Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий

Теоретические разделы курса (развернутая аннотация лекций и задания к ним для студентов)

Лекция 1-2.

Теоретико-методологические основы изучения инновационных процессов в образовании

1. Основы педагогической инноватики

Педагогическая инноватика как новая отрасль научного знания, изучающая проблемы теории и практики инновационных процессов в образовании. Новое и традиционное. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды). Системы классификаций нововведений в образовании.

2. Характеристика педагогических инновационных процессов

Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития, механизмы развертывания во времени. Законы протекания инновационных процессов.

Процессы гуманизации, демократизации, технологизации, стандартизации, регионализации, интеграции и дифференциации образования, проектирования и прогнозирования его развития как отражение реализующихся прогрессивных педагогических идей. Источники инновационных идей. Негативные тенденции в образовании и их влияние на инновационные процессы.

Литература

1.Пономарев, Н. Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по напр. "Инноватика", "Педагогика" / Н. Л. Пономарев, Б. М. Смирнов. - М.: Академия, 2007. - 203 с.

2.Проблема развития образования в России в контексте Глобального образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.irex.ru/press/pub/polemika/13/dan

3.Теоретико - методологические основания инновационных процессов в образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.reffond.ru/ref24809/1.html https://www.eidos.ru/journal/2005/0326.html

4.Традиции и инновации в образовании как онтологическая проблема [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://anthropology.ru/ru/texts/simonenko/educinnov_24.html

5.Хомерики, О. Г. Образование, наука, культура в глобальном информационном пространстве [Текст]: научное издание / О. Г. Хомерики. - М.: Перспектива, 2008. - 380 с.

6.Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по педагог. спец. / А. В. Хуторской. - М.: AcademiA, 2008. - 255 с.

Задание:

Составьте схему (схемы) из основных понятий темы

- новое, новация,инновация.

- новшество, нововведение;

- инновационный процесс, инновационная деятельность, образовательная политика.

Лекция 3.

Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс

1. Развитие_ОУ

Программно-целевой подход в управлении инновационным процессом М.М.Поташника.Режимы жизнедеятельности: развитие и функционирование. Механизмы введения новшеств в образовательное учреждение: исследования и проектирование.

2. Проекты развития

Виды проектов развития и механизм их финансирования. Общее и различное в проектах развития разных видов: программа развития образовательного учреждения, инновационный проект, исследовательский проект, образовательные проекты социально-гражданских инициатив. Гранты.

Программа развития как основной инструмент развития университета.

Инновационный проект. Фазы разработки инновационного проекта: начальная, разработки реализации и завершения.

Технология проектирования региональных программ; процедура разработки программы, организационные условия составления программы, инвариантные и вариативные элементы структуры программы.

Литература

1. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы (Рос. Гуманит. Интернет-университет) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vusnet.ru/biblio/archive/gerasimov

2. Источники финансирования инноваций в образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rus-reform.ru/?sid=4&page=200

3. Лазарев, В. С. Управление инновациями в школе [Текст]: учеб. пособие / В. С. Лазарев. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 349 с.

4. Никишина, И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы [Текст]: методический материал / И.В Никишина. - 2-е изд., стер. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с.

5. Программа развития [Текст]: опыт работы инновационного учреждения / сост.: Л. П. Макарова, Е. Л. Гордияш. - Волгоград: Учитель, 2008. - 266 с.

Лекция 4-5.

Анализ и тенденции инновационных процессов в системе образования Российской Федерации. Оценка эффективности инновационных процессов

1. Основы организации экспертизы в образовании

Структура аппарата экспертизы. Принципы организации экспертизы. Типология экспертизы инновационной деятельности. Экспертные оценки в инновационной педагогической деятельности. Методы экспертной деятельности Критерии экспертизы. Процедура проведения экспертизы Форма и порядок представления результатов экспертизы.

2. Условия_эффективности_инноваций

Условия, критерии оценки эффективности инновационных процессов. Ранги инноваций.

3. Образовательная политика России на современном этапе

Роль образования в развитии российского общества. Российское образование и тенденции мирового развития. Новые социальные требования к системе российского образования. Приоритеты образовательной политики. Обновление содержания образования, ФГОС-ы, системные изменения в образовательном процессе в логике компетентностного подхода.

Литература

1. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы (Рос. Гуманит. Интернет-университет) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vusnet.ru/biblio/archive/gerasimov

2. Инновации как вектор развития образования в современной России [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://iovrao.nm.ru/journal/ObG-1_Surtaeva.shtml

3. Инновационный сценарий для России (Щедровицкий П.Г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.archipelag.ru/authors/shedrovicky_petr/?library=2012

4. Новикова Т.Г. Эксперт по инновационной деятельности в образовании: качества, способы отбора//Педдиагностика.-2006.-№3.-С.26-43.

5. Образование будущего. Форсайт «Образование 2030». Дорожные карты будущего [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.metaver.ru

6. Системная гуманитарная экспертиза ОУ: методология и методика [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.prpc.ru/expert/pr_02.html

7. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по педагог. спец. / А. В. Хуторской. - М.: AcademiA, 2008. - 255 с.

Темы семинарских занятий:

Семинар 1. Основы педагогической инноватики.

Семинар 2. Инновационная деятельность педагога: структура, характеристика и содержание.

Семинар 3. Психологические барьеры и психологическая защита. Факторы, обусловленные психологическими барьерами. Виды психологической защиты.

Семинар 4. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Технологии разработки и освоения новшеств.

Семинар 5. Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в ОУ.

Семинар 6-7. Разработка проектов развития.

Семинар 8-9. Презентация проектов развития.

Семинар10-11. Анализ и тенденции инновационных процессов в системеобразования РоссийскойФедерации. Оценка эффективности инновационных процессов.

Семинар12-13. Экспертиза инновационных проектов в образовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: