double arrow

Рынка услуг телерадиовещания

В период перехода к информационному обществу, который характеризуется доминированием информационных и интеллектуальных ресурсов над материально-финансовыми, особенно важна деятельность по передаче, накоплению и распределению информации средствами наземного (эфирного и кабельного) и спутникового телерадиовещания.

Появление новых отраслей информационной индустрии, рост информационной составляющей экономической активности субъектов рынка, конвергенция систем, сетей и услуг связи, а также информатики, влияние информационных технологий на социальный и экономический потенциал общества диктуют настоятельную потребность в изменении существующего положения на рынке услуг связи в области телерадиовещания (ТРВ) на основе задействования рыночных механизмов.

Роль телерадиовещания в экономике и социальной сфере, сетевой характер построения инфраструктуры, циркулярный способ распространения и массовый характер потребления услуг, неразрывность процессов их производства и потребления обусловливают особенности деятельности организаций связи и рыночной структуры в области ТРВ.

Основные участники рынка услуг ТРВ и выполняемые ими функции приведены на рис. 4.1.


Рис. 4.1. Участники рынка услуг ТРВ

В современных условиях телерадиокомпании как поставщики услуг оплачивают услуги по распределению, передаче и доставке населению и организациям программ эфирного телерадиовещания за счет бюджетных средств (в рамках государственных телерадиопрограмм) и доходов от передачи рекламы. Роль населения на рынке услуг эфирного телерадиовещания ограничивается абонентской платой за пользование коллективной антенной. Население играет активную роль только на рынке услуг кабельного телевидения и спутникового непосредственного вещания.

Производство новых услуг ТРВ в отличие от традиционных отличается режимом доведения, целевым охватом аудитории (группы и отдельные пользователи) и расширенным составом участников рынка. Участниками рынка новых услуг ТРВ также становятся поставщики дополнительной информации, передаваемой путем уплотнения каналов вещания.

При цифровом вещании положение на рынке услуг ТРВ кардинально меняется, поскольку выделенный для передачи спектр используется более эффективно (число программ в одном частотном канале увеличивается в несколько раз), а пользователь становится активным абонентом (после замены аналоговых приемников на цифровые терминалы), участвующим в формировании интерактивного и многопрограммного обслуживания. Сегмент новых услуг ТРВ предоставляет абонентам дополнительные возможности путем воспроизведения на экранах их терминалов мультимедийной или другой информации от невещательных источников (например, баз данных).

Структура производителей на рынке услуг телерадиовещания характеризуется доминированием государственных компаний или компаний с участием государства (в целом 72,1%). Доля негосударственных операторов составляет 27,9%, что свидетельствует о более медленных темпах либерализации и демонополизации данной подотрасли связи по сравнению с динамикой данных процессов по отрасли связи в целом.

В структуре доходов отрасли связи услуги радиоподотрасли (радиовещание, телевидение, спутниковое и проводное вещание) составляют около 4,5%, при этом 30% доходов формируются коммерческими операторами. Бόльшая часть доходов радиоподотрасли (более 98%) приходится на услуги ТРВ. По уровню потребления услуг ТРВ Россия отстает от развитых стран мира. Так, расходы потребителей на услуги ТРВ составляют менее 4% от величины их расходов на услуги связи.

Государственные операторы занимают доминирующее положение на сегментах: наземного эфирного радиовещания – 96% доходов, проводного вещания – 98%, спутникового вещания – 70%. Коммерческие операторы в основном доминируют в сегменте кабельного телевидения (89%).

В настоящее время на российском рынке услуг ТРВ в сфере услуг наземного эфирного и проводного вещания сложилась «естественная монополия», а на других сегментах рынка формируется конкурентная среда.

Так, на рынке услуг радиовещания и кабельного телевидения «монополия» составляет по 27%, эфирного телевидения – 13%, проводного вещания – 82%.

Государственные операторы связи в области РТВ, владеющие приемопередающим оборудованием и распределительной сетью связи и вещания, отнесенные к субъектам естественных монополий, находятся в сложной экономической ситуации, принадлежащие им технические средства на 70–80% выработали ресурс, инфраструктура сетей распространения и трансляции программ нуждается в обновлении. Государственные операторы наделены обязательствами оказания услуг для государственных нужд и социальной функцией обслуживания всех слоев населения с максимально возможным охватом населения нашей страны и ближнего зарубежья вещанием государственных телерадиопрограмм.

Разветвленность сети ТРВ, ограниченные технологические возможности аналоговых систем передачи информации, капиталоемкость радиорелейных и проводных линий подачи телерадиовещательных программ, низкий уровень тарифов, рентабельности и инвестиционных средств для развития производства услуг телерадиовещания обусловливают неконкурентоспособность государственных предприятий на рынке услуг телерадиовещания.

Для государственных операторов ТРВ в условиях преимущественно аналогового вещания характерен низкий уровень дифференциации услуг.

Деятельность негосударственных операторов телерадиовещания связана с оказанием рентабельных услуг кабельного телевидения, спутникового вещания и ограничена сегментом рынка с высокой плотностью населения, а в нем – пользователями с высоким уровнем платежеспособности.

Негосударственные организации, включая компании кабельного и спутникового телевидения, уделяют политике дифференциации услуг первостепенное значение и реализуют ее путем предоставления пакета телекоммуникационных информационных и вещательных услуг.

Так как тарифы на услуги передачи и распространения общероссийских и региональных (субъектов федерации) государственных телерадиопрограмм регулируются государством и в настоящее время практически не окупают себестоимости их производства, то негосударственные операторы не заинтересованы в работе на территориях с низкой плотностью населения, которые не представляют интереса для рекламодателей. Это приводит к существенным территориальным диспропорциям в структуре и развитии рынка.

Негосударственные операторы действуют в коммерчески привлекательных секторах рынка услуг ТРВ, их деятельность практически ничем не ограничена, они имеют значительно бόльшие финансовые возможности использовать передовые технологии и конвергенцию сетей и систем для предоставления высококачественных услуг интерактивного и мультимедийного характера. Все это свидетельствует о неравных условиях функционирования участников на рынке услуг ТРВ.

Наличие диспропорций развития рынка услуг телерадиовещания в техническом, тарифном и географическом аспектах обусловливает разные уровни конкурентоспособности государственных и негосударственных операторов на рынках труда, инвестиций и ценных бумаг, капитализации и инвестиционной привлекательности организаций, задействования финансовых рычагов и дивидендной политики.

Общая емкость рынка услуг телерадиовещания (более 11 млрд руб.) распределяется по видам услуг следующим образом: телевидение – 44,1%, радиовещание – 18%, проводное вещание – 20,7%, спутниковое вещание (спутниковое распределение телерадиовещания и непосредственное спутниковое вещание) – 15,3%, новые услуги – 1,9%.

На рынке услуг телевидения по показателям охвата населения преобладает эфирное вещание – 77,6%, кабельное занимает 21,9%, спутниковое НТВ – 0,5%, т. е. уровень использования передовых технологий вещания в России незначителен.

При переходе от аналоговых к цифровым системам передачи телерадиопрограмм и другой информации произойдут кардинальные структурные сдвиги в сфере ТРВ, а именно произойдет отток абонентов проводного вещания и эфирного аналогового телерадиовещания, приток абонентов цифрового телерадиовещания, кабельного телевидения, спутникового вещания. О неравномерности потребления на рынке услуг ТРВ можно судить по охвату населения России программами радио и телевидения в территориальном разрезе.

По охвату населения программами радиовещания вариация показателей по федеральным округам наблюдается в пределах 10–20%. Уровень охвата населения государственными радиопрограммами в среднем по стране составляет:

одной программой – 93% (в городах – 95,4, в сельской местности – 85,2%);

двумя программами – 89,2% (соответственно 92,3 и 80%);

тремя программами – 69% (соответственно 71,7 и 58,9%).

Негосударственные программы радиовещания имеют возможность принимать 56,6% населения, в том числе в сельской местности – 7,7%.

Более наглядно картину географической дифференци-рованности рынка услуг ТРВ дает сопоставление фактических уровней охвата населения федеральных округов России программами телевидения.

По охвату населения одной и двумя программами телевидения федеральные округа незначительно отличаются, распределение же населения округов по пользованию тремя и более программами гораздо значительнее. Показатели охвата населения тремя телевизионными программами колеблются по федеральным округам от 81,4 (Северо-Западный и Дальневосточный) до 59,7% (Южный), четырьмя программами – от 69,1 (Центральный) до 41% (Сибирский), пятью и более программами – от 63,7 (Центральный) до 20,9% (Дальневосточный).

Охват населения другими негосударственными телевизионными программами составляет 40,3% и колеблется от 29 до 48,5%.

Оценка существующего состояния и структуры рынка услуг телерадиовещания свидетельствует о возможности его динамичного развития на основе сбалансирования рыночной структуры и активизации конкуренции с учетом развития смежных рынков.

На развитие рынка услуг связи в области телерадиовещания оказывают существенное влияние смежные рынки:

инфокоммуникационных технологий, включая Интернет-технологии и программное обеспечение;

информационных продуктов и услуг (рекламы, видео и звукового контента);

услуг электросвязи (передачи данных, телематических услуг, телефонии);

оборудования телерадиовещания и мультимедийного оборудования.

С одной стороны, совершенствование инфокоммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг электросвязи с учетом совершенствования технических возможностей создания телерадиопрограмм способствует росту объемов услуг телерадиовещания, модификации спроса и развитию рыночной среды, с другой стороны, обостряет конкурентную борьбу и требует от государственных операторов связи в области ТРВ оперативных адаптационных мер по обеспечению устойчивого положения на рынке услуг телерадиовещания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: