Задание № 1. Решение проблемных ситуаций
Задачи изучения темы: продолжать учиться анализировать проблемные ситуации, отражающие психические состояния, личностные особенности детей дошкольного возраста, эмоциональное благополучие дошкольников в ситуации педагогической деятельности и в семье; развивать умение подбирать диагностические средства в соответствии с предполагаемым диагнозом, учиться аргументировать выбор.
Содержание: студенты знакомятся с рядом проблемных ситуаций, формулируют предполагаемый диагноз, указывают перечень диагностических методик (задание № 4, тема 1.8., раздел 1) и аспекты, которые будут выявлены.
Литература:
Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. С-Пб, 2006.
Задание № 2. Разработка протоколов проведения методик проективной техники
Задачи изучения темы: уточнять цель, процедуру проведения диагностики личностных особенностей, психических состояний дошкольника в семье и группе детского сада, учиться разрабатывать протоколы методик проективной техники.
Методические указания: задание выполняется до выхода на лабораторное занятие № 1 (тема 1.9., раздел 1)
Содержание: на основе составленной ранее картотеки (задание № 4, тема 1.8., раздел 1) студенты разрабатывают протоколы проведения методик проективной техники «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», Детский апперцептивный тест, тест Розенцвейга, методика «Рисунок семьи», ориентируясь на следующую схему:
1. Дата проведения обследования
2. Ф. И.О. ребенка, диагноз
3. Название диагностической методики
4. Цель проведения
5. Инструкция, предъявляемая ребенку
6. Описание последовательности предъявления ребенку вербального и невербального стимульного материала
7. Предполагаемые действия, высказывания ребенка
8. Обработка данных с указанием всех возможных параметров оценки действий и высказываний ребенка.
Литература:
Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб., 2005.
Задание № 3. Анализ данных проективной методики «Рисунок семьи»
Задачи изучения темы: учиться анализировать и обобщать в виде характеристики внутрисемейных отношений данные, полученные в ходе проведения проективной методики «Рисунок семьи»
Содержание: студенты знакомятся и анализируют заполненные протоколы и рисунки семьи, составляют характеристику внутрисемейных отношений (детско-родительских, сибс-отношений и т.д.)
Литература:
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. С-Пб., 2006.
Задание № 4. Составление карты-конспекта, схемы сбора анамнестических данных
Задачи изучения темы: знакомиться и систематизировать способы сбора и анализа анамнестических данных (в работах О.Н. Усановой, М.М., Н.Я. Семаго, И.А. Шаповал); учиться разрабатывать оптимальную схему сбора анамнестических данных.
Содержание: студенты выделяют критерии и в соответствии с ними сопоставляют способы сбора и анализа анамнестических данных в работах О.Н. Усановой, М.М., Н.Я. Семаго, И.А. Шаповал, затем разрабатывают схему сбора анамнестических данных на основе составленной карты-конспекта.
Литература:
1. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. М., 2005.
2. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб., 2006
3. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.
Задание № 5. Составление схемы протокола обследования.
Задачи изучения темы: учиться анализировать различные варианты протоколов обследования.
Содержание: студенты выделяют критерии и на основании этого анализируют протоколы обследования в работах С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, М.М. Н.Я. Семаго, А.В. Семенович.
Литература:
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
2. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М., 2000.
3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. М., 2005.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.