Воображаемая социограмма

Цель. В этом упражнении исследуются взаимоотношения между участниками группы, и, кроме того, оно предоставляет им обратную связь, благо­даря которой они получают представление о своей роли в группе. Также это упражнение позволяет участникам попрактиковаться в разыгрывании психодраматического представления и демонстрирует зависимость особенностей исполнения роли от характера ее исполнителя. Позже информация, полученная при выполнении этого упражнения, может использоваться как основа для создания новой психодрамы.

Необходимое время: 1 час. Материалы: не требуются. Подготовка: участники должны быть знакомы друг с другом.

Процедура: Социограмма - это наглядный способ представить межличностные отношения в группе. В социограмме расстояние между участниками обыч­но соответствует тому, насколько близкими кажутся отношения между ними. Даже при наличии консенсуса относительно того места, которое в разных социограммах занимает наиболее популярный участник группы (обычно этим местом оказывается центр), положение любого другого участника на разных социограммах будет разным по причине уникальности восприятия каждым из них тех взаимоотношений, которые сложились в группе. В психодраме социограмма создается за счет того, что все участники располагаются в ней так, чтобы это отражало интенсивность и характер взаимоотношений между ними. Когда к взаимному расположению добавляется еще и движение, социограмма называется «активной». Когда она обогащается элементами фантазии участни­ков, получается «воображаемая социограмма».

Один из участников группы вызывается организовать всю сцену, то есть берет на себя функции режиссера. Он размещает участников группы в пространстве таким образом, чтобы можно было разыграть какую-нибудь сцену на выбранную им тему, например тему вестерна или космического путешествия, и назначает каждому роль, которая соответствует его («режиссера») представлениям об этом участнике. К примеру, в вестерне один может быть держателем салуна, другой - плохим ковбоем, третий - хорошим и т.д. При назначении ролей режиссер располагает участников, как на живой картине. Чтобы обогатить характер каждого персонажа, режиссер снабжает его соответствующей репликой. Например, дебошир, демонстративно засунув большие пальцы рук в карманы джинсов, может заявить: «Я самый крутой парень к западу от Санта-Моники». Такое распределение ролей создает для других участ­ников группы обратную связь, благодаря которой они получают понятие о том, как режиссер представляет каждого из них в отдельности и всю группу в целом.

На последней стадии упражнения, когда сцена организована, каждый персонаж получает возможность, оставаясь в назначенной ему роли, вступить в спонтанные взаимодействия с остальными. Разумеется, режиссер может оста­новить это представление в любой момент. Когда вся сцена разыграна, режиссер обсуждает свои впечатления с группой, и каждый рассказывает о том, как он чувствовал себя в той роли, которую ему пришлось играть, и как он при этом воспринимал всех остальных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: