Семинар №4
- Понятие психологических барьеров и психологический защиты. Факторы, обусловленные психологическими барьерами.
- Виды психологической защиты: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, катарсис и др.
- Характеристика субъектов инновационной деятельности (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся).
- Антиинновационный барьер в деятельности педагога. Причины, вызывающие сопротивление педагогов новшествам. Барьеры творчества педагога.
Задания к семинару:
1) Выпишите в свою терминологическую карту понятия: психологический барьер инновационной деятельности; характеристика субъектов инновационной деятельности. Установите взаимосвязь между ними.
2) Заполните таблицу
Таблица
Характеристика видов психологической защиты
Виды психологической защиты | Характеристика видов психологической защиты | Примеры вербальных конструкций, позволяющих распознавать псих. барьеры |
отрицание | ||
подавление | ||
рационализация | ||
проекция | ||
идентификация | ||
отчуждение | ||
замещение |
Рекомендуемая литература:
|
|
- Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие под ред. С.А. Гончарова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
- Инновационная деятельность педагога [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-187973.html
- Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html
Инновационная педагогическая деятельность [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/innovacionnaja_pedagogicheskaja_dejatelnost/51-1-0-17 - Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновационной деятельности//Высшее образование в России.- 2004.-№7.-С.56-64.
- Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности// Педагогическая наука и образование.-2006.-№1.-С.32-37.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.prometeus.nsc.ru/contents/books/slasten.ssi
- ЯголковскийС. Р. Психология инноваций:подходы, модели, процессы научная монография - М. 2010. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psy.hse.ru/data/2010/05/20/1217328104 _7.pdf
Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Технологии разработки и освоения новшеств
- Характеристика режимов жизнедеятельности образовательного учреждения: функционирование, развитие, обучающаяся организация.
- Программа развития образовательного учреждения. Структура и характеристика компонентов. Требования к разработке программ развития.
- Концепция Т.М. Ковалевой «Школа-проект и школа-лаборатория».
- Разработка проектов развития. Инновационный проект. Фазы разработки инновационного проекта: начальная, разработки, реализации и завершения.
Задания к семинару:
|
|
1) Выпишите в свою терминологическую карту понятия: развитие образовательного учреждения; режим жизнедеятельности; проект (программа) развития; инновационный проект, педагогический эксперимент. Установите взаимосвязь между ними.
2) Составьте фокусированный список основных проблем, связанных с темой «Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс».
Рекомендуемая литература
1. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. – Омск, 1997.
2. Дмитриев В.А., Рюмина Л.С., 2.Привалихин С.А. Технология инновационного проектирования//Школьные технологии.-2006.-№1.-С.84-87.
3. Инновационная деятельность педагога [Электронный ресурс] https://www.bestreferat.ru/referat-187973.html
4. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс] https://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html
5. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
6. Ларина В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ//Методист.-2005.-№5.-С.19-21.
7. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2008.
8. Поташник М.М. Как разработать проект на получение гранта. Изд-во: М.: Педагогическое общество России 2010
9. Соломатин А.М., Гам В.И. Теория и практика педагогического проектирования. – Омск, 2001.
.