Этапы становления системы валютного регулирования в России

В истории валютного регулирования России можно выделить следующие этапы развития:

v I этап (до 1986г.) – валютная монополия.

v II этап (1986г. – 1991г.) – модель жесткого валютного регулирования.

v III этап (1991г. –1998г.) – умеренно-либеральная модель валютного регулирования.

v IV этап (1998г. – 2001г.) – модель жесткого валютного регулирования.

v V этап (2001г. – июль 2006г.) – умеренно-либеральная модель валютного регулирования

v VI этап (с июля 2006г. По настоящее время) – либеральная модель валютного регулирования.

Исследуем подробнее выделенные этапы становления и развития системы валютного регулирования в советской и постсоветской России.

I этап (1925г. – 1986г.)

Основой валютной системы СССР являлась валютная монополия государства, обладавшего исключительными правами владения и распоряжения иностранной валютой. Валютная монополия представляла собой составляющую монополии государства на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Основными целями и задачами валютной монополии декларировались: защита экономики от неблагоприятных воздействий извне; обеспечение рационального распределения иностранной валюты, планирование и регулирование состояния платежного баланса, повышение эффективности внешних связей страны. Правовое регулирование сферы валютных отношений осуществлялось по принципу «запрещено все, что прямо не разрешено законом». В условиях исключительного права государства на осуществление всех операций с иностранной валютой это означало полный запрет для резидентов и нерезидентов на осуществление валютных операций (ряд исключений касался лиц, работавших за границей или получавших гонорары, наследство и имевших право открывать определенные виды счетов во Внешторгбанке).

В условиях административно-командной системы в СССР использование валютных средств (доходов от экспорта, привлеченных кредитов и иностранной валюте, валютных резервов) осуществлялось государством на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах Внешторгбанка СССР (с 1988г. – Внешэкономбанка СССР) – банка-монополиста, обслуживавшего все международные расчеты СССР. Валютные планы государства, содержавшие данные об источниках и объемах поступлений, а также направлениях и суммах расходов валютных средств, утверждались в составе системы народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Органы государственной власти СССР, местные органы власти, предприятия и организации расходовали выделенные им через единую валютную кассу государства валютные средства в пределах установленных лимитов.

Существование валютной монополии в СССР фактически изолировало страну от воздействия большинства внешних негативных факторов и позволило без внутренних потрясений пережить крах двух мировых валютных систем – Генуэзской и Бреттон-Вудской, при этом изменения в мировом порядке регулирования валютных отношений и валютные кризисы в развитых странах не игнорировались и находили отражение в валютной политике Госбанка СССР в форме периодических девальваций рубля и изменении порядка расчета валютного курса. В то же время, изолированность от внешнего мира не позволяла экономике своевременно адаптироваться к изменениям, происходившим в механизмах регулирования международных валютно-финансовых отношений, характер управления валютной сферой страны был законсервирован на многие десятилетия. Учитывая, что Кодекс либерализации движения капитала был принят ОЭСР еще в начале 1960-х гг., СССР к 1986г. Категорически отстал от бурно развивавшихся в мировой экономике с середины XX века процессов интернационализации и глобализации.

II этап (1986г. – 1991г.)

Период с августа 1986г. По август 1991г. Стал переходным и переломным в истории нашего государства. В сфере регулирования валютных отношений, в связи с начавшейся децентрализацией внешнеэкономической деятельности, руководством страны также была продемонстрирована готовность отменить государственную валютную монополию. Однако, отсутствие четкой программы реформирования экономики, распределения компетенции в области регулирования валютной сферы, единого нормативного документа, регламентирующего осуществление валютных операций на данном этапе выразилось в попытках реформировать существовавший механизм управления валютными потоками вместо создания принципиально новой валютной системы.

Фактически, органами реализации валютной политики на данном этапе являлись несколько государственных учреждений – Государственная внешнеэкономическая комиссия (далее – ГВК) Совета Министров СССР, созданная в 1986г., Госплан СССР, Минфин СССР, Внешэкономбанк, Министерство внешнеэкономических связей СССР (МВЭС), Госбанк СССР.

В связи с децентрализацией внешнеэкономической деятельности в 1986г. Более 20 министерств и ведомств, а также первоначально около 70 крупнейших объединений, предприятий и организаций получили право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций. Уже к концу 1988г. Количество предприятий, получивших право выхода на внешний рынок, превысило 200. В процессе дальнейшего развития реформы с 1 апреля 1989г. Право выхода на внешние рынки получили все предприятия, хотя они имели право торговать только продукцией собственного производства. Важным элементом внешнеэкономической реформы стал допуск иностранного капитала в экономику СССР: было принято решение о создании совместных предприятий с организациями социалистических стран, а также фирмами капиталистических и развивающихся стран.

В 1986г. Было принято решение разрабатывать сводный валютный план (платежный баланс) страны на пятилетку, валютная выручка с 1987г. Стала плановым показателем для предприятий. В августе 1986г. Для стимулирования экспорта правительство предоставило предприятиям право на использование части заработанной ими иностранной валюты. Была создана система валютных фондов, подразумевающая отчисления от формально принадлежащей государству валютной выручки в виде фиксированного процента.

С марта 1989г. Ограничения по текущим операциям приняли форму лицензирования. Четкие ограничения по финансовым операциям отсутствовали, но все они без исключения требовали получения лицензий у Внешэкономбанка. Что касается физических лиц, то Внешэкономбанк открывал гражданам валютные счета двух типов: «Б» - для зачисления алиментов, наследств, пенсий с ограничением размера сумм, которые могут быть сняты единовременно для вывоза за границу; «В» - для зарплаты, гонораров без ограничений. В 1988-1989гг. по текущим счетам граждан начали платить небольшие проценты при условии внесения определенной минимальной суммы. Валюта с указанных счетов могла использоваться для покупки дефицитных товаров, обмена на рубли. Наличная валюта, легально ввезенная из-за границы, могла свободно храниться и вывозиться в течение года. Нигде юридически не было зафиксировано запрещение физическим лицам держать иностранную валюту не во Внешэкономбанке, но на практике его монополия на проведение операций с валютой советских граждан сохранялась.

С целью стимулирования экспорта в 1987г. Были введены дифференцированные валютные коэффициенты (далее – ДВК) – внутренние расчетные курсы, призванные компенсировать ценовые диспропорции и завышенность официального курса. Данное нововведение заменило систему индивидуальных дотаций и скидок. Всего ввели около 3000 коэффициентов, дифференцированных по группам валют и товаров, по экспорту и импорту от 0,2 до 6,6. На практике ДВК затронули только 30-40% товаров, входивших до реформы в номенклатуру Министерства внешней торговли. Отсутствие положительного эффекта от введения ДВК вынудило правительство отменить эти коэффициенты, с 1 января 1990г. По торговым операциям была введена 100%-ая премия к официальному курсу. Фактически это означало 50%-ую девальвацию рубля по торговым операциям.

С конца 1989г. В стране стала практиковаться множественность валютных курсов. По неторговым операциям с 1 ноября 1989г. Госбанк СССР приступил к установлению специального курса рубля, который применялся банковскими учреждениями при продаже свободно конвертируемых валют гражданам, выезжавшим за границу по личным делам, и при выплате рублей с валютных счетов советских граждан, а также государственным, кооперативным и иным предприятиям на цели, связанные с поездками их работников по служебным делам за границу. Специальный курс рубля к доллару США на 01.11.1989 составлял 6 руб. 26 коп., тогда как официальный – 63 коп. за доллар США.

Переход к рыночному курсообразованию был осуществлен введением на территории СССР с 02.11.1990 коммерческого курса рубля, по которому осуществлялась большая часть валютных операций: обязательная продажа 40% экспортной валютной выручки в Союзно-республиканский валютный фонд РСФСР; расчет рублевого эквивалента остатков средств на инвалютных счетах предприятий и организаций во Внешэкономбанке; расчеты по торговым, неторговым и кредитным операциям; учет и составление отчетности участниками внешнеэкономической деятельности. На 02.11.1990 коммерческий курс рубля составлял 1,66 руб. за доллар США, в то время как официальный – 55 коп. за доллар США. В этот период также происходило формирование свободного рынка наличной иностранной валюты: с 24.07.1991 Госбанк СССР приступил к установлению туристского курса рубля, который определялся на основе соотношения объемов покупки и продажи наличной иностранной валюты коммерческими банками у советских и иностранных граждан. Будучи наименее зарегулированным сегментом внутреннего валютного рынка, рынок наличной иностранной валюты сформировал туристский курс на уровне 32 руб. за доллар США на 24.07.1991, т.е. почти в 60 раз выше официального курса.

Среди особенностей реализации модели в рассматриваемом периоде можно назвать следующие:

§ Преобразования в экономике СССР были инициированы без должной глубокой предварительной проработки и проводились «в режиме реального времени», отсутствие единой концепции реформирования, недостаток специалистов и инертность системы управления экономикой, отлаженной за десятилетия, привели, в частности, в валютной сфере к попыткам наложения рыночных подходов к регулированию валютных отношений на существовавшую в предшествовавший период валютную монополию. Поэтому модель жесткого валютного регулирования сформировалась в данном периоде не за счет необходимости преодоления серьезных валютно-финансовых проблем в экономике, а вследствие неготовности оперативно создать принципиально новую валютную систему, отличную от валютной монополии государства;

§ На данном этапе «методом проб и ошибок» формировалось общее понимание специфики и сложившихся принципов функционирования рыночной экономики, механизмов и особенностей регулирования валютных отношений. Результатом приобретенного в годы перестройки опыта государственного управления валютными потоками стал Закон СССР 1991г. «О валютном регулировании», положивший начало формированию новой валютной системы страны, однако ввиду распада СССР имевший юридическую силу весьма непродолжительное время и вошедший, в переработанном и обновленном виде, в Закон РФ 1992г. «О валютном регулировании и валютном контроле».

III этап (1991г. –1998г.)

В сфере валютных отношений на данном этапе происходило становление и оформление новой валютной системы России. Валютное регулирование в рамках проводившейся либерализации внешнеэкономической деятельности на данном этапе рассматривалось руководством страны не как инструмент, использование которого позволяет защитить экономику, находящуюся в кризисе, от нежелательных внешних воздействий и дать возможность развиться валютно-финансовой системе страны, а, скорее, как средство интеграции в мировую экономику для получения доступа к международному рынку капитала и финансовым ресурсам.

Необходимость оформления на уровне закона основ формирующейся новой валютной системы в СССР, издания единого нормативно-правового акта в сфере регулирования валютных отношений обусловила разработку и принятие в марте 1991г. Закона СССР «О валютном регулировании». Закон 1991г. Определил общие принципы осуществления валютных операций на территории СССР, полномочия и функции органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношения владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. На уровне закона в юридическую практику впервые были введены такие понятия как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты» и «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капитала». Госбанк СССР стал главным исполнительным органом валютного регулирования; было провозглашено гарантированное и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности; определен порядок формирования и расходования ресурсов валютных фондов; введены понятия органа государственного валютного регулирования и валютного контроля, уполномоченных банков; обозначены цель и основные направления валютного контроля; закреплено обязательство зачисления валютной выручки от экспорта на счета в уполномоченных банках и продажи ее части в валютные фонды; заложены основы валютного рынка СССР. В развитие ключевых норм Закона 1991г. Госбанком СССР было утверждено Письмо от 24.05.1991 №352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР», в которых были определены порядок совершения валютных операций между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами); открытия счетов в иностранной валюте юридическими лицами: резидентами за границей, нерезидентами – в уполномоченных банках СССР; открытия, ведения и совершения операций по счетам и вкладам юридических лиц-нерезидентов в рублях; совершения операций с валютными ценностями физическими лицами – резидентами и нерезидентами, определено понятие «уполномоченные банки». Принципиально важными для формирования системы регулирования валютных отношений в стране стали следующие положения рассматриваемого Письма Госбанка СССР:

· определение перечня текущих валютных операций, требующих лицензирования или разрешения Госбанка СССР, что заложило основы для создания в дальнейшем системы валютного контроля за экспортно-импортными операциями;

· установление перечня валютных поступлений резидентов, не подлежащих обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках;

· определение перечня ситуаций, в которых допускалось использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте между юридическими лицами – резидентами.

С начала 1991г. Активно развивается внутренний валютный рынок (межбанковский и биржевой: с апреля 1991г. Начала функционировать Валютная биржа Госбанка СССР, на которой проводили операции по купле-продаже валюты крупнейшие банки. На этих торгах формировался единый рыночный курс рубля по безналичным операциям банков – биржевой курс, ставший к концу года основным ориентиром при установлении Центральным банком РФ официальных курсов рубля.

Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» было разрешено осуществление внешнеэкономической деятельности всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности, а также открытие валютных счетов всем гражданам и юридическим лицам; определено, что курс рубля к иностранным валютам складывается на основе спроса и предложения на аукционах, биржах, межбанковском рынке, при купле-продаже валюты коммерческими банками и другими юридическими лицами и гражданами.

Механизм обязательной продажи валютной выручки от экспорта был определен Инструкцией Центрального банка РФ от 29.06.1992 №7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». Указом Президента РФ от 14.06.1992г. N629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» с 1 июля 1992г. Были отменены обязательная продажа части валютной выручки в Республиканский валютный резерв РФ и специальный коммерческий курс рубля, а также установлено, что 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) предприятий подлежало обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке не позднее, чем через 14 календарных дней после поступления экспортной выручки.

9 января 1992г. Было учреждено ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» (далее – ММВБ). ММВБ стала одним из ключевых институтов валютного рынка России. В последующие два года были созданы и получили лицензии ЦБ РФ на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты еще пять специализированных межбанковских валютных бирж.

В мае 1992г. Было принято решение о вступлении России в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международную ассоциацию развития (МАР), подтвердившее намерение России принимать активное участие в международных экономических отношениях, а также реформировать валютную систему страны в соответствии с нормами, сложившимися в мировой практике и закрепленными в статутных документах международных организаций.

Закон РФ от 09.10.1992 №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» определил основные принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования, цель, направления, органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность резидентов и нерезидентов за нарушения валютного законодательства.

Либерализация внешнеэкономической деятельности, проведенная Президентом РСФСР в конце 1991г., при отсутствии сформированного и отлаженного механизма регулирования и контроля сферы валютных отношений, а также на фоне политической и экономической нестабильности, спровоцировала масштабное бегство капитала из страны. В связи с этим, в Законе 1992г. Был существенно доработан раздел о валютном контроле, заложивший основы формирования системы контроля за осуществлением валютных операций, действующей в России до сих пор. Тем не менее, суммарный объем оттока из России капитала, происхождение которого не связано с мотивом диверсификации инвестиционных портфелей, по разным оценкам составил за период с 1991г. До конца 1997г., от 115 до 220 млрд. долларов США.

Основным органом валютного регулирования Законом 1992г. Был назван Центральный банк РФ (далее – ЦБ РФ). Органами валютного контроля стали ЦБ РФ и Правительство РФ. Для выполнения последним функций по валютному контролю Указом Президента РФ от 24.09.1993 №1444 «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» была создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (далее – ВЭК России), а также статус органа валютного контроля был предоставлен Министерству по налогам и сборам РФ. С 1993г. Государственный таможенный комитет России (далее – ГТК России) получил статус органа, а иные таможенные органы – агентов валютного контроля в соответствии со ст.198 Таможенного кодекса РФ. Федеральные органы налоговой полиции также получили право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством агентам валютного контроля.

В начале 1990-х гг. Россия начала проводить либерализацию операций движения капитала, одновременно реформируя банковскую систему, а также валютный и фондовый рынки. В 1993г. Был определен порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ типа «Т», типа «И» и счетов физических-лиц – нерезидентов[1]. Изначально либерализация коснулась прямых иностранных инвестиций, в 1994г. В ограниченном объеме были разрешены портфельные инвестиции нерезидентов. 1 июня 1996г. Россия подписала ст. VIII Соглашения о МВФ и приняла на себя обязательства по отмене всех ограничений на осуществление текущих валютных операций. На большинство операций движения капитала распространялись требования лицензирования в ЦБ РФК началу 1998г. Была завершена постепенная либерализация порядка осуществления портфельных инвестиций нерезидентами. Нерезидентам было разрешено открывать специальные рублевые счета для покупки государственных ценных бумаг на первичном и вторичном рынках. С января 1998г. Иностранные инвесторы могли свободно репатриировать доходы от ликвидируемых краткосрочных инвестиций в форме государственных казначейских обязательств (ГКО). По мере нарастания внешней задолженности России (за счет займов МФВ, займов и кредитов, полученных на основе двусторонних межправительственных соглашений, а также на основе продажи долговых обязательств зарубежным частным инвесторам, в том числе ГКО-ОФЗ), а вместе с тем и опасений зарубежных инвесторов относительно возрастающих рисков вложений, процентные ставки по ним закономерно увеличивались (например, в 1996г. Они достигли 172% годовых), а условия вывоза полученных средств становились все более либеральными.

Что касается валютного курса рубля, то необходимо отметить поддержание ЦБ РФ в рассматриваемый период нереального, завышенного курса рубля, особенно во время действия объявленного валютного коридора, т.е. с июля 1995г. По август 1998г. В результате нарастал дисбаланс между официальными золотовалютными резервами и задолженностью правительства: в апреле 1998г. Это соотношение составило 16 млрд. долл. США резервов и 131,3 млрд. долл. США обязательств. В общеэкономическом плане завышенный курс рубля, с одной стороны, отрицательно сказывался на положении экспортных отраслей, а, с другой, удешевляя импорт, усиливал позиции иностранных производителей на российском рынке, что ухудшало состояние бюджета и платежного баланса страны.

К концу 1997г. Россия начала испытывать увеличивающееся давление на валютный рынок. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии, начавшийся 27-28 октября 1997г., запустил цепную реакцию финансовых кризисов в странах с развивающимися рынками. Поскольку Россия относилась международными инвесторами к этой же группе и не обладала длинной историей стабильного экономического развития, кризис неизбежно коснулся и нашей страны. Самым первым следствием этого стало падение цен на российские ценные бумаги, размещенные на международных рынках, на 10 – 20 процентов. Мерами ЦБ РФ, направленными на урегулирование ситуации в российской финансовой системе стали повышение с 11.11.1997 ставки рефинансирования до 28% и увеличение с 6 до 9% норматива резервирования средств по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте.

17 августа 1998г. Россия официально признала неспособность справиться с последствиями международного финансового кризиса. Однако, необходимо учитывать, что финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии и других регионах лишь ускорил отток иностранного краткосрочного капитала, а также сокращение притока новых вложений. Предпосылки финансового кризиса в России сложились гораздо раньше. Финансовый кризис 1998г. Выразлся в пяти взаимосвязанных кризисах: бюджетном (продолжающийся из года в год и значительный по объему дефицит государственного бюджета); долговом (рост внешнего и внутреннего государственного долга, а также расходов по его обслуживанию); валютном (поддержание в течение нескольких лет завышенного курса рубля с помощью валютных интервенций ЦБ РФ и последующая резкая девальвация рубля); банковском (кризис ликвидности, неспособность множества банков выполнять свои обязательства перед российскими и иностранными кредиторами); биржевом (крушение фондового рынка, падение курсов акций российских компаний и спроса на большинство из них со стороны инвесторов).

Модель валютного регулирования, реализовывавшуюся в России в период с марта 1991г. По август 1998г. Мы можем назвать умеренно-либеральной: основными целями валютного регулирования являлись либерализация порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами, достижение конвертируемости национальной валюты, использование страной преимуществ интернационализации и глобализации мировой экономики, поддержание равновесия платежного баланса страны; были сняты ограничения на осуществление текущих валютных операций, постепенно отменялись ограничения на осуществление капитальных операций нерезидентами; рубль стал ограниченно конвертируемой валютой. Сохранялся метод правового регулирования «запрещено все, что прямо не разрешено законом», что в условиях становления системы регулирования валютных отношений было оправдано. Не был достигнут приоритет экономических инструментов регулирования над административно-правовыми ввиду недостатка опыта управления валютной сферой страны рыночными методами, однако ЦБ РФ уже активно использовал валютные интервенции и варьирование учетной ставкой.

IV этап (1998г. – 2001г.)

Переход к модели жесткого валютного регулирования был осуществлен в условиях глубокого кризиса в экономике страны. Кризису в финансовой сфере сопутствовали серьезные проблемы в реальном секторе экономики, стагнация производства, снижение объема валового внутреннего продукта, общая экономическая и политическая нестабильность в стране, всеобщие неплатежи и масштабный отток капитала за рубеж. Внешними сопутствующими кризису факторами стали углубляющийся международный финансовый кризис и новое падение мировых цен на нефть, являющуюся основным источником экспортных доходов страны. Продолжалось сокращение валютных резервов страны, банковская система стала испытывать серьезные трудности.

Кульминацией кризиса стало официальное признание Правительством РФ и ЦБ РФ неэффективности проводившейся политики стабилизации и неспособности страны платить по своим обязательствам. Заявление Правительства РФ и Банка России от 17.08.1998 и принятые в соответствии с ним нормативные документы предполагали введение следующих мер:

§ расширение границ валютного коридора с центрального уровня 6,2 руб. за долл. И пределом отклонения ±15% до уровня 6,0 – 9,5 руб. за долл.;

§ приостановление обслуживания государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа (ГКО и ОФЗ) со сроками погашения до 31.12.1999 включительно и последующая их реструктуризация;

§ объявление 90-дневного моратория на погашение резидентами основного долга по финансовым кредитам, полученным от нерезидентов РФ на срок более 180 дней, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам (поставочные и расчетные форвардные контракты, сделки типа «опцион» и «своп», другие срочные сделки, по которым возникают требования или обязательства в отношении валютных ценностей); а также введение запрета для нерезидентов РФ на вложение средств в рублевые активы со сроком погашения до 1 года включительно. При этом государство заявило о своих намерениях выполнить обязательства по суверенному внешнему долгу.

На валютном рынке также были предприняты попытки стабилизировать ситуацию. Сокращение объемов поступления экспортной валютной выручки привело к снижению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и вызвало резкие биржевые колебания валютного курса рубля и дезорганизацию механизма курсообразования, приведшие к нарушению функционирования всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли.. 17 августа 1998г. Было введено требование 100%-го депонирования рублевых средств на торгах с установлением фиксинга по доллару США. Однако уже 27 августа фиксинг был приостановлен. Был отменен валютный коридор (в результате к сентябрю рубль обесценился почти на 50%) и с 6 октября введены две торговые сессии в день: дневная и специальная торговая сессии ММВБ, с целью отделить торговлю иностранной валютой по внешнеторговым сделкам от спекулятивных операций. На специальной торговой сессии экспортеры были обязаны продавать 50% валютной выручки. Указанием ЦБ РФ от 10.11.1998 N407-У «О запрете зачисления средств от продажи иностранной валюты на рублевые счета нерезидентов» банкам было запрещено осуществлять конверсионные операции по покупке у нерезидентов иностранной валюты за валюту Российской Федерации для последующего зачисления рублевых средств на счета нерезидентов типа «С».

Положениями статей 18 и 20 Федерального закона РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» был сокращен срок исполнения текущих валютных операций со 180 до 90 дней, расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ отнесены к валютным операциям, норматив обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности увеличен с 50% до 75%, при этом срок ее продажи на внутреннем валютном рынке сокращен с 14 до 7 календарных дней с момента поступления.

Основными задачами системы валютного регулирования и валютного контроля на данном этапе стали: преодоление валютного кризиса и обеспечение стабилизации валютно-финансового положения страны; восстановление платежеспособности и кредитоспособности страны; противодействие спекулятивному перемещению капитала; обеспечение полноты и своевременности поступления на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров с целью обеспечения стабильного и прогнозируемого предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Доминирование административно-правовых инструментов валютного регулирование на данном этапе было обусловлено пониманием того, что в условиях валютно-финансового кризиса и разбалансированности отдельных сегментов валютного рынка управление сферой валютных отношений при помощи только или преимущественно экономических инструментов (таких как валютные интервенции, варьирование учетной ставкой и уровня нормативов отчислений в фонды обязательного резервирования) оказывается недостаточным и не приводит к оперативной корректировке возникших диспропорций в экономике. Введение ряда ограничений на осуществление текущих валютных операций (в том числе ограничение срока осуществления экспортно-импортных операций 90 днями, ограничение в конце 1990-х гг. возможностей нерезидентов переводить фонды с их счетов типа «С») явилось фактически нарушением принятых страной обязательств по ст.VIII Соглашения о МФВ, валюта РФ продолжала оставаться ограниченно конвертируемой.

V этап (2001г. – июль 2006г.)

Начиная с 2001г., в России вновь наметилась тенденция либерализации сферы валютных отношений. Постепенный переход к реализации модели умеренно-либерального валютного регулирования был обусловлен относительной стабилизацией социально-экономического положения в стране, стабильным состоянием внутреннего валютного рынка в 2000г., благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (высокими ценами на основные статьи товарного экспорта страны – нефть, черные и цветные металлы), все еще действовавшим эффектом девальвации рубля 1998г., повысившим конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке. Немаловажными факторами, стимулировавшими постепенное ослабление действовавших валютных ограничений, являлось стремление руководства страны ускорить процесс приведения законодательства России в соответствие с международными требованиями и правилами ВТО, а также отвечать современной тенденции либерализации движения капитала в мире. Основная же цель либерализации виделась в коренном улучшении инвестиционного климата в стране, повышении привлекательности российской экономики для иностранных инвесторов.

Федеральным законом от 31.05.2001 №72-ФЗ в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» было установлено, что без ограничений осуществляются следующие операции движения капитала: расчеты за экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX ТНВЭД РФ при условии, что срок возврата валютной выручки не превышает 3 года с даты фактического пересечения таможенной границы; расчеты за производимые резидентами за пределами РФ строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые превышают 90 дней при условии, что срок возврата валютной выручки не превышает 5 лет с даты заключения договора; переводы физическими лицами – резидентами иностранной валюты на сумму, не превышающую в течение календарного года 75 000 долл. США в целях приобретения физическим лицом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте; переводы иностранной валюты физическими лицами резидентами РФ, за исключением индивидуальных предпринимателей, переводы из РФ на текущие расходы, кроме осуществления предпринимательской инвестиционной деятельности или приобретения прав на недвижимое имущество, при условии, что эти переводы не могут превышать 2000 долл. США и осуществляются не более одного раза в один операционный день через один уполномоченный банк; переводы из РФ и в РФ иностранной валюты в качестве арендной платы за арендуемые резидентами у нерезидентов или наоборот воздушные или морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, при условии, что предоставление арендатору указанных объектов осуществляется не позднее 180 дней со дня перевода иностранной валюты, независимо от срока аренды.

В августе 2001г. Норматив обязательной продажи части валютной выручки от экспорта был снижен с 75% до 50%, в апреле 2004г. – до 25%, в ноябре 2004г. – до10%, в марте 2006г. – до 0%.

Параллельно с наметившейся тенденцией либерализации сферы валютных отношений в стране начинает формироваться нормативно-правовая база осуществления контроля за движением незаконно полученного капитала. С 1 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон Российской федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». К основным мерам противодействия отмыванию отнесены обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации. Еще в октябре 2001 года в целях выявления фактов, связанных с отмыванием криминальных доходов, создан федеральный орган исполнительной власти (уполномоченный орган), наделенный соответствующими полномочиями – Комитет по финансовому мониторингу при Министерстве финансов России (в настоящее время – Федеральная служба финансового мониторинга). Предваряя принятие нормативного документа уровня закона, в мае 1999 г. Было принято решение о подписании Россией Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». В феврале 2001 г. Банк России направил для использования в работе кредитных организаций Вольфсбергские принципы (Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковской секторе); в ноябре 2001 г. – рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля (подготовленные на базе рекомендаций FATF и Базельского комитета по банковскому надзору).

Современные тенденции развития мировой экономики, стремление России активно участвовать и в некоторой степени влиять на международные экономические отношения, а также позиция Президента РФ, считавшего необходимым принятие более либерального законодательства о валютном регулировании в свете стабилизации экономического положения в стране и необходимости повышения инвестиционной привлекательности экономики, стали предпосылками разработки нового ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Новый федеральный закон РФ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепил основные принципы регулирования валютных отношений в стране: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики РФ; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Правительству РФ и Банку России были оставлены лишь два инструмента регулирования рынка, которые можно было использовать в кризисных ситуациях – в случае «существенной угрозы для платежного баланса страны»: режим специального счета и обязательное резервирование (депонирование) сроком от двух месяцев и 100% суммы валютной операции до одного года и 20% суммы валютной операции. Специальный счет представлял собой банковский счет в уполномоченном банке, открываемый для осуществления по нему поименованных в Законе валютных операций. Резервирование предполагало внесение резидентами и нерезидентами на отдельный беспроцентный счет в уполномоченном банке определенной доли от суммы валютной операции на срок, определяемый органами валютного регулирования.

Датой окончания использования ЦБ РФ и Правительством РФ таких инструментов как резервирование и использование специального счета было определено 1 января 2007г., однако фактически нормы закона, касающиеся применения указанных инструментов, утратили силу с июля 2006г.

VI этап (с июля 2006г. По настоящее время)

Момент перехода к реализации либеральной модели валютного регулирования был определен конкретной датой – 1 января 2007г. И прописан в статье 26 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003г., однако фактически уже с июля 2006г. Были сняты ограничения на осуществление валютных операций движения капитала, что позволило говорить о формальном переходе к полной конвертируемости рубля – и по текущим, и по капитальным валютным операциям. Экономическими предпосылками досрочной отмены требований о резервировании и использовании специальных счетов стали устойчивое состояние российской экономики, профицит государственного бюджета, высокий уровень золотовалютных резервов и систематическое превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее на внутреннем валютном рынке. Однако, при этом необходимо учитывать, что обозначенные положительные тенденции сформировались в экономике преимущественно за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на основные статьи российского экспорта, а именно нефть. Не исключена также и политическая составляющая в решении о досрочной отмене ограничений – в июле 2006г. В Санкт-Петербурге прошла встреча стран «большой восьмерки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: