Содержание спортивного фехтования
В советской системе физического воспитания фехтование — один из видов спорта группы единоборства. Приемы и боевые Действия, выполненные занимающимися на тренировке и в бою, являются физическими упражнениями, содействующими всестороннему физическому развитию, воспитанию ценных качеств, навыков и умений.
Фехтование является организованным педагогическим процессом и проводится в учебных и тренировочных занятиях. Система разнообразных физических упражнений, движений, приемов и действий, проводимая при подготовке фехтовальщика, своеобразные методы и формы организации занятий и соревнований обеспечивают широкие возможности всестороннего физического развития и воспитания занимающихся.
Основным содержанием современного спортивного фехтования является единоборство, целеустремленный поединок — бой двух противников с применением спортивного холодного оружия, обусловленный определенными правилами соревнований.
|
|
В фехтовальном бою спортсмены противопоставляют один другому свою технику, тактику, все свои силы и способности. Каждый стремится осуществить задуманный им план действий, превзойти противника и первым нанести определенное количество уколов или ударов.
В спортивной борьбе с оружием противодействуют две тактики, два плана замыслов, из которых осуществляется только один — план победителя.
Борьба между двумя фехтовальщиками ведется главным образом за взятие нужной дистанции, за выбор выгодного момента для нанесения укола или удара и за целесообразное движение оружием в конечном действии. Эти основные виды технических и тактических действий развивают умение быстро мыслить в ходе боя, искусно обманывать противника, строить и осуществлять свой план действий. Вместе с этим у фехтовальщиков развивается наблюдательность, умение улавливать, видеть, чувствовать, представлять и осмысливать все движения противника, понимать его поведение и состояние и в соответствии с его действиями и намерением быстро принимать и проводить свое решение, используя для этого нужные приемы.
Как физические упражнения фехтовальные приемы и действия выполняются преимущественно с резким изменением темпа и ритма, с максимально быстрыми и разнообразными физическими и волевыми усилиями. Процесс тренировки и бои сильно воздействуют на сердечно-сосудистую и нервную систему занимающихся в связи с затратой больших физических, эмоциональных и волевых напряжений. Поэтому для достижения высоких спортивных результатов в фехтовании необходима хорошая всесторонняя общая и специальная физическая подготовка.
|
|
Современные фехтовальные бои требуют от спортсмена большой выносливости в длительных волевых, нервных и физических напряжениях, выдержки, самообладания и умения подавлять излишние эмоции.
Фехтование, как спортивно-педагогическая дисциплина, основывается на советской педагогике, психологии, теории и методике физического воспитания, физиологии, гигиене и врачебном контроле.
Теория фехтования разрабатывает вопросы содержания предмета, цели, задачи, место и значение фехтования в советской системе физического воспитания. Предметом теории фехтования являются также: классификация видов фехтования, приемов и боевых действий; совершенствование терминологии, планирование процесса спортивной тренировки, анализ техники приемов боя и тактики действий; изучение вопросов энергетических затрат и динамики физического развития под влиянием фехтования, а также исследование психических ифизиологических процессов, происходящих у фехтовальщиков; улучшение форм и методов проведения соревнований, улучшение оружия, снаряжения, электрооборудования, применяемого для фиксирования уколов и др.
История фехтования раскрывает (в неразрывной связи с общей историей физической культуры) процесс развития фехтования как искусства владения холодным оружием и средства физического воспитания и спорта. Большое воспитательное 1 практическое значение для разработки теории и методики имеет не только изучение опыта прошлого, но и опыта современной практики, накопленного за советский период развития фехтования: виды фехтования, техника и методика обучения, эволюция спортивного оружия, анализ международных встреч и выступлений советских и зарубежных фехтовальщиков, обобщения важнейших научных исследований.
Методика преподавания фехтования изучает общие основы обучения и воспитания применительно к фехтованию и имеет частную методику обучения отдельным видам спортивного фехтования — на рапирах, саблях и шпагах.
Методика фехтования охватывает вопросы рациональных методов обучения и воспитания различного контингента занимающихся, проблемы спортивной тренировки спортсменов разной квалификации, частную методику группового и индивидуального урока и других форм занятий, методы и методические приемы обучения технике, тактике, физической и волевой подготовке фехтовальщиков, а также вопросы совершенствования педагогического мастерства и тренерской техники фехтования.
В специальных учебных заведениях по физической культуре теорию, историю и методику фехтования изучают на лекциях и семинарах, технику и тактику — на практических и методических занятиях; педагогические умения и навыки приобретаются на занятиях по учебной практике и специальных методических занятиях по методике преподавания. При подготовке и переподготовке преподавателей и тренеров большое внимание уделяют творческой самостоятельной работе над специальной литературой и наглядными учебными пособиями; работе по анализу киноматериалов, научных исследований и методических разработок; самостоятельной подготовке курсовых работ и домашних заданий.
Для совершенствования тренерских умений и навыков широко используются различные формы самостоятельной практической работы в спортивном зале, разработка и выполнение комплексов зарядки и специальных упражнений фехтовальщика, индивидуальные взаимоуроки, «контры» и бои, судейство соревнований, проведение отдельных уроков, бесед и т. д.
Для научного обоснования вопросов теории фехтования, рациональной методики обучения и воспитания, решения проблем спортивной тренировки различного контингента занимающихся, анализа техники и тактики, влияния фехтования на различные системы организма и других вопросов применяются разнообразные педагогические методики с использованием психологических, физиологических и врачебных методов исследования. Применение разнообразных математических, биомеханических, биохимических, гигиенических и других методов исследования позволяет лучше определить и использовать комплексную методику исследования для выявления отдельных узких сторон явления или процесса и взаимную их связь в постановке углубленного исследования.
|
|
Обобщением передового опыта и научными исследованиями в области фехтования занимаются преподаватели и сотрудники спортивных и теоретических кафедр учебных и научно-исследовательских институтов физической культуры, квалифицированные тренеры и врачи физкультурных диспансеров, а также студенты, специализирующиеся по этому виду спорта, и аспиранты институтов физической культуры.
Одним из важнейших и необходимых условий успешной деятельности преподавателя и тренера по фехтованию является систематическая исследовательская и методическая работа по совершенствованию средств и методов преподавания, по научному обоснованию важнейших проблем, выдвигаемых жизнью и практикой преподавания.
Значительное внимание в физкультурных учебных заведениях уделяют студенческому научному обществу в целях привития основ научных знаний и широкого привлечения студенчества к творческим самостоятельным научным исследованиям. За время обучения в институте студент должен не только изучить теорию, методику и практику фехтования, но и овладеть современными методами научных исследований, навыками самостоятельной организации и проведения научной работы.
Формирование профессионально-педагогических навыков у студентов
Студенты физкультурных учебных заведений, будущие преподаватели и тренеры по фехтованию, должны овладеть определенным объемом профессионально-педагогических умений и навыков.
|
|
Навыки самостоятельной работы над книгой:
1) уметь подбирать специальную литературу, углубленно и по системе работать над ней, анализировать те или иные разделы, выделять главное, увязывать теоретические вопросы с передовой практикой;
2) составлять конспект и выписки из специальной литературы и пользоваться ими в практике;
3) кратко и четко излагать содержание теории и методики проработанного материала.
Навыки обучения физическим упражнениям:
1) уметь четко подавать команду и организовывать занимающихся для выполнения упражнений, приемов боя и действий;
2) уметь кратко объяснять упражнение, образцово показывать главное и второстепенное, сочетать показ с краткими пояснениями, уметь ставить задачи и задания для самостоятельной работы занимающихся;
3) уметь оказывать помощь занимающимся, определять недостатки, ошибки и способы их устранения;
4) знать терминологию, разнообразные методические приемы проведения упражнений и действий по распоряжению, заданию, по условным сигналам и знакам;
5) уметь рационально дозировать нагрузку и отдых для различного контингента занимающихся, правильно оценивать и учитывать выполнение упражнений и действий занимающимися.
Навыки тренерской техники индивидуального обучения:
1) уметь дать объяснение, показать и выполнить приемы и действия за различных противников;
2) владеть тренерской техникой движений оружием и телом в подготавливающих, наступательных, оборонительных действиях и их сочетаниях;
3) уметь ставить перед учеником и решать тактические задачи на отдельные действия, на внбор одного из двух или нескольких действий, на сочетание и развитие их в различных боевых ситуациях.
Навыки в проведении занятий с различным контингентом занимающихся:
1) уметь проводить строевые упражнения, разминку, зарядку и выполнять комплексы специальных упражнений;
2) уметь проводить отдельные части урока по основным и вспомогательным упражнениям, групповым и индивидуальным урокам по рапире, сабле и шпаге со спортсменами различных разрядов, возраста и пола;
3) уметь дать педагогический анализ урока.
Умения и навыки в проведении воспитательной и массовой работы:
1) знать обязанности дежурного, капитана команды, физорга, члена бюро и т. п.;
2) уметь проводить беседы, информации, давать объявления, сопровождать показательные выступления, подводить итоги соревнований и массовых мероприятий;
3) уметь сочетать организационную и воспитательную работу, проводить собрания, культпоходы, сдачу норм ГТО и другие массовые мероприятия, руководить занимающимися, ставить конкретные задачи, задания и решать их;
4) уметь воспитывать и развивать у занимающихся важнейшие физические и волевые качества и черты характера и осуществлять психологическую подготовку к соревнованиям.
Навыки в судействе и подготовке общественных кадров:
1) выполнять обязанности углового судьи, секретаря, хронометриста, коменданта соревнований, судьи при участниках, старшего судьи, заместителя главного судьи и главного судьи;
2) выполнять обязанности члена комиссии по приему норм ГТО и контрольных нормативов;
3) уметь самостоятельно проводить семинар судей для учащихся ДСШ;
4) готовить общественных инструкторов по проведению зарядки в школе и в производственном коллективе.
Навыки в составлении документации:
1) уметь составлять учебный план, программу, график учебного процесса, рабочий план, конспект занятий, вести журнал учета;
2) уметь составлять план работы коллектива, смету расходов, план массовых мероприятий, календарь и положения о соревнованиях, вести судейские протоколы, составлять отчеты о работе и о соревнованиях;
3) уметь составлять индивидуальный план тренировки, вести дневник тренировки и самоконтроля;
4) уметь составлять комплексы зарядки, разминки, производственной гимнастики.
Начальные навыки в проведении научно-исследовательской работы:
1) выбрать темы, разработать план работы, подобрать литературу и работать над ней;
2) овладеть методами педагогического исследования (овладение дополнительными методами — физиологическими, психологическими, гигиеническими и др., в зависимости от условий их проведения), организовать и проводить исследования;
3) анализировать проведенные исследования, изложение работы, разработать иллюстративные материалы, подготовить анног тации, рефераты, сообщения.
Подготовка мест занятий и соревнований, ремонт инвентаря:
1) уметь подготавливать места замятий и соревнований (натянуть дорожки, подготовить аппаратуру, демонстрационные щиты, места для зрителей и т. п.);
2) знать, как производить пайку, точку и монтировку электрооружия, уметь ремонтировать фехтовальное снаряжение и инвентарь, а также устанавливать и устранять основные неисправности в электрооборудовании.
Гигиенические навыки:
1) соблюдать личную и общественную гигиену, а также режим спортсмена, знать методику закаливания и способы применения самомассажа;
2) оказывать первую помощь при травмах.