Введение. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ под ред

СОДЕРЖАНИЕ

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. — 224 с.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. — М., 1982.

2. Белопольская Н.Г. Психологическое исследование мотивов учебной дея­тельности у детей с задержкой психического развития. — М., 1972.

3. Ворякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у стар­ших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1983.

4. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. — М., 1985. — С. 27-39.

5. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Тематические и итоговые контрольные рабо­ты по чтению в начальной школе. — М., 1995 (и более поздние издания).

6. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Обучение, развитие и исправление недостатков. — СПб., 1997.

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Комтекс-Центр, 1993.— С. 176.

8. Дети с задержкой психического развития/ Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лу-бовского, Н.А. Цыпиной. (Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР). — М.: Педагогика, 1984.

9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1981. — С. 157.

10. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников// Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду. Тезисы Всесоюзной науч­ной конференции. Минск. 29 ноября — 2 декабря 1971. — М., 1971. —

4. 1. — С. 1-6.

11. Иванова Е.К. Динамика формирования пониженной обучаемости и возмож­ности ее изменения (на материале изучения старших дошкольников и уча­щихся первых классов): Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1979.

12. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития де­тей. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

13. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способностей к чте-й нию у детей 6—7 лет: Методическое пособие. — М., 1998.

14. Кондратина Т.И. Чтение. Сборник текстов и упражнений по развитию на-| выков техники чтения. — М., 1998.

15. Концепция коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреж- ' дениях г. Москвы. В сб.: Коррекционно-развивающее обучение школьни­ков/ Отв. ред. Л.Е. Курнешова. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. (Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Мос­кве).

16. Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возрас­та: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1980.

17. Кузнецова Л.В., Лурье И.А., Минаева С.С. и др. Обучение математике в

5, 6, 7-х классах с недостаточной математической подготовкой. — М.: Галс, 1993, 1994, 1995.

18. Лутонян Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задерж­кой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1977.

19. Малышева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического раз. вития// Дефектология. 1992.

20. Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Клиническая и ней-ропсихологическая диагностика. — М., 1993.

21. Московский базисный учебный план классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях. В сб.: Система коррек-ционно-развивающего обучения в г. Москве/ Отв. ред. Л.Е. Курнещова Вып. 2. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. (Инструктивно-ме­тодическое обеспечение содержания образования в Москве).

22. Новоторцева Н.В. Учимся читать: Обучение грамоте в детском саду и дома: Попул. пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1998.

23. Шевченко С.Г., Тригер Р.Д., Капустина Г.М. Об учебно-методическом ком­плекте по подготовке детей к обучению грамоте, математике, ознаком­лению с окружающим миром и развитию речи. Справочник для руково­дителя и учителя начальной школы. — Тула: Родничок, 1999. — С. 756 -771.

24. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учите­лей. 2-е изд., испр. и доп. — Смоленск, 1994.

25. Отстающие в учении школьники/ Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кула­гиной. — М., 1986.

26. Переслени Л.И., Подобед В.Л. Исследование прогностической деятельности для характеристики умственного развития детей// Дефектология. — 1982. — № 6.

27. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обу­чение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природове­дение. Математика. Ритмика. Трудовое обучение. Физкультура. Ч. I, И/ Сост. С.Г. Шевченко — М.: Дрофа, 1998.

28. Программы вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (классы компенсирующего обучения). Физика. — М.: Просвещение, 1995.

29. Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной шко­лы (классов коррекционно-развивающего обучения). — М.: Галс, 1996.

30. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1996.

31. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка/ Под ред. М.М. Се­маго. — М.: АРКТИ, 1990.

32. Рекомендации к изменениям в программах V-IX классов общеобразователь­ной школы// Дефектология. 1993. — № 2-6.

33. Сборник программ для общеобразовательных учреждений Российской Фе­дерации. Математика. Русский язык. География. Биология. Химия. Ино­странный язык. — М.: Просвещение, 1995.

34. Система коррекционно-развивающего обучения в г. Москве/ Отв. реД-Л.Е. Курнешова. Вып. 1, 2. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1997, 1998. (Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве).

35. Стрекалова Т.А. Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1982.

36. Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в об­щеобразовательных учреждениях г. Москвы: Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в уело

виях общеобразовательных учреждений// Начальная школа (еженедель­ное приложение к газете «Первое сентября»). 1997. — № 29 (август).

37. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения — что это?: Рабочие тетради 1-3. — Смоленск: Ассоциация «XXI век», 1998.

38. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Тет­радь с печатной основой. — Смоленск: Ассоциация «XXI век», 1998.

39. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. — Смоленск: Ассоциация «XXI век», 1998.

40. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. — М.: ЗАО «Премьера» ГИППВ, 1999.

41. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. — М., 1997.

42. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.

43. Учебно-методический комплект «Готовимся к школе»: Программно-мето­дическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР; Тетради для занятий с детьми 5-6 лет: Подготовка к обучению письму. — М.: Ника-пресс, 1998.

44. Фишман М.Н., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И. Особенности функциональ­ного состояния мозга детей с задержкой психического развития// Дефекто­логия. 1998. — № 1. — С. 24-29.

45. Фишман М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с задержкой психи­ческого развития и умственной отсталостью// Дефектология. 1996. — № 4.

46. Фишман М.Н. Электрофизиологический анализ функционального состояния мозга детей с трудностями в обучении// Дефектология. 1997. — № 5.

47. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать!: Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект. — СПб., 1998.

48. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас: Методические реко­мендации + Тетради с печатной основой № 1-2. — Смоленск: Ассоциация «XXI век», 1998.

49. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педа­гогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно-раз­вивающего обучения. — М.: Гуман. изд. центр «Владос», 1999.

50. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с ЗПР: Посо­бие для учителя. — М.: Просвещение, 1990 + Приложение.

51. Шевченко С.Г. Организация и содержание коррекционно-развивающего обу­чения в условиях общеобразовательных учреждений: Справочник руководи­теля и учителя начальной школы. — Тула: Родничок, 1999. — С. 105-144.

52. Шевченко С.Г. Природа и мы: Методическое пособие + Тетрадь с печат­ной основой. — Смоленск: Ассоциация «XXI век», 1998.

53. Цыпина Н.А., Волкова И.Н. Почитаем — поиграем: Песенки, потешки, сказки, рассказы и стихи с развивающими заданиями для дошкольни­ков. — М.: Компенс-центр, 1995.

54. Эдигей В.Б. Увлечение чтением. — М., 1997.

55. Эльконин Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школь­ному обучению// Воспитание и обучение старших дошкольников в дет­ском саду. Тезисы Всесоюзной научной конференции. Минск. 29 нояб­ря - 2 декабря 1971. — Часть 1. — М., 1971. — С. 6-7.

В пособии представлены современные подходы к организации целос­тной системы коррекционно-развивающего обучения детей с задерж­кой психического развития различного генеза, а также детей, име­ющих парциальные нарушения, создающие специфические труд­ности в усвоении учебных программ, в адаптации к требованиям школы. Адресовано студентам факультетов начального обучения, де­фектологических факультетов, учителям и специалистам общеоб­разовательных и специальных (коррекционных) школ, школ-интер­натов, школ с продленным днем, классов коррекционно-развиваю­щего обучения.

УДК 376 ББК 74.100

ISBN 5-89415-205-4

© Состав, 2001 © АРКТИ, 2001

Введение................................................................................ 3

Глава I. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического

развития (ЗПР)....................................................................... 8

Глава II. Классы КРО и ККО: интегрированный подход

к образованию детей с нарушениями в развитии

и дифференцированный подход к образованию нормально

развивающихся детей.............................................................. 27

Глава III. Клинико-психолого-нейрофизиологические

механизмы задержки психического развития у детей................ 41

Глава IV. Нейрофизиологический анализ функционального

состояния мозга детей с трудностями в обучении...................... 51

Глава V. Психологическая готовность к школьному

обучению детей с задержкой психического развития.................. 70

Глава VI. Умственное и речевое развитие детей

с задержкой психического развития......................................... 105

Глава VII. Педагогическая диагностика знаний, умений и навыков дошкольников и учащихся 1—2-х классов

по математике......................................................................... 144

Глава VIII. Эффективность обучения русскому языку младших

школьников с задержкой психического развития....................... 172

Глава IX. Формирование навыка чтения у учащихся

с задержкой психического развития......................................... 206

Литература............................................................................. 221

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в осво­ении учебных программ, в адаптации к школе и к социальному окружению.

В резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», проходившей в г. Москве 15—16 февраля 2000 года, рекомендовано органам управления образова­нием рассматривать коррекционно-развивающее образование де­тей с трудностями в обучении как приоритетное направление современной образовательной практики.

По данным Министерства образования РФ (1997 г.), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требо­ваниями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2—2,5 раза и составило 30% и более.

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, ком­пенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья, интенсивного развития и многие другие — все эти организационные формы свидетельствуют о поисках ус­ловий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. Заметим, что указанные классы, кроме классов вы­равнивания, создавались, в основном, на II ступени обучения, начиная с пятого класса.

Опросы учителей, работающих в названных выше классах, показали, что они не удовлетворены своим трудом: не знают Психологических особенностей детей, которых учат; существую­щая ныне диагностика отклонений в развитии обучающихся специалистами МПК или школьного Консилиума не помогает им понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы; специальные методики, новые технологии кор-рекционного-развивающего обучения недостаточно активно осва­иваются школьной практикой. Многие школы сохраняют такие классы лишь из-за небольшого количества учащихся в них.

Следует подчеркнуть, что изменения в сфере образования в сБязи с новыми приоритетами социального развития общества

также имели для таких учащихся негативные последствия. В результате, безусловно, положительного фактора — развития гимназий, лицеев происходит отток наиболее способных учащих­ся в эти учебные заведения. И, наоборот, наблюдается приток детей с проблемами психического развития (главным образом, интеллектуального и речевого) в общеобразовательную школу, в результате чего она неизбежно превратилась в полифункциональ­ную: обучающую, воспитывающую, развивающую (традиционные функции) — ив психокоррекционную, оздоровительную (совер­шенно новые функции).

Успешная деятельность общеобразовательной школы и обра­зовательного учреждения вообще становится немыслимой без организации системы коррекционно-развивающего обучения, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных и методических формах работы.

Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) — фор­ма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обуче­нии и адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной, традиционной организации учебно-воспитательно­го процесса, но более эффективна при создании специальных клас-сов КРО, позволяющих обеспечить оптимальные педагогические | условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в со­матическом и нервно-психическом здоровье.

Система КРО широко внедряется во многих регионах России с 1994 года. Она основана на комплексных исследованиях, прове­денных в Институте дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) в течение 30 лет, начиная с 1967 года. Анализ практики обучения детей с задержкой психического ] развития (ЗПР) и «группы риска», теоретическое обоснование клас-| сификации детей с трудностями в обучении (К.С. Лебединская, 1982; И.Ф. Марковская, 1990; А.О. Дробинская, 1993; М.Н. Фишман, 1989), определение психолого-педагогических основ обучения детей указанной категории (В.И. Лубовский, 1981; Н.А. Никашина, 1984; Р.Д. Тригер, 1986; Г.М. Капустина, 1986; С.Г. Шевченко, 1990; Н.А. Цыпина, 1992; Г.И. Жаренкова, 1989 и др.) позволили разра­ботать в 1993 году Концепцию коррекционно-развивающего обуче-] ния детей с трудностями в обучении в условиях общеобразователь-! ных учреждений. Концепция была рекомендована Министерством образования Российской Федерации для внедрения во всех регио­нах России.

В соответствии с этой Концепцией Институт коррекционной педагогики РАО и Московский комитет образования разработали Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обу­чения г. Москвы.

В 1996 году Министерство образования РФ утвердило прог-рам-мы для начальных классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе (Программы специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений VII вида и классов кор­рекционно-развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1996). Второе издание этих программ осуществлено издательством «Дро­фа» в 2000 году.

В соответствии с указанными программами в газете «Началь­ная школа» (приложение к газете «Первое сентября») с августа 1997 года печатаются методические рекомендации и тематиче­ское планирование по всем учебным предметам.

Авторский коллектив, разработавший программы, создал впер­вые в России учебно-методический комплект для подготовитель­ного этапа обучения детей, испытывающих трудности в усвоении знаний и представлений в начальных классах. Комплект вклю­чает пособия (тетради с печатной основой и методические реко­мендации для учителя) по подготовке к обучению грамоте, мате­матике, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Пособия могут быть использованы в первом классе коррекцион­но-развивающего обучения (КРО) и при повторении учебного материала во втором классе.

Учебно-методический комплект для детей, испытывающих трудности в усвоении знаний и представлений на начальном этапе обучения, прошел многолетнюю апробацию в классах КРО, обес­печивая оптимальное развитие познавательной деятельности и речи детей и эффективность их обучения.

Предлагаемое пособие подготовлено сотрудниками Института коррекционной педагогики, принимавшими активное участие в разработке Концепции и учебно-методического оснащения систе­мы коррекционно-развивающего обучения.

Глава I «Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР)» написана заведующей Лабораторией содержания и мето­дов обучения детей с трудностями в обучении ИКП РАО, канд. ЦеД. наук С.Г. Шевченко. В главе раскрываются основные поло­жения Концепции КРО и особенности организации системы кор-Рекционно-развивающего обучения в условиях общеобразователь­ных учреждений.

Глава II «Классы КРО и ККО: интегрированный подход к об­разованию детей с нарушениями в развитии и дифференцирован-! ный подход к образованию нормально развивающихся детей» \ написана докт. пед. наук, директором ИКП РАО Н.Н. Малофе-: евым. Подчеркивая необходимость развития общеобразователь­ной школы на современном этапе в «школу для всех», автор резко! выступает против организации специальных компенсирующих классов, в которые направляют интеллектуально сохранных де-j тей со сниженными показателями здоровья, с пониженной готов-] ностью к школьному обучению. Недопустимо, по мнению автора, обучать в специальных условиях (классах ККО) нормально раз­вивающихся детей. Достижения специальной психологии и кор-| рекционной педагогики позволяют эффективно обучать детей с задержкой психического развития в условиях общеобразователь­ной школы.

В главах III и IV «Клинико-психолого-нейрофизиологические механизмы задержки психического развития у детей» и «Нейро-1 физиологический анализ функционального состояния мозга детей с трудностями в обучении», подготовленных докт. биол. наук' М.Н. Фишман и канд. псих, наук А.О. Дробинской, рассматри­ваются вопросы дифференциональной диагностики детей с ЗПР, составляющих основной контингент классов КРО.

Глава V «Психологическая готовность к школьному обучению; детей с задержкой психического развития», написанная научным] сотрудником лаборатории Н.В. Бабкиной, раскрывает особенно-. сти интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности] к обучению в школе детей с ЗПР седьмого года жизни, находив-] шихся в течение одного или двух лет в дошкольных группах/] осуществлявших коррекционно-развивающее воспитание и подго-] товку к школе по специальным программам, разработанным в] Лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностя­ми в обучении ИКП РАО (зав. лаб. С.Г. Шевченко).

Глава VI «Умственное и речевое развитие детей с задержкой пси-1 хического развития» (автор — С.Г. Шевченко) освещает особен­ности умственного и речевого развития обучающихся в началь­ных классах и основные направления работы по коррекции их] учебно-познавательной и речевой деятельности на специаль­ных уроках и коррекционных индивидуальных и групповых занятиях.

В VII главе «Педагогическая диагностика знаний, умений и навыков дошкольников и учащихся 1—2-х классов по математи­ке» (автор — канд. пед. наук Г.М. Капустина) раскрывается со-

держание работы учителя по выявлению пробелов в элементар­ных (дошкольных) математических представлениях и знаниях обу­чающихся и уровня усвоения программного материала в 1-2-х классах КРО. Автор подчеркивает, что без анализа причин не­достаточного качества обученности учитель классов КРО не смо-ясет правильно спланировать коррекционную работу как на уро­ках математики, так и в процессе индивидуальных и групповых занятий.

В VIII и IX главах «Эффективность обучения русскому языку младших школьников с задержкой психического развития» (ав­тор — канд. псих, наук Р.Д. Тригер) и «Формирование навыка чтения у учащихся с задержкой психического развития» (ав­тор — канд. пед. наук Ю.А. Костенкова) освещается результа­тивность обучения русскому языку на начальной ступени, ана­лизируются специфические трудности детей с ЗПР в освоении навыков письма и чтения, предлагаются основные направления коррекционно-развивающей работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: