Тема 2. Технологии разработки и освоения новшеств

2.1. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Программно-целевой подход в управлении инновационным процессом М.М.Поташника.Режимы жизнедеятельности: развитие и функционирование. Программа развития образовательного учреждения. Образовательная программа учреждения. Школа-проект и школа-лаборатория.

2.2. Способы введения новшеств в образовательное учреждение: развитие своего собственно­го опыта, заимствование кем-то созданного опыта, освоение научных разработок, путъ проб и ошибок, эксперимент. Экспериментальная педагогическая деятельность и ее уровни: опытный, опытно-экспериментальный, экспериментально-поисковый, экспериментально-исследовательский. Педагогический эксперимент в структуре инновационной деятельности: виды педагогического эксперимента, логика и этапы педагогического эксперимента. Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в школе.

Разработка проектов развития. Инновационный проект. Фазы разработки инновационного проекта: начальная, разработки реализации и завершения. Проектирование образовательных систем. Технология проектирования региональных программ; процедура разработки программы, организационные условия составления программы, инвариантные и вариативные элементы структуры программы.

Тема 3. Анализ и тенденции инновационных процессов в системе образования Российской Федерации. Оценка эффективности инновационных процессов.

3.1. Основы организации экспертизы в образовании. Структура аппарата экспертизы. Принципы организации экспертизы. Типология экспертизы инновационной деятельности. Экспертные оценки в инновационной педагогической деятельности. Методы экспертной деятельности Критерии экспертизы. Процедура проведения экспертизы Форма и порядок представления результатов экспертизы.

3.2. Образовательная политика России на современном этапе. Роль образования в развитии российского общества. Российское образование и тенденции мирового развития. Новые социальные требования к системе российского образования. Приоритеты образовательной политики.

Анализ и тенденции инновационных процессов в системе образования Российской Федерации: обновление содержания образования, ФГОС-ы, системные изменения в образовательном процессе в логике компетентностного подхода. Стратегия развития образования до 2020 г., Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования до 2015 г.», Национальная инициатива «Наша новая школа» (2009). Анализ инновационных процессов в Омском регионе.

Тема 4. Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в России и развитых странах. Позитивные изменения и инновационные процессы в системах профессионального образования развитых стран.

Основные понятия (тезаурус)

Инновация, функции инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность, классификация инноваций, субъекты инновационной деятельности, критерии эффективности инновационных процессов, ранги инноваций, антиинновационный барьер, экспериментальная педагогическая деятельность, инновационный проект, экспертиза инновационной деятельности.

Организация самостоятельной работы студентов.

Содержание самостоятельной работы магистрантов отражается в проектировочных заданиях и заданиях для реферирования. Результаты самостоятельной работы представляются в виде творческих работ, а также проектных разработок.

Организация освоения программы предусматривает возможность участия магистрантов в мероприятиях различного уровня (всероссийские, городские, областные научно-практические конференции по тематике дисциплины) в случае если сроки проведения этих мероприятий совпадают со сроками освоения данной учебной программы. Программа предусматривает индивидуальные консультации магистрантов по проблемам, с которыми они сталкиваются в собственной профессиональной деятельности. Поскольку в магистратуре обучаются студенты различного уровня подготовки, образования и опыта работы, то количество часов по темам представленных разделов может изменяться и уточняться в зависимости от потребностей конкретной группы магистрантов. Самостоятельная работа предполагает выполнение следующих типовых заданий:

1.Проект инновационной образовательной идеи.

2.Проект исследовательской деятельности в образовательном учреждении.3.Проект инновационных изменений в образовательном учреждении в рамках профессиональной деятельности магистранта.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

а) основная литература:

1. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Педагогика" / А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с. (экз.65), 2011 (экз.25).

2. Хомерики, О. Г. Образование, наука, культура в глобальном информационном пространстве [Текст]: научное издание / О. Г. Хомерики. - М.: Перспектива, 2008. - 380 с. (экз.6).

3. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по педагог. спец. / А. В. Хуторской. - М.: AcademiA, 2008. - 255 с. (экз.45).

б) дополнительная литература:

  1. Инновации и образование: сб. материалов конф. / ред. Ю.Н. Солонин [и др.]; С.-Петерб. филос. о-во. – СПб., 2003. – 528 с. – (Symposium; вып. 29); То же [Электронный ресурс]// web-кафедра филос. антропологии. – [СПб., 2003]. – URL: https://anthropology.ru/ru/texts/gathered/educinnov (26.10.2006).

2. Инновационный проект подготовки учащихся к олимпиадам [Текст]: метод. пособие / сост. В. В. Пустовалова. - 2-е изд., испр. - Волгоград: Учитель, 2011. - 188 с. (экз.1).

3. Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учеб. пособие / Г. Ю. Ксензова. - 2-е изд. - М.: Пед. о-во России, 2008. - 127 с. (экз.40).

4. Лазарев, В. С. Управление инновациями в школе [Текст]: учеб. пособие / В. С. Лазарев. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 349 с. (экз.5).

5. Образовательная программа школы. Концепция проекта "Школьная лига Роснано" [Текст]: пособие / Л. С. Илюшин [и др.]; Школьная лига Роснано. - СПб.: Участие, 2011. - 54 с. - (Наношкола) (экз.1).

6. Программа развития школы [Электронный ресурс]: электрон. пособие / сост. Е. Л. Гордияш [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград: Учитель, 2010. (экз.1).

7. Уваров, А. Ю. Распространение инновационных учебно-методических материалов [Текст]: научное издание / А. Ю. Уваров, Г. М. Водопьян. - М.: Университетская книга, 2008. - 175 с. (экз.3).

8. Управление школой: инновационная деятельность [Электронный ресурс]: электрон. пособие / сост. Л. П. Макарова [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград: Учитель, 2009 (экз.3).

9. Шушакова, Е. В. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в сельской школе [Текст]: дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Е. В. Шушакова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 204 с. (экз.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: