double arrow

Вопрос 2

2

Валютный контроль, как вид государственной деятельности, имеет соответствующие основы. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают эффективность указанной деятельности. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информацион­ной форме.

Нормативно-правовая основа валютного контроляпредставляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должност­ные лица при выполнении своих функций.

Нормативно-правовая основа валютного регулирования включает в себя три уровня различных видов нормативных актов:

- Конституция РФ;

- Федеральные законы;

- подзаконные нормативно-правовые акты.

Основной принцип, лежащий в основе нормативно-правовой базы валютного контроля - это строгое соответствие нормативных актов более низкого уровня иерархии нормативным актам более высокого уров­ня. Соблюдение данного принципа является непременным условием действенности нормативной базы валютного регулирования и эффективного функционирования системы валютного контроля.




Высшийуровень организации нормативной базы валютного регу­лирования воплощается в КонституцииРФ. В ней закрепле­ны принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, тамо­женным регулированием (ст. 71), и его законодательном оформле­нии (ст. 76).

Среднийуровень рассматриваемой иерархии - законодательный.Его составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования. Данный уровень можно представить следующими основными нормативными актами:

• Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;

• Кодексом Российской Федерации об административных право­нарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ;

• Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

• Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• Федеральным законом РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

• Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

• Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

• Федеральным законом от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и др.

Особое место в составе нормативно-правовой базы валютного кон­троля занимает Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валют­ном регулировании и валютном контроле». Это - законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные стороны воздей­ствия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля. Данный Закон вме­сте с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ и основу нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.



Нижнийуровень составляет совокупность различного вида подзаконных нормативных актов. Их основное содержание регламентирует вопросы организации валютного контроля, функционирования его механизма, устанавливает порядок взаимодействия контролирующих органов, алгоритм действий их должностных лиц, формы документов, применяемых при осуществлении валютного контроля, порядок их оборота и т. д.

Состав рассматриваемого уровня входят нормативные акты, различные по своему статусу и значению, в частности: указы и распоряжения Пре­зидента РФ, постановления и распоряжения Правительства, акты органов валютного контро­ля (инструкции, положения, приказы, распоряжения, методические рекомендации, письма и др.). Примером подобного рода документов могут служить:



• Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (устанав­ливает порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками с использованием технологии валютного контроля внешней торговли);

• Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);

• Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами упол­номоченным банкам документов и информации при осущест­влении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов ва­лютного контроля - справки о валютных операциях, паспорта сделки);

• Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным бан­кам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банка­ми контроля за проведением валютных операций»;

• Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 г. № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов ва­лютного регулирования при осуществлении внешнеэкономиче­ской деятельности».

· Приказом ФТС РФ от 03.03.2011 г. №478 «Об утверждении Типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов».

Информационную основу валютного контролясоставляет необходимая для осуществления органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами своих функций совокупность сведений, касаю­щихся проведения резидентами и нерезидентами валютных операций, открытия и ведения счетов.

В качестве источника информации при осуществлении валютно­го контроля используются главным образом различные документы, а также сведения, поступающие от организаций - участников кон­трольных действий.

Перечень документов, являющихся основным источником инфор­мации при осуществлении валютного контроля, определен Законом о валютном регулировании (ст. 23). Как отмечается в Законе, агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно от­носятся к проведенной валютной операции.

В установленный Законом перечень документов, содержащих инфор­мацию основу, необходимую для осуществления валютного контроля, входят:

• документы, удостоверяющие личность физического лица;

• документ о государственной регистрации физического лица в ка­честве индивидуального предпринимателя;

• документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юриди­ческого лица, - для резидентов;

• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имуще­ство;

• документы, удостоверяющие права нерезидентов на осущест­вление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформ­ляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного госу­дарства;

• уведомление налогового органа по месту учета резидента об от­крытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

• регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом;

• документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглаше­ния, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

• до­кументы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

• документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и ре­зультатов интеллектуальной деятельности, в том числе исклю­чительных прав на них, акты государственных органов;

• документы, оформляемые и выдаваемые кредитными органи­зациями, включая банковские выписки; документы, подтверж­дающие совершение валютных операций;

• таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и вну­тренних бумаг в документарной форме; паспорт сделки (ПС);

• документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая докумен­ты, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи о паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Не все представленные в данном списке документы имеют для осуществления валютного контроля одинаковое значение. Наиболее важными источниками необходимой для него информации являют­ся:

- контракты, прежде всего внешнеторговые;

- банковские документы, подтверждающие совершение валютных операций;

- таможенные декла­рации;

- паспорта сделок.

Особое место здесь занимают внешнеторговые контракты, в первую очередь их разделы, связанные с ценой контрак­та, валютными и финансовыми условиями платежей. В них содержится информация, которая становится основой оформления банковских документов, таможенных деклараций, паспортов сделок. Поэтому она является исходной и для действий контролирующих органов.



2




Сейчас читают про: