и сложных правовых систем. Зарождение ее относится к XV в. до н.э. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Важнейшая категория индусского права — дхарма — универсальные законы космического характера, комплекс религиозных, нравствен­ных, социальных и правовых обязанностей.

Источниками права наряду со священными писаниями индусов являются также обычаи и законы.

Несмотря на то, что индуизм сформировался в глубокой древно­сти, он до сих пор сохранил свое регулятивное значение. Особен­ную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо — семейные отношения, семейная соб­ственность, наследование, кастовый статус человека и т.д.

Отличительные особенности семьи религиозного права:

• источниками права являются религиозно-нравственные нор­мы и ценности, содержащиеся в священных книгах;

• в законотворчестве законодатель учитывает принципы рели­гиозного права;

• данная правовая семья отличается архаичностью, консерва­тизмом, неизменностью своих концептуальных основ;

• особое место среди источников занимают труды ученых-юрис­тов, толкующие первоисточники;

• судебная практика не является источником права;

• на первое место выдвигаются не права, а обязанности чело­века.

Традиционные правовые семьи состоят из дальневосточной право­вой семьи (Китай, Япония, Корея, Мадагаскар, страны Индокитая и др.) и семьи обычного права (или Африканская правовая семья), куда входит большинство стран тропической Африки.

Дальневосточная правовая семья существует не одно тысячелетие в длительной изоляции от зарубежного права. Глубокие нравственно-Религиозные корни настолько устойчивы, что ничто не может корен­ным образом изменить юридическую природу стран, где эта право­вая семья получила распространение.

Основа дальневосточной семьи — древнекитайское право. Многовековая история Китая породила многочисленные философские идеи, из них три — даосизм, конфуцианство, легизм оказали решающее воздействие на формирование дальневосточного права. Его отличительной чертой было отрицательное отношение к западной идее права с его строгостью и абстрактностью, а преобладала идея «общества без права», согласно которой на переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение. В своем поведении человек должен руководствоваться не юридиче­скими мотивами, а стремлением к гармонии и миру. Согласитель­ные процедуры ценнее правосудия, и конфликты следует гасить пу­тем посредничества, а не решать правовым путем. Конечно, могут существовать и законы как средство устрашения. Но они создаются не для того, чтобы применяться, и к тем, кто хочет строить свою жизнь, руководствуясь ими, не испытывают ничего, кроме презре­ния. Так же относятся и к тем, кто изучает или применяет право.

Со временем, после падения императорского режима, либерали­зации коммунистической власти в этой стране, а затем и коммуни­стического режима в Китае, активного проникновения элементов европейской цивилизации в Японию в правовых системах стран Дальнего Востока произошли значительные изменения. Однако все имевшие место модификации далеки от того, чтобы привести к отка­зу от стойких правовых традиций, в основе которых лежит сложный сплав из тысячелетних морально-этических постулатов и националь­ной психологии, имеющих здесь колоссальную, по сути, вневремен­ную силу инерции. Поэтому структуры и институты западного типа, введенные в этих странах, в большинстве случаев остаются простым фасадом, за которым регламентация общественных отношений стро­ится, как правило, в соответствии с традиционными моделями.

Семья обычного права. Обычное право, господствующее, напри­мер, в тропической Африке, понимается как совокупность преиму­щественно правил неписаных, признаваемых ее членами в качестве обязательных.

В своем развитии право африканской правовой семьи прошло несколько этапов:

• развития обычного права;

• колонизации и влияния на него права завоевателей;

• независимого развития и формирования современных правовых систем.

Долгое время Африка жила по нормам обычаев, где сочетались правовые и моральные нормы. Постепенно, в результате сначала колонизации, а затем распада колониальной системы, традиционное африканское обычное право утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свои первоначальные черты. Но процесс вытеснения обыч­ного права протекает довольно сложно: в одних странах (Того, Заир и др.) проводится курс на его интеграцию, т.е. включение обычных норм в законодательство, в других (Мали, Конго и др.) — вводится запрет обычного права.

Но, как справедливо заметил Р. Давид, право западного образца, действующее здесь, по большей части является своего рода лишь орнаментом. Большинство населения продолжает жить в соответст­вии с традициями (мало похожими на то, что на Западе понимают под правом), не обращая внимания на искусственные своды право­вых норм.

Отличительные особенности традиционной правовой семьи:

• дуализм источников права;

• основными источниками права на протяжении длительного времени являлись обычаи и традиции, в настоящее время уси­ливается значение писаного права и судебной практики;

• большинство граждан продолжает жить в соответствии с веко­выми правовыми традициями;

• искусственно созданные своды правовых норм обладают в глазах населения меньшей социальной ценностью, чем традиции и обычаи;

• право выполняет большей частью орнаментальную роль;

• на первом месте в правовой практике должны стоять воспи­тание и убеждение, а не власть и принуждение;

• архаичность многих обычаев и традиций.

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры ТиИГП,

подполковник внутренней службы

к.ю.н. ________Т.В. Барсукова

Старший преподаватель кафедры ТиИГП.

к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: