Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

1. При наличии в конце тетради ответа на задание сверьте с ним свой результат. Если вы допустили ошибку, подумайте, чем она могла быть вызвана. Сформулируйте свои выводы.

Какие из предложенных заданий оказались самыми сложными? Попробуйте объяснить, почему.

2. Остановимся на отдельных заданиях. Обратимся к заданию 6 первой рубрики темы (с. 60). Для правильного выполнения этого задания следует вспомнить определение понятия «внутренний валовой продукт». Слова «рыночная стоимость» говорят нам о том, что при его исчислении учитываются только те процессы купли-продажи, которые были официально зарегистрированы. Поэтому все сделки в теневой экономике (вариант ответа 3), работа «на себя» (вариант 8) исключаются при исчислении ВВП. Обратим внимание также на то, что речь идет о стоимости конечных продуктов и услуг (это делается для того, чтобы избежать двойного счета). Следовательно, стоимость зерна, использованного для производства хлеба (вариант 7), также не будет учитываться, в стоимость ВВП войдет стоимость уже произведенных хлебных изделий. В стоимость ВВП не входят также платежи, которые осуществляются не в обмен на товары и ус­луги, поскольку здесь не создается ничего нового. В частности, речь идет о различного рода со­циальных выплатах. С учетом этого исключаем пункт 5. Оставшиеся варианты ответов и есть искомое правильное решение.

Остановимся на задании 3 этой же части (с. 59). Наиболее заметное отличие в расходной части бюджета относится к статьям, связанным с расходами на народное хозяйство. В совет­ские годы эти статьи включали в основном дотации к ценам на товары, производимые предпри­ятиями, а также капиталовложения в строящиеся предприятия и действующие (для обновле­ния производственных мощностей). С переходом к рынку цены перестали устанавливать централизованно, а возникшие многочисленные частные предприятия вкладывали собствен­ные средства в развитие своего производства.

3. Ответы на задания формата ЕГЭ: 3—1; 5 —2; 7 —45.


Прочитайте два текстовых фрагмента и выполните задания к ним.

«Должно ли государство регулировать экономику?

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продук­та и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной сниже­ния темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило не­стабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следст­вием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ со­циального страхования».

(А. Фелдстайн)

«Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опас­ностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же па­губны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии... Главный вызов состоит в уста­новлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает прой­денным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общест­венных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность обще­ственных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения».

(Р.Алъфонсин)

1) Совпадают ли позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономи­ке? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.

2) Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?

3) Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следст­вий.

4) Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Назовите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведе­ния, укажите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной эконо­мики.

Прочитайте два текстовых фрагмента и выполните задания к ним.

«Должно ли государство регулировать экономику?

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продук­та и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной сниже­ния темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило не­стабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следст­вием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ со­циального страхования».

(А. Фелдстайн)

«Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опас­ностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же па­губны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии... Главный вызов состоит в уста­новлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает прой­денным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общест­венных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность обще­ственных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения».

(Р.Алъфонсин)

1) Совпадают ли позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономи­ке? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.

2) Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?

3) Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следст­вий.

4) Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Назовите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведе­ния, укажите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной эконо­мики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: