Тема 1.9. Психолого-педагогическая диагностика, общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка

Задание № 1. Решение проблемных ситуаций

Задачи изучения темы: продолжать учиться анализировать проблемные ситуации, отражающие психические состояния, личностные особенности детей дошкольного возраста, эмоциональное благополучие дошкольников в ситуации педагогической деятельности и в семье; развивать умение подбирать диагностические средства в соответствии с предполагаемым диагнозом, учиться аргументировать выбор.

Содержание: студенты знакомятся с рядом проблемных ситуаций, формулируют предполагаемый диагноз, указывают перечень диагностических методик (задание № 4, тема 1.8., раздел 1) и аспекты, которые будут выявлены.

Литература:

Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. С-Пб, 2006.

Задание № 2. Разработка протоколов проведения методик проективной техники

Задачи изучения темы: уточнять цель, процедуру проведения диагностики личностных особенностей, психических состояний дошкольника в семье и группе детского сада, учиться разрабатывать протоколы методик проективной техники.

Методические указания: задание выполняется до выхода на лабораторное занятие № 1 (тема 1.9., раздел 1)

Содержание: на основе составленной ранее картотеки (задание № 4, тема 1.8., раздел 1) студенты разрабатывают протоколы проведения методик проективной техники «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», Детский апперцептивный тест, тест Розенцвейга, методика «Рисунок семьи», ориентируясь на следующую схему:

1. Дата проведения обследования

2. Ф. И.О. ребенка, диагноз

3. Название диагностической методики

4. Цель проведения

5. Инструкция, предъявляемая ребенку

6. Описание последовательности предъявления ребенку вербального и невербального стимульного материала

7. Предполагаемые действия, высказывания ребенка

8. Обработка данных с указанием всех возможных параметров оценки действий и высказываний ребенка.

Литература:

Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб., 2005.

Задание № 3. Анализ данных проективной методики «Рисунок семьи»

Задачи изучения темы: учиться анализировать и обобщать в виде характеристики внутрисемейных отношений данные, полученные в ходе проведения проективной методики «Рисунок семьи»

Содержание: студенты знакомятся и анализируют заполненные протоколы и рисунки семьи, составляют характеристику внутрисемейных отношений (детско-родительских, сибс-отношений и т.д.)

Литература:

Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. С-Пб., 2006.

Задание № 4. Составление карты-конспекта, схемы сбора анамнестических данных

Задачи изучения темы: знакомиться и систематизировать способы сбора и анализа анамнестических данных (в работах О.Н. Усановой, М.М., Н.Я. Семаго, И.А. Шаповал); учиться разрабатывать оптимальную схему сбора анамнестических данных.

Содержание: студенты выделяют критерии и в соответствии с ними сопоставляют способы сбора и анализа анамнестических данных в работах О.Н. Усановой, М.М., Н.Я. Семаго, И.А. Шаповал, затем разрабатывают схему сбора анамнестических данных на основе составленной карты-конспекта.

Литература:

1. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. М., 2005.

2. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб., 2006

3. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.

Задание № 5. Составление схемы протокола обследования.

Задачи изучения темы: учиться анализировать различные варианты протоколов обследования.

Содержание: студенты выделяют критерии и на основании этого анализируют протоколы обследования в работах С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, М.М. Н.Я. Семаго, А.В. Семенович.

Литература:

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

2. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М., 2000.

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. М., 2005.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: