Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации

Определение любого понятия, в особенности юридического, имеет большое практическое значение и выполняет не только информационные, но и правовые функции. В юридической науке существует группа правовых понятий, которые по своей сущности представляют собой своего рода метафоры. Правовые понятия-метафоры связаны с представлениями человека об окружающем мире.

Часть правовых понятий-метафор является долгожителями, часть "покидает" юридический лексикон в связи с изменением уровня познания, а также изменением самого мира. Те метафоры, которые оказываются юридически "бессмертными", продолжают использоваться в современной юридической науке. Одними из таких понятий являются понятия "правовой статус", "иностранный гражданин" и "правовой статус иностранного гражданина".

Право выступает необходимым средством закрепления выражения социальной свободы личности, ее интересов. В связи с этим правовой статус лица всегда является отражением его социального положения. Понятие "статус" соотносится с понятием "социальная роль". В современной научной литературе понятие "статус" применяется значительно реже, чем понятие "роль". Обычно статус лица связывается с его правами и привилегиями.

В юридической литературе большинство ученых используют понятие "правовой статус", отождествляя его с понятием "правовое положение". Правовой статус является статичной, устойчивой, юридической основой интересов личности. Изменение правового статуса производится только законодательным путем, отражая поступательное развитие общества. Сама личность не может определить свой статус, она лишь действует, исходя из своего правового положения. Отсюда, правовой статус есть средство не личности, а государства, которое через определение статуса задает ей исходную правовую позицию. Поэтому статус является фиксированной моделью интересов личности.

Правовым статусом личности охватываются все существенные ее взаимоотношения с обществом, составляющие основу всего богатства ее социальных связей и отношений. Не случайно правовой статус соотносится с правовым положением. Правовой статус, другими словами, указывает на место личности в системе правоотношений, характеризующихся правами и обязанностями. Следовательно, понятие "правовое положение" отражает функциональную роль и указывает место личности в системе общественных отношений. Отсюда, это понятие, по логике вещей, не должно быть тождественно понятию правового статуса.

Попытки отдельных авторов разграничить эти понятия и выделить их специфику не увенчались успехом. Так, предлагалось обозначить понятием "статус" только "ядро", "стержневые элементы" положения личности, а всю совокупность правовых признаков, состояний, возможностей гражданина именовать правовым положением или правовым комплексом. Но как справедливо заметил В. М. Корнуков, "при всей убедительности" доводов авторов в пользу различия этих понятий и "определенной уместности", такое решение может "только усложнить" понимание сути вопроса.

"Статус (от латинского - status - состояние, положение) социальный" означает соотносительное положение (позицию) индивида в социальной системе, а "правовой статус" соответственно - в социально-правовой системе. Словарь русского языка слово "статус" трактует как "правовое положение".

В правовой статус лица отдельные авторы кроме прав и обязанностей включают:

ў гражданство,

ў правосубъектность,

ў принципы,

ў законные интересы,

ў гарантии, обеспечивающие осуществление прав и свобод и исполнение обязанностей и др.

Чтобы выразить свое отношение к данной проблеме, обратимся, прежде всего, к конституционному праву, поскольку к его предмету относятся те отношения, которые можно рассматривать как базовые, основополагающие, регулирующие отношения во всех сферах жизнедеятельности общества. Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы статуса личности, отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве. Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин включают в него гражданство, общие принципы статуса личности, основные права, свободы и обязанности, А.И. Коваленко - права, свободы и обязанности, гражданство. Расходятся авторы, как можно видеть, в одном, а именно в том, что А.И. Коваленко не указывает общие принципы статуса личности, о которых упоминают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин.

Е.Г. Мартынчик конституционный статус личности представил состоящим из прав, свобод, гарантий прав и свобод, обязанностей. В.М. Корнуков в него включил гражданство, общую правоспособность, основные права, свободы, обязанности и гарантии их осуществления. Как можно видеть, статус личности представлен набором различных составных элементов. Ничего более важного в структуре правового статуса личности, кроме прав, свобод и обязанностей, как представляется, не должно быть. Система прав, свобод и обязанностей есть "сердцевина", "ядро" правового статуса личности и, соответственно, решения основных юридических проблем. Следует согласиться с мнением тех авторов, которые отдают предпочтение исключительно правам, свободам и обязанностям как категориям, которые позволяют четко выделить структуру понятия правового статуса личности. Е.А. Лукашева, например, находит, что гражданство, как общая правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическая ответственность и другие дополнительные элементы следует считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общую правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так, например, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, ибо без обязанностей нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (например, системы гарантий).

Законные интересы, как интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, также нецелесообразно закреплять в качестве самостоятельного элемента.

Е.А. Лукашева поддерживает позицию Н.В. Витрука и В.А. Кучинского, которые еще раньше высказали суждение, что правовой статус личности и правовое положение личности не взаимозаменяемые понятия. Е.А. Лукашева считает, что следует ограничить понятие правового статуса личности категориями прав, свобод и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру, что, по всей вероятности, предстатусные и послестатусные элементы целесообразно включить в понятие "правовое положение личности", как это предлагали Н.В. Витрук и В.А. Кучинский.

Если обратиться к принципам статуса личности то, по выражению А.И. Коваленко, общие основополагающие начала, определяющие его содержание, придают правам и свободам характер единого связанного целого. "Другими словами, превращают их совокупность в стройную систему". А.И. Коваленко к принципам правового статуса личности относит:

-закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права;

-принцип не отчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежность их ему от рождения;

-принцип единства прав и обязанностей граждан.

Как можно видеть, они определяют характер и содержание прав и свобод человека и гражданина в их совокупности. Отсюда, нет оснований для включения принципов в правовой статус личности.

Учитывая, что ученые-процессуалисты часто подменяют понятие правового статуса правовым положением и, анализируя это, мы можем отметить, что высказывавшееся в литературе мнение о расширении содержания понятия правового положения личности является обоснованным. Мы придерживаемся позиции, согласно которой правовое положение личности понимается и в широком, и в узком смысле. Употребление термина "статус" для обозначения правового положения в узком смысле является условным. Структурными элементами содержания правового положения личности необходимо считать правосубъектность лица, систему его юридических прав, обязанностей и законных интересов, правовые принципы и юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов. Гражданство считается элементом содержания правового положения не всяких лиц, а только лиц, обладающих определенным гражданством. Что касается правового статуса личности, то в его содержание входят только правосубъектность и система прав, обязанностей и законных интересов. То есть, правовое положение охватывает правовой статус, а последний является комплексным элементом правового положения.

Итак, сердцевиной, ядром правового статуса личности, безусловно, являются основные права, свободы и обязанности личности. Важной чертой конституционного закрепления статуса личности является признание субъектом прав и свобод каждого человека; признание его прав и свобод высшей ценностью; отказ от приоритета государственных интересов над интересами личности; признание взаимных прав, обязанностей и ответственности. Конституционное законодательство, как уже было сказано, стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч.2 ст. 17 Конституции РФ). Впервые в Конституции Российской Федерации получил закрепление принцип примата норм международного права в области прав человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст.15 Конституции РФ). В ст.17 Конституции РФ указывается, что признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Это означает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.3 ст.46 Конституции РФ). Это общее, что определяет положение человека в обществе и государстве, а стало быть, и во всех сферах общественных отношений, которые регулируются правом. Человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, определяемых нормами конкретной отрасли права, основываясь на конституционном статусе личности. В той мере, в какой конституционный статус личности находит свое выражение в отраслевом статусе, соответственно, отраслевой (специальный) статус в свою очередь, проявляется в конкретном, индивидуальном статусе личности того или иного субъекта процесса. Конкретный (индивидуальный) статус личности закрепляет все связи и отношения данного субъекта с обществом, государством, выражая тем самым его положение.

Понятие "иностранный гражданин" уходит корнями к латинскому "persona". Этот термин был одним из основных понятий римского права. По свидетельству историков, в основу "Институций" Гая была положена дифференциация права на лица, вещи и иски: "Все право, которым мы пользуемся, - писал Гай, - относится либо к лицам (personas), либо к вещам, либо к искам".

В российском законодательстве понятие "иностранный гражданин" закрепляется в Федеральном законе РФ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральном законе РФ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации". К иностранным гражданам относятся физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Определение, содержащееся в Федеральном законе РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не является единственным, и в ряде других нормативно-правовых документов содержатся иные определения, отражающие характер правоотношений и специфику той сферы деятельности, в которой участвуют иностранные граждане.

Установление содержания понятия "иностранный гражданин" имеет значение для определения правового статуса соответствующих категорий физических лиц, объема прав и обязанностей индивидов, находящихся на территории иностранного государства и осуществляющих там свою деятельность или же просто проживающих в иностранном государстве без осуществления какой-либо деятельности.

Рассматривая категорию "иностранный гражданин", следует отметить, что в нее включаются беженцы и вынужденные переселенцы; апатриды и бипатриды. А по смыслу Федерального закона РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в п.2 ст.2 понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Каждая из этих групп физических лиц имеет свои особенности и каждое понятие несет, в свою очередь самостоятельную смысловую нагрузку. Поэтому, чтобы не отходить от цели нашего диссертационного исследования, мы будем рассматривать категорию "иностранный гражданин" в узком смысле, а именно только как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Изучение прошлого жизненно необходимо для решения многих задач современности, включая и повышение эффективности борьбы с преступностью. Поэтому рассмотрение исторического аспекта развития законодательства о правовом статусе является достаточно актуальным.

В соответствии с принципом государственного суверенитета каждое государство самостоятельно определяет правовой статус как своих, так и иностранных граждан, регламентирует вопросы въезда (выезда) этих лиц на свою территорию, условия их нахождения и транзитного проезда и т.д. Вопросы, касающиеся правового статуса иностранных граждан, регулируются также международными договорами и соглашениями (учитывая при этом нормы международного права).

В различные исторические эпохи проблема правового статуса иностранных граждан в стране пребывания решалась по-разному.

В период рабовладения и раннего средневековья враждебность, политическая, культурная и религиозная исключительность государств влекли за собой закрытие доступа иностранных граждан в пределы государства. Вследствие религиозной нетерпимости или политических опасений, заставлявших смотреть на иностранного гражданина как на человека вредного, опасного, некоторые древние государства (например, Китай) запрещали доступ иностранных граждан на свою территорию.

Характерными чертами переходного периода к буржуазному этапу развития международных отношений явились их неразвитость и неурегулированность. На этой стадии иностранные граждане стали допускаться в чужое государство, но занимали в нем исключительное положение. Их полноправие ограничивалось, становилось обособленным, либо им предоставлялись исключительные льготы. Эти льготы, обусловленные влиянием тех или иных особенностей государства в силу исторических, географических или духовных условий жизни, либо из политических соображений, создают для иностранных граждан особое привилегированное положение.

С развитием международных отношений появляются международные соглашения об охране иностранных граждан, прежде всего в той сфере, в которой сильнее всего чувствуется необходимость и польза общения (например, в сфере торговых отношений - договоры о безопасности и свободе торговли на случай войны). Это уже была попытка перехода к демократическому этапу международных отношений - к международному признанию прав лица иностранного гражданина независимого государства, к которому он принадлежал.

В силу международных договоров иностранный гражданин либо уравнивался в правах с подданными чужого государства, либо иностранному гражданину предоставлялись права, признаваемые государством за наиболее благоприятствующими им народами. Под уравниванием иностранных граждан в правах с подданными подразумевалось лишь равенство в гражданских правах, но не в публичных. Это и понятно, так как между государством и подданными существовали особые юридические, политические, исторические связи, которые невозможны вне подданических отношений. Между тем, общегражданские права коренятся в личности человека, признаваемой всеми цивилизованными народами независимо от принадлежности лица к тому или иному государству.

С точки зрения современного международного права личность человека, присущие ей основные права и свободы охраняются государством независимо от того, является ли лицо гражданином данного государства или иностранным гражданином.

В конце XIX в. в некоторых государствах наметилась тенденция к ограничению гражданских прав иностранных граждан.

Так, в США, Норвегии и ряде других стран иностранные граждане были ограничены в правах владения недвижимостью. Но эти ограничения объяснялись соображениями земельной политики и, следовательно, имели чисто политический характер. В США с 1887 года было запрещено приобретение недвижимого имущества иностранными гражданами, а в Норвегии по закону 1888 года его приобретение допускалось только с разрешения правительства.

Иностранные граждане на территории другого государства наравне с его подданными пользовались охраной своего личного имущественного права. В связи с этим правом охраны и защиты возникали определенные обязанности иностранных граждан по отношению к этому государству.

Относительно уголовной юрисдикции государства иностранный гражданин, пребывающий на его территории, как правило, приравнивался к подданному. В области уголовного права действовал территориальный принцип, согласно которому иностранный гражданин судился по законам места его пребывания.

Во всех вопросах, касающихся правоспособности иностранных граждан, господствовал общепризнанный принцип равноправия всех иностранных граждан в государстве пребывания независимо от их принадлежности к тому или иному государству.

Исключительное положение в силу международной практики занимали те иностранные граждане, за которыми признавалось право экстерриториальности. Это право устанавливалось историческими традициями, обычаями и договорами на основании взаимных соглашений государств для коронованных особ и их семейств, для дипломатических агентов, аккредитованных при главе того или иного государства, в котором они пребывали, для военных кораблей и войск, находящихся в чужих водах или на чужой территории.

Особые отношения устанавливаются также между государством и пребывающими на его территории иностранными гражданами в случае, когда последние нашли в этом государстве убежище в качестве политических эмигрантов. В силу господствующей международной практики всякое государство имело право предоставлять убежище иностранным гражданам. Но, предоставляя политическому эмигранту убежище, государство принимало на себя обязанность по отношению к отечеству эмигранта. Оно не должно было допускать, чтобы иностранные эмигранты пользовались этим убежищем и безопасностью от преследования отечественной государственной власти для совершения каких-либо действий против своего государства, с которым приютившее государство находилось в дружественных отношениях. Оно должно было принять все меры к пресечению их враждебной деятельности по отношению к их отечеству. С этой целью государство требовало удаления эмигрантов внутрь страны от границ того государства, которому эмигранты угрожали, или назначало определенные места для их свободного пребывания. Если же это не помогало, то государство могло прибегнуть к изгнанию подобных иностранных граждан за пределы своей территории.

В отличие от развития мирового законодательства о правовом статусе иностранных граждан Россия в этом вопросе имела свои характерные черты.

В допетровской Руси иностранным гражданам был запрещен свободный въезд в страну. Как гласит Новоторговый устав от 22 апреля 1667 г., торгующих иностранных граждан "велено пропускать в Москву и другие города лишь тех, у которых были Великого Государя жалованные грамоты о торгах, за красною печатью". Что же касается тех иностранных граждан, у которых таких "грамот о торгах не было, то их не велено пропускать к Москве либо в другие города, они могли лишь торговать у города Архангельска и в Пскове".

В петровские и послепетровские времена иностранным гражданам предоставлялась масса прав наравне (а иногда и более) с российскими подданными.

Однако, следует отметить, что начиная с эпохи Великой французской революции и во время наполеоновских войн российское правительство относилось к иностранным гражданам весьма неблагоприятно, главным образом по политическим соображениям, и подвергало их различным гонениям.

Таким образом, к началу XX в. акты российского законодательства о правах иностранных граждан оставались разрозненными. Единого акта, регламентировавшего правовой статус иностранных граждан, не было.

В некоторых отношениях законодательство того периода идет слишком далеко в уравнении прав иностранных граждан с русскими подданными, в других - наоборот, права иностранных граждан, на наш взгляд, необоснованно ограничены.

Например, иностранным гражданам предоставлялся свободный въезд в Россию. По общему правилу, приезжать и жить в России могли иностранные граждане всех наций. Исключение было установлено лишь для евреев.

Для пропуска в Российскую империю иностранный гражданин должен был иметь при себе национальный паспорт или дорожную книжку, засвидетельствованную российским посольством или консульством, находящимся при иностранном государстве. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что на основании такого паспорта иностранный гражданин не имел права передвигаться по территории России. Статья 129 Устава о паспортах устанавливала, что "каждый иностранец, приехавший в Россию с законным паспортом, должен явиться в первом, лежащем на пути, губернском городе к местному губернатору, и, представив ему свой паспорт, с которым он прибыл, получить взамен его паспорт для жительства и переездов в Империи". Национальные паспорта в этом случае не отбирались, на них лишь делалась надпись: "На основании этого паспорта выдан особый русский вид". Эта надпись скреплялась печатью. Виды на жительство и передвижение в России выдавались иностранным гражданам сроком на один год. По истечении этого срока иностранный гражданин был обязан получить новый паспорт у губернатора той губернии, в которой он находился в тот момент. Пребывание иностранных граждан в России не ограничивалось ни местом, ни сроком.

На территории Российской империи действовали только нормы русского законодательства. Находясь в России, иностранные граждане подлежали действию российских законов и пользовались их защитой и покровительством.

Иностранные граждане в России пользовались правом судебной защиты наравне с русскими подданными. Но в отношении истцов действовало правило, в соответствии с которым привлеченный иностранцем к суду ответчик мог предъявить против истца-иностранца, не состоящего на русской службе и не владеющего в России недвижимостью, отвод об обеспечении судебных издержек на случай отказа в иске.

Судебные решения иностранных судов не имели исполнительной силы в России при отсутствии по этому вопросу договоров или соглашений с правительством той державы, где решение постановлялось.

В отношении уголовной ответственности иностранные граждане подлежали общеуголовным законам. Но для них существовало и особое наказание - высылка за границу по судебному приговору. Иностранные граждане могли быть подвергнуты высылке за границу и в административном порядке, если их поведение признавалось неодобрительным. В том и в другом случае высылка производилась по распоряжению министерства внутренних дел.

Кроме того, для иностранцев-дворян было установлено освобождение от телесных наказаний в случае уголовного суда над ними. Это условие, по всей вероятности, должно быть отнесено к изъятиям по правам состояния.

Законодательство Российской империи о правовом положении иностранных граждан носило, в некоторой степени, дискриминационный характер. Несмотря на провозглашение принципа равенства всех иностранных граждан, независимо от их национальности, значительно ущемлялись права евреев (им, например, одно время, как указывалось раньше, был запрещен въезд в Россию). Объем прав, предоставляемых иностранным гражданам, зависел также от их положения в обществе: иностранцы-дворяне имели ряд привилегий по сравнению с другими разрядами иностранных граждан. Таким образом, законодательство Российской империи носило ярко выраженный классовый характер.

Особенностью правового регулирования статуса иностранных граждан в дореволюционной России являлось также отсутствие единого нормативного акта, в котором определялись бы их права и обязанности.

Российское законодательство в послереволюционный период сохранило преемственность в основных принципах по регулированию взаимоотношений с иностранными гражданами. Однако, на него повлиял целый ряд как объективных, так и субъективных факторов. Так, развитие и становление самого общества, его социальной структуры и международных отношений, политические и экономические процессы оказали как позитивное, так и негативное влияние. Одним из примеров тому может служить политика государственных деятелей в период "холодной" войны.

В первые годы советской власти правовое положение иностранных граждан определялось прежде всего их классовой принадлежностью. В частности, в ст.20 Конституции РСФСР 1918 г. отмечалось: "Исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права советских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Федерации, для трудовых занятий, принадлежащих к рабочему классу и к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права Российского гражданства".

Иностранцы-трудящиеся наравне с российскими гражданами, обладали рядом привилегий, в том числе политических. Правовое положение иностранных граждан из числа нетрудовых элементов определялось аналогично соответствующей категории российских граждан.

Развитию правового положения иностранных граждан в начале 20-х годов способствовало принятие таких нормативных актов, как Декрет Совета Народных Комиссаров от 29.08.1921 г. "О въезде иностранцев из-за границы на территорию РСФСР", Декрет Совета Народных Комиссаров от 22.08.1921 г. "О принятии иностранцев в Российское гражданство". Названными декретами регламентировались вопросы о защите личных прав и имущественных интересов иностранных граждан; об уголовной ответственности за совершенное преступление; о порядке въезда, выезда и высылки иностранцев и ряд других вопросов и др.

Принятие Конституции СССР 1936 г., закрепив новое соотношение классовых сил, расширило содержание прав личности, установило дополнительные гарантии личных прав и свобод, в том числе и для иностранных граждан. На основе Конституции был принят Закон "О гражданстве СССР". Упомянутый закон впервые в советском законодательстве установил категорию лиц без гражданства, исключив тем самым механизм автоматического зачисления лиц в категорию советских граждан. В то же время в Конституции СССР 1936 г. (также, как и в Конституции 1924 г.) не разграничивался правовой статус иностранцев.

Становление и развитие статуса иностранных граждан и, в первую очередь, совершенствование нормативного регулирования прав и обязанностей иностранных граждан получило свое закрепление в Основах уголовного, гражданского и др. законодательствах Союза ССР и союзных республик, принятых в 50-60 г.г.. Активизировавшиеся к тому времени процессы расширения международных отношений привели к заметному увеличению числа заключенных договоров, соглашений и конвенций, которыми специально или косвенно регламентировались вопросы положения иностранных граждан, их статуса, прав, ответственности, обязанностей и др.

Принятая в 1977 г. Конституция СССР существенно усовершенствовала действовавшие прежде нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан. Ст.37 определила основополагающие принципы правового статуса как иностранцев, так и лиц без гражданства, гарантировала предусмотренные законом права и свободы, в том числе, право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Эти изменения привели к выравниванию правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от их социальных, классовых, религиозных, расовых, национальных особенностей, а также образования, рода занятий и др. признаков.

В 1981 г. с целью большей согласованности, объединения и единой концентрации правовых норм, полноты определения правового статуса иностранных граждан был принят Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР". Принятый закон урегулировал широкий спектр правоотношений, касающихся практически всех сфер жизнедеятельности иностранных граждан в СССР, вопросов их въезда и выезда, привилегий и иммунитетов, ответственности за правонарушения и др.

Начало новому этапу в законодательном регулировании вопросов, связанных с пребыванием иностранных граждан, положило принятие 28 ноября 1991 г. Закона "О гражданстве в РСФСР", который на основе преемственности закрепил характерные черты правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, что вполне соответствует международным нормам и принципам. В 1993 г. такой подход был закреплен в ст.19 Конституции РФ, а позднее и в некоторых других ведомственных нормативных актах.

В настоящее время иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. и другими федеральными законами. Регистрация иностранного гражданина, в соответствии со ст.23 Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", производится, если он предъявил для регистрации миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удостоверяющий его личность. Но из этого правила есть исключения, указанные в статье 25 этого Закона, согласно которым "регистрации не подлежат:

1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней, за исключением случая, предусмотренного ст.24 настоящего Федерального закона (когда иностранный гражданин зарегистрирован в гостинице);

3) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, и члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств;

4) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города либо в случае выезда экскурсии в городские или сельские поселения на срок не более двадцати четырех часов;

5) члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в расписаниях (графиках) движения указанных транспортных средств".

Правовой статус иностранных граждан определяется внутренним законодательством каждого государства. Однако компетенция государств в установлении режима иностранных граждан ограничена действием общих принципов международного права. В соответствии с этими принципами запрещается дискриминация иностранных граждан по признакам расы, пола, вероисповедания и т.п. Однако непосредственно в нормах международного права никакие права и обязанности иностранных граждан не закреплены. Их правовой статус определяется внутренним законодательством конкретного государства с учетом его международных обязательств. Выход за рамки этих обязательств будет означать нарушение общепризнанных принципов международного права. Так, государство не может предоставлять иностранным гражданам какие-либо права или возложить на них какие-либо обязанности, которые бы представляли собой вторжение в сферу суверенных прав иного государства и его гражданства.

Таким образом, обобщив все вышеизложенное, мы можем сделать несколько выводов.

1. Правовое положение - это система, включающая в себя правовой статус, систему правовых принципов и юридических гарантий прав, обязанностей и законных интересов.

2. Правовой статус - это комплексный элемент правового положения, включающий в себя правосубъектность, систему юридических прав, обязанностей и законных интересов личности.

3. Правовой статус можно подразделить на 3 группы:

1. Общеправовой (конституционный);

2. Отраслевой (специальный);

3. Конкретный (индивидуальный).

Общеправовой (конституционный) статус включает в себя общую правоспособность и основные права, свободы и обязанности. Человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, определяемых нормами конкретной отрасли права, основываясь на конституционном статусе личности. В той мере, в какой конституционный статус личности находит свое выражение в отраслевом статусе, соответственно, отраслевой статус личности (специальный), в свою очередь проявляется в конкретном (индивидуальном статусе личности того или иного субъекта процесса. Конкретный (индивидуальный) статус личности закрепляет все связи и отношения данного субъекта с обществом, государством, выражая тем самым его положение и определяя свою функциональную роль в данной сфере правоотношений.

Общеправовой статус личности соотносится с отраслевым так же, как соотносятся между собой конституционное право и другие отрасли права. А именно, общеправовой статус личности является базовым или первичным по отношению к отраслевому (специальному) статусу, который является производным от общеправового (конституционного).

При наделении личности кроме основных прав и свобод юридическими (отраслевыми), она приобретает отраслевой (специальный) статус.

4. Правовой статус иностранных граждан в уголовном судопроизводстве определяется, прежде всего, тем объемом прав, обязанностей и законных интересов, который содержит в себе уголовно-процессуальный закон.


47 Понятие, предмет, метод и источники семейного права РФ. Права и обязанности детей и родителей.

Семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Важно отметить, что вопрос о самостоятельности семейного права как отрасли является дискуссионным в науке гражданского права. Значительная часть отечественных цивилистов (Иоффе О.С., Толстой Ю.К., Суханов Е.А.) относят семейное право к подотрасли в системе гражданского права. Во многих странах такой отрасли как семейное право вообще не существует, а методом правового регулирования семейного права выступает гражданско-правовой метод.

Предмет правового регулирования - совокуп­ность единых по своей сущности общественных от­ношений, которые регулируются нормами данной от­расли права.

Метод - совокупность способов, приемов регу­лирования отношений, входящих в предмет отрасли права. Предмет регулирования семейного права -неимущественные и связанные с ними имуществен­ные отношения в семье, т.е. брачно-семейные от­ношения в семье, которые включают в себя и регу­лируют:

- порядок и условия заключения брака; прекращения брака и признания его недействительным;

- личные отношения между супругами (например, отношения по поводу выбора рода занятий, места жительства, владения, пользования и распоряже­ния общим имуществом);

- имущественные и неимущественные отношения между родителями и детьми (например, по воспи­танию и образованию детей) и другими членами семьи (например, СК РФ устанавливает право ре­бенка на общение с бабушкой, дедушкой, братья­ми, сестрами и другими родственниками, обязан­ности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи);

- усыновление, опеку и попечительство (в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах и других случаях).

Источниками семейного права являются:

Законы — Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы (ФЗ от21.12.96 г. «О до­полнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей» или ФЗ от 24.07.98 г. «Об основных гаранти­ях прав ребенка в Российской Федерации»). Основ­ным источником семейного права является Семей­ный кодекс РФ, действующий с 1 марта 1996 г. СК охватывает широкий круг семейных отношений, под­лежащих правовому регулированию.

Законы субъектов РФ регулируют семейные отно­шения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например: установле­ние порядка и условий, при наличии которых вступле­ние в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет; организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попе­чения родителей.

Указы Президента РФ по вопросам регулирова­ния семейных отношений, которыми в основном ут­верждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (Федераль­ные целевые программы по вопросам защиты семьи, материнства и детства) или определяются концептуальные подходы к решению проблем в сфере се­мейных отношений.

Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение СК, других федераль­ных законов и указов Президента РФ и носят органи­зационно-распорядительный или финансовый харак­тер. К компетенции Правительства РФ в соответствии с СК, в частности, относятся: определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществле­ние контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ; утвержде­ние положения о приемной семье; установление пе­речня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (по­печительство), и другие функции, по которым приня­ты соответствующие постановления.

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.

Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права, в число которых сле­дует отнести нормы международного права, име­ющие значение для регулирования семейных отно­шений, содержащихся в Уставе ООН, Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., Конвенции стран — участниц СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголов­ным делам от 22 января 1993 г. и в др.

Права и обязанности родителей. Права несовершеннолетних родителей

Родительские права— это совокупность прав и обязанностей, принадлежащих родителям как субъ­ектам родительских правоотношений. Родители не только вправе, но и обязаны осуществлять родитель­ские права, неисполнение которых может повлечь определенные санкции. Предметно суть родитель­ских прав составляют личные неимущественные и имущественные права и обязанности родителей. К личным правам родителей относятся: право на вос­питание и образование детей, право на защиту прав и интересов детей, право на защиту родительских прав, право дать имя и фамилию ребенку и изменять их до 14 лет. Родительские права возникают с момента рождения ребенка, а прекращаются по достижении 18 лет (совершеннолетия) или при вступлении несо­вершеннолетних детей в брак или в случае их эманси­пации. Осуществление родительских прав-несовер­шеннолетними родителями имеет ряд особенностей. Так, если несовершеннолетние родители не состоят в браке и не достигли 16 лет, то они не могут самосто­ятельно осуществлять родительские права, но имеют право на совместное проживание с ребенком и учас­тие в его воспитании. Ребенку таких несовершенно­летних родителей до достижения ими 16 лет назна­чается опекун.

Родители имеют право и обязаны воспитывать сво­их детей и несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физи­ческом, психическом, духовном, нравственном раз­витии своих детей. Родители свободны в выборе средств и методов воспитания ребенка с соблюдени­ем ограничений: они не вправе причинять вред физическому и психическому развитию ребенка, его нравственному развитию, допускать пренебрежи­тельное, жестокое, грубое, унижающее достоинство ребенка обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка. СК предусматривает принцип преимущест­венного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители не право­мочны передавать кому-либо право на воспитание ребенка или отказаться от него, хотя могут поручить временно воспитание детей другим лицам, оставаясь при этом ответственными за воспитание и развитие своего ребенка. Родители также обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и вправе выбирать вид образовательного учреждения и форму обучения своих детей. При этом родители должны действовать, руководствуясь интересами де­тей, по возможности учитывая их мнение. Представ­лять права и интересы своего ребенка может любой из родителей, если он сам обладает дееспособно­стью для совершения юридических действий и не ли­шен родительских прав. Предметом защиты являются права и интересы детей, предусмотренные как се­мейным законодательством (ст. 54—58, 60 СК), так и другими отраслями законодательства (гражданское, трудовое и др.). Закон не только наделяет родителей правами, но и предусматривает меры по защите ро­дительских прав. Так, родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного ре­шения.

Личные (неимущественные) права несовершеннолетних детей. К личным правам несовершеннолетних детей относятся:

• право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК);

Ребенок имеет право жить вместе со своими родителями и никто не может этому воспрепятствовать — ни государственные органы, ни частные лица. Нормы СК о праве ребенка на семейное воспитание согласуются и с п. 2 ст. 20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей. Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, вправе избрать место своего жительства с согласия их законных представителей. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК).

• право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК);

С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано и закрепленное ст. 55 СК право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей.

Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку как со стороны отца, так и со стороны матери. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в законе отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников обоих родителей ребенка, непосредственно указанных в ст. 55 СК, но и родственников более отдаленных степеней родства.

• право на защиту (ст. 56 СК);

Семейным кодексом (п. 1 ст. 56) установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст.147).

• право выражать свое мнение (ст. 57 СК);

В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка ст. 57 СК предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Ребенок правомочен довести до сведения родителей и других членов семьи свои соображения по тому или иному вопросу, связанному с его интересами, в любой доступной для него форме. В Кодексе не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции о правах ребенка такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды.

• право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК).

Право ребенка на имя закреплено в ст. 58 СК. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства. В соответствии с п. 2 ст. 58 СК имя ребенку дается по соглашению родителей. Отчество ребенку присваивается по имени отца или по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае.


48 Уголовное право как отрасль российского права.

Уголовное право - одна из отраслей российского права. Понятие "уголовное право" подразумевает пол собой совокупность правовых норм, которые определяют основания и принципы уголовной ответственности, преступность и наказуемость деяний, представляющих опасность или общества, устанавливают виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления, а также определяют основания для освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уголовному праву как отрасли присущи все признаки, свойственные системе права России в целом: нормативность, формальная определенность, обязательность для исполнения и т.п. В то же время наряду с общими уголовное право имеет специфические признаки, обусловленные своим предметом и методом правового регулировании.

Предмет правового регулирования уголовного права как отрасли составляет особая группа общественных отношений - уголовно-правовых, возникающих из юридического факта - совершения преступления. Наряду с этим в предмет уголовного права входят также общественные отношения, которые наделяют граждан правом на причинение вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (например, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление).

В целом выделяются три основные разновидности уголовно-правовых отношений, образующих в совокупности предмет уголовно-правового регулирования: охранительные, общепредупредительные и регулятивные уголовно-правовые отношения. Никакая другая отрасль, кроме уголовного права, не регулирует данные правоотношения.

Охранительные уголовно-правовые отношения возникают в связи с совершением преступления. Их субъектами являются: лицо, совершившее запрещенное уголовным законом преступное деяние, и суд (прокурор, следователь, орган дознания, орган, исполняющий наказания), наделенные взаимными правами и обязанностями.

Общепредупредительные уголовно-правовые отношения связаны с удержанием лица от совершения преступления посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах.

Регулятивные уголовно-правовые отношения наделяют граждан правами на причинение вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Разновидностям предмета уголовно-правового регулирования соответствуют и методы их правового регулирования.

охранительные уголовно-правовые отношения регулируются применением санкций уголовно-правовых норм, путем освобождения от уголовной ответственности и наказания, через использование принудительных мер медицинского и воспитательного характера;

oбщепредупредительные регулируются путем установления запрета на совершение наиболее общественно опасных деяний и указания на тяжесть возможных последствий - уголовного наказания:

регулятивные уголовно-правовые отношения связаны с методом наделения граждан правами (дозволения) на активную защиту от общественно опасных посягательств и предупреждение общественно опасных последствий.

Отмеченная специфика характера правоотношений (предмета) и метода их регулирования обусловливает уголовное право как самостоятельную отрасль российского права.

Задачами уголовного права как отрасли являются:

охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя России от преступных посягательств;

обеспечение мира и безопасности людей;

предупреждение преступлений.

При осуществлении этих задач правоохранительные органы обязаны руководствоваться установленными уголовным правом принципами:

законности (преступность деяния и его наказуемость определяются только Уголовным кодексом);

равенства граждан перед законом (люди, совершившие преступление, равны перед законом независимо от пола, расы, языка, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, религии и др.);

виновной ответственности (лицо подлежит ответственности только за те общественно опасные действия, в отношении которых установлена его вина);

справедливости и гуманизма (наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также не иметь цели причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства);

основания уголовной ответственности (основание ответственности - совершение деяния, имеющего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: