Экономика и государство

План.

1. Понятие формы государства.

2. Форма правления: понятие и виды.

3. Форма государственного устройства: понятие и виды.

4. Политический (государственный) режим: понятие и виды.

Основная литература:

· Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2006;

· Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2006;

· Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М., 2005.

· Теория государства и права / Под ред. А.С. Мордовцева, В.Н. Синюкова. М., 2005.

· Теория государства и права / Под ред. П.В. Анисимова. М., 2005.

Дополнительная литература:

· Каплунов А.И. Об основных чертах и понятии государственного принуждения // Государство и право, 2004, № 12, С. 10-17.

· Кикоть В.Я. Место и роль органов МВД в политике Российского государства по обеспечению международной законности и правопорядка // Государство и право, 2004, № 1, С.55-61.

· Боков А.В. Новые задачи ОВД - новые подходы к оценке их деятельности // Вестник Московского Университета МВД РФ, 2003, № 1, С.37-42.

· Степанов О.А. Право, государство и безопасность личности в условиях развития информационно-электронной среды // Государство право, 2004, № 11, С.34-38.

· Соколова И.Л. Особенности экономической функции федеративного государства // Законодательство и экономика, 2005, № 5.

· Кокотов А.Н., Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства России // Государство и право, 2004, № 1, С. 115-116.

· Кудрявцева А.В. Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2004 // Государство и право, 2004, № 12, С. 111-116.

· Лукьянова Е.Г. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации // Государство и право, 2004, № 7, С.84-89.

· Зубрицкий В.И. Основные проблемы государственности // Вестник Московского Университета МВД РФ, 2003, № 2, С.8-10.

· Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства // Государство и право, 2004, № 5, С.93-96.

· Хабриева Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право, 2004, № 8, С. 5-13.

· Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право, № 6, 2006, С.101-107.

· Анненкова В.Г. Перспективы развития федерализма в Российском государстве // История государства и права, № 1, 2006.

1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

В таком понимании форма государства позволяет дать характеристику государства и позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.

Элементарный подход к понятию формы государства имеет свои преимущества. Он отличается четкостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не дает синтезированного представления о форме государства в целом. Системный подход предполагает не только изучение элементов и их качеств, но и связей между ними, образующих единое целое (форму государства), а также связей между этим целым и элементами, наконец, целого со средой, ибо это целое выступает вовне как самостоятельное образование, а не только через свои элементы.

Будучи самостоятельным образованием, форма государства обладает такими качествами, которые не были присущи ее элементам, взятым по отдельности. Помимо традиционно называемых элементов есть и другие стороны проявления качеств формы государства (например, роль «материальных придатков» государства – армии, полиции и др., деятельность органов конституционного контроля и прокуратуры, методы прямых и обратных связей органов государства с населением, формы и методы деятельности государственных органов и др.)

Некоторые авторы различают форму государства в узком и широком смысле. Под формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком – форму правления и форму государственного устройства. Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства.

Особое значение для понимания формы государства имеет соотношение с такими категориями, как функции государства, исторический тип государства и механизм государства.

Наиболее сложной и неоднозначной представляется диалектика соотношения функций государства, исторического типа и его формы. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Однако, кардинальное изменение деятельности и типа государства отнюдь не всегда приводило к изменению его формы.

На становление и изменение формы того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, а также социально-экономические, идеологические, политические и иные факторы. Так, ранние буржуазные революции в Великобритании привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствие которого стала конституционная монархия. Конституция – требование буржуазии, монархия – уступка феодалам.

Говоря о влиянии на форму государства национального состава, исторических традиций и территориальных размеров страны можно привести высказывание И.А. Ильина: «Многонациональный состав населения предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». События в Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И.А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм государства и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».

Близкими по содержанию, но не совпадающими являются категории механизма государства и формы государства. Отдельные авторы (например, Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998 – С.60) определяют эти категории как систему, совокупность государственных органов и тем самым дают повод для их отождествления. Механизм государства действительно представляет собой совокупность государственных органов необходимых для осуществления внутренних и внешних функций. Форма государства дает характеристику государства не столько с точки зрения системы органов, сколько с позиций способов и принципов образования государственной власти, взаимоотношения ее с населением, распределения властных полномочий между составными частями и методов их осуществления. Таким образом, данные категории являются вполне самостоятельными и позволяют дать характеристику различным сторонам сущности государства.

Из всего сказанного следует, что, имея общее представление о формах государства, их общеродовых признаках и чертах, для глубокого и разностороннего изучения необходимо соотносить данные формы с конкретным типом государства, наполнять их конкретным социальным содержанием. Каждая из форм государства имеет свою политико-практическую значимость лишь в том случае, когда она берется не сама по себе, вообще, безотносительно ко времени и пространству, а соотносится с конкретным, вполне определенным типом государства.

2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

В научной литературе существуют неодинаковые подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или прежде всего с правовым положением главы государства, приверженцы широкой трактовки включают в это понятие даже политическую среду. Узкая трактовка может относиться только к различиям монархии и республики, она не учитывает роли других высших органов государства (парламента, правительства) в разновидностях форм правления (например, в президентской и парламентской республиках). Широкая трактовка придает этому понятию несвойственный ему характер.

Согласно взглядам, преобладающим в отечественной литературе, форма правления характеризует способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности органов государства, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением.

Такое понимание формы правления позволяет дать ответы на ряд вопросов.

Во-первых, какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный — захват власти. Во-вторых, каким субъектом права (индиви­дуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В-третьих, какова структура высших органов государственной власти. В-четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В-пятых, ка­кова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В-шестых, какова степень ответственнос­ти субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч, monarchia — единовластие, единодержавие) — форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и дуалистические, или конституционные (ограниченные).

Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных

особенностей.

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично ocуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, верховная власть передается, по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет не наследник. Любопытно, что в истории были периоды, когда исключения становились почти правилом. Так, в Византии из ста девяти царствовавших императоров семьдесят четыре были убиты и во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. В случае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.

В–третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, нанесение личного оскорбления. Известный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики. «Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент США пользуется большей властью, нежели английская королева; но президент ответственен перед конгрессом и потому не монарх; английская королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограничен­ность своей власти, остается все же монархиней».

Из всех вышеназванных особенностей абсолютной монархии в дуалистической монархии в чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее существенные изменения. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Именно поэтому она и называется дуалистической.

Так, в сословно-представительной монархии власть монарха ограничивалась Земским Собором в России (середина XVI в. — конец XVII в.), Генеральными штатами во Франции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Они созывались монархом главным образом для получения согласия на решение тех или иных вопросов, например, сбор налогов.

В дуалистической монархии - монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871-1918). Здесь, как видим, степень ограничения значительно больше. П.А. Сорокин к этой форме монархии относил Российскую империю после 1906 г. Вместе с тем, дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается почти исключительно законодательной работы. В деле же управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. |Власть короля по-прежнему считается «данной от Бога» и неза­висимой от народа. У нас по «Основным государственным законам» 1906 г. царь по-прежнему назывался «самодержавным». Особа его считалась священной и неприкосновенной.

Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: «Король царствует, но не управляет» вполне применима к парламентской монархии. В парламентской монархии правительство формируется парламентом (его формирует партия или коалиция партий, получившая большинство голосов на выборах). Правительство нуждается в доверии парламента и при вопросе недоверия оно должно уйти в отставку, или правительство, действуя через главу государства, может распустить парламент с назначением новых выборов.

Сегодня в мире насчитывается 28 монархий, а формально более 40, так как в ряде стран Содружества, возглавляемого Великобританией, — Канаде, Новой Зеландии, Барбадосе и других — главой государства формально-юридически считается королева Великобритании.

Большая часть стран с такой формой правления — парламентские (конституционные) монархии, где власть правителя ограничена как писаным законом, так и активно действующими законодательными и исполнительными органами. К ним относятся Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Япония и др. До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудовская Аравия. В 1992 г. там принята Конституция и с этого момента более правильно ее рассматривать в качестве дуалистической монархии. С определенными оговорками к абсолютной монархии сегодня можно отнести Оман, хотя и там в 1996 г. была принята Конституция.

Республика (лат. res publica, от res — дело и publicus — общественное дело) —форма правления, при которой высшие oрганы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.

Во-первых, источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшегооргана государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формировании) органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати. Истории известен целый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковой и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.

В третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен 4-5 годам.

В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.

Республики можно классифицировать по различным основаниям. В частности, Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа в осуществлении функций государственного властвования выделяли чистые, или непосредственные, республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такая форма правления, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит право избрания своих представителей.

Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные.

Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками:

1) президент избирается населением всей страны или выборщиками;

2) президент является одновременно главой государства и правительства, обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах;

3) президент самостоятельно формирует правительство;

4) правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом;

5) президент не может распустить парламент, отношения между пре­зидентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляе­мый президентом бюджет.

Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками:

1) верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства;

2) правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте;

3) возглавляет правительство премьер-министр, явля­ющийся, как правило, лидером партии, победившей на парла­ментских выборах;

4) правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку;

5) допуска­ется существование должности президента, который избирает парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В настоящее время классическими парламентскими (парламентарными) республиками являются Италия, Австрия.

Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков возникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу.

«Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формыправления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, coeдиняют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия по Конституции 1991г.).

«Чистые» формы правления наряду с достоинствами имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в ряде государств Латинской Америки, а также президентско-монистических республик в отдельных государствах Африки.

Парламентарной же республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Так, за полсотни послевоенных лет в парламентской республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, причем средняя продолжительность их существования была менее года.

Включение элементов президентской республики в парламентскую, а парламент­ской – в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки «чистых» форм. В результате остается меньше «чистых» президентских или парламентских республик, возникают полупрезидентские, полупарламенентские республики.

Наиболее характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значительное количество членов парламента).

Наиболее характерной чертой полупрезидентской республики является установление ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым фактически, а часто и юридически остается президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки — Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.

3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова - как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).

В узком смысле слова — для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

При характеристике государственного устройства как одного из элементов формы государства имеется в виду второе (узкое) значение термина.

Таким образом, форма государственного устройства - это способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государства. Это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.

В отличие от формы правления здесь организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их «разделения» между частями государства. Этот аспект формы государства охватывает вопросы территориального устройства государства, устроения государственной власти на определенной территории.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на следующие вопросы. Во-первых, из каких структурных частей состоит государство (города, районы, области, края, республики, округа, штаты, земли, кантоны и т.п.). Во-вторых, правовой статус этих частей, с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичных варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, полная несамостоятельность. В-третьих, каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований. В-четвертых, какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный. В-пятых, сколько систем высших органов государственной власти существует в данном государстве, одна или несколько.

По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).

Простое (унитарное) государство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т.п.), которые не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Унитарное государство характеризуется рядом ocoбенностей, которые позволяют отличать его от любых сложных государств.

1. Структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти. К таким государствам относится Франция, Турция и другие. Например, во Франции на местах имеются и выборные органы, и назначенные чиновники общей компетенции, которые, с одной стороны, имеют собственную сферу деятельности (обеспечение общественного порядка), а, с другой стороны, осуществляют административный контроль в отношении законности местных представительных органов. В децентрализованных cтруктурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом тем не менее они не обладают (Италия, Япония и другие). Следует обратить внимание на то, что в ряде современных унитарных государств допускается существование административной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер). Испания кроме национальных автономий (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автономий. Наличие административных автономий в унитарных государствах порождает определенные трудности в отграничении их от федераций. Общее правило здесь таково: объем полномочий автономий в простых государствах, как правило, значительно меньше, чем объем полномочий соответствующих образований в федерациях.

2. Существование единой и единственной для всей страны системы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов. В зависимости от степени централизованности унитарного государства органы административно- территориальных образований в большей или меньшей степени подконтрольны органам центральной власти.

Наличие единой территории, единой конституции, единой системы права, единого гражданства, единой судебной системы, единых вооруженных сил. Это означает то, что административно-территориальные образования не имеют своей собственной территории, не вправе принимать свою конституцию и иные законы, вводить собственное гражданство, создавать свои вооруженные силы и формировать альтернативные судебные органы. При этом структурные образования унитарного государства вправе принимать нормативно-правовые акты. Однако они должны носить строго подзаконный характер и не могут противоречить нормам, принятым центральными органами государственной власти.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к процессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

Тем не менее, истории и современности известны и целы ряд сложных государств. Дело в том, что на становление той или иной формы государственного устройства конкретного государства ока­зывают влияние национальные, исторические, политические, со­циальные, географические и иные факторы. И в целом ряде случаев их совокупное действие приводит к возникновению сложного государства.

Сложные — это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований.

К ним относят: империи, федерации и конфедерации.

Империя (от лат. imperium — власть) представляет собой на­сильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого — царь, император, король и т.п. Для империи характерна захватническая политика, угнетенние и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. В настоящее время в мире в чистом виде империй не существует.

Федерация (франц. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз), представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

Федерацию отличают следующие особенности.

Во-первых, она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.) Данные образования являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

Во-вторых, в ней существуют две системы высших органов государственной власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов – на своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется путем их закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре. Подобное разграничение осуществляется двояким образом. В одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов. В других (России, Индии, Германии) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации имеют место двусторонние договоры о разграничении полномочий между центром и тем или иным субъектом Федерации.

В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных — нет. Россия относится к последней.

В-третьих, территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов.

В-четвертых, наличие в субъектах федерации своей конституции (конституционного устава), системы законодательства, гражданства, существующего наряду с общефедеральным, иногда судебной системы (в России не допускается). При этом запрещается создавать собственные вооруженные силы и вводить региональные деньги.

В-пятых, наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

В-шестых, федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак (например, территориальный — США, ФРГ), так и их совокупность (Россия).

Конфедерация союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.)

Конфедерация представляет собой достаточно сложное политико-правовое образование, которое неоднозначно трактуется в юридической литературе. Существуют три основные подхода к пониманию этого явления.

Одни ученые считают, что конфедерацию вообще нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. По их мнению, в данном случае имеет место не государство, а союз, сообщество, объединение каких-либо организаций, в том числе и различных государств. Примерами таких организаций являются: Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Организация «исламский конгресс» (ОИК), Организация Североатлантического Договора (НАТО) и др.

Другие рассматривают конфедерацию как промежуточное | звено на пути движения государств к образованию федерации.

Третьи полагают, что конфедерация представляет собой особую разновидность формы государственного устройства, которая вместе с тем весьма существенно отличается от федерации. Данный подход представляется наиболее предпочтительным.

Для того чтобы конфедерацию можно было рассматривать в качестве особой разновидности формы государственного устройства, она должна являться государством, самостоятельным субъ­ектом международного права, т.е. непосредственно от имени конфедерации вступать в различные международно-правовые отношения. Если этого нет — нет и конфедерации, а имеет место то или иное объединение государств.

Конфедерация возникает в процессе заключения договора (соглашения) между двумя или несколькими полностью суверенными государствами, создания на этой основе системы органов (конфедерации) и наделения их необходимой компетенцией для реализации целей, послуживших причиной образования данного го­сударства. Вряд ли обоснованно считать универсальными такие традиционно выделяемые признаки конфедерации как отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов, своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого бюджета, единой налоговой системы. В том же Европейском Союзе дополнительно к национальному введено гражданство ЕС, а к концу XX в. планируется создание общей обороны, валютно-финансовой системы (единая валюта — евро уже создана). Безусловно, столь высокая степень интеграции различных государств во многом сближает конфедерацию и федерацию. Аналогичная тенденция имеет место и в отношениях России и Беларуси.

Как свидетельствует история, существовавшие ранее конфедеративные образования являлись недолговечными: они либо распадались на самостоятельные государства, либо преобразовывались в федеративные государства. Так, конфедерацией были США в начальный период своего существования. Содружество независимых государств (СНГ) вряд ли оправданно на сегодняшний день относить к конфедерации, поскольку данное объединение не соответствует основным признакам рассматриваемой разновидности формы государственного устройства.

Таким образом, форма государственного устройства выражает основания, принципы и особенности территориального структурирования власти в данном государстве, ее распределения между центральными и местными субъектами государственной власти, государственно-правового статуса всех этих субъектов в рамках данного государства, правового порядка их взаимоотношений.

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический (государственный) режим – это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Ранее в юридической литературе для характеристики третьего элемента в понятии формы государства употреблялся термин «политический режим». Однако постепенно утверждается взгляд, что политический режим – широкое понятие, которое выходит за и пределы только формы государства, характеризует политическую систему общества в целом. И поэтому для характеристики формы государства необходимо употреблять термин «государственный (государственно-правовой) режим». Данные понятие нельзя противопоставлять. При демократическом политическом режиме государственный режим тоже является демократическим, и наоборот.

В отличие от понятий формы правления и формы территориально-политического (государственного) устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин политический (государственный) режим характеризует ее функциональную сторону – формы и методы осуществления государственной власти.

Можно с уверенностью утверждать, что ни в одном государстве, мира не существует и не существовало абсолютно идентичных политических режимов. Каждый из них имеет свои особенности, свою специфику, которые обусловливаются влиянием огромного количества социально-экономических, общественно-политических, классовых, религиозных, нравственных и иных факторов. Следует обратить внимание и на то, что относительная стабильность указанных факторов приводит к относительной стабильности политического режима конкретного государства в конкретный исторический период времени. И наоборот, их изменения приводят к тем или иным модификациям рассматриваемого элемента формы государства.

В научной литературе политические режимы обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и антидемократические.

Демократическому политическому режиму присущи:

1) наличие в государстве демократии, т.е. такой формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти;

2) выборностъ и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

3) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

4) конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, (ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом);

5) защищенность личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц;

6) существование ряда политических, в том числе оппозиционных партий;

7) невмешательство государства в частную жизнь граждан; гласность в деятельности государства.

Антидемократический режим является противоположностью демократического и характеризуется обратным набором признаков. Особое значение имеет подразделение данной разновидности политического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические. Для последних характерно формальное признание и конституционное закрепление наиболее значимых демократических институтов и ценностей, с одной стороны, и их полное или частичное игнорирование — с другой. Типичными примерами псевдодемократических режимов является режимы, существовавшие в бывшем СССР и ряде других стран социалистического содружества. В настоящее время подобные режимы су­ществуют в Корейской Народно-Демократической Республике и на Кубе.

В зависимости от степени ограничения демократии антидемократические режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и фашистские.

Авторитарный режим характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие – незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций.

Тоталитарный режим отличается полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством государства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии или движения, запрещением или существенным ограничением деятельности оппозиционных партий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов личности.

Фашистский режим – это тоталитаризм в его наиболее откровенной форме. Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и создается по типу пирамиды, а вершине которой стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями. Фашистский режим полностью ликвидирует демократические права и свободы, уничтожает все оппозиционные организации и учреждения, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и политический террор. Фашизм – это явление ХХ в. Впервые он возник в 1919 г. в Италии, где после захвата власти в 1922 г фашистами установилась соответствующая диктатура, которая просуществовала до 40-х годов. В 1920 г. в Германии была организована национально-социалистическая рабочая партия во главе с А. Гитлером, которая в 1933 г. победила на всеобщих выборах, т.е. получила власть демократическим путем и после этого установила режим кровавой фашистской диктатуры. В настоящее время откровенно фашистских режимов не существует.

Таким образом, любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно, слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мнению известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и «не политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел организовываться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал всю свою волю в эту организацию».

ПРОБЛЕМА ЭВОЛЮЦИИ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

Форма государства, так же как его сущность и содержание, ни­когда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, не­изменной. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и раз­вивалась. Постоянно менялось и представление о ней. Справедливо ут­верждение Л. Гумпловича о том, что "учение о различии государств или о государственных формах" является "столь же шатким и неустанов­ленным, как и определение понятия государства".

Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были выдвинуты десятки, если не сотни различных теорий о форме государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются.

Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий фи­лософ Платон исходил, например, из того, что идеальной формой прав­ления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" - аристократия. Кроме того, им рассматривались "законная монархия" - царская власть и "незаконная" - олигархия.

Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу "испорченности человеческой натуры", ее форм. Идеаль­ное государство и его аристократическая форма, согласно этому уче­нию, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму.

Аристократия, согласно учению Платона, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую демократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господ­ство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в оли­гархию. Олигархия же, основанная на имущественном цензе и власти немногих богатых, - в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в "неразбавленном виде" может вырождаться в свою противополож­ность - тиранию. Тирания - самая худшая форма государства, при ко­торой безраздельно господствуют произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства - тиран захватывает власть от имени народа и выступает как "ставленник народа".

На многообразие форм государства имел свои взгляды и Аристо­тель - ученик Платона и вместе с тем его критик. Считая форму госу­дарства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства он назвал "правильными", ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных "правильных" форм могла легко искажаться и превращаться в соответ­ствующую "неправильную" форму - тиранию, олигархию или охлокра­тию. "Неправильные" формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме. Цицерон, например, выделял в зависи­мости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, народную власть - демократию) и смешанную форму.

Когда верховная власть находится в руках одного человека, писал он, мы именуем такую форму государства "царской властью". Когда она находится в руках у выборных лиц, то говорят, что "эта граждан­ская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках на­рода".

Для того чтобы предотвратить искажение и вырождение той или иной простой формы государства, великий римский оратор и государствовед предлагал использовать смешанную форму, складывающуюся в результате выделения и смешения положительных качеств всех простых форм.

Целые учения и отдельные идеи, касающиеся формы государства, развивались не только в Древней Греции и Древнем Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития цивилизации, но и во все последующие столетия.

Значительное внимание исследованию формы государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, так же как и среди предшественников, нет единого мнения о понятии, видах и содержании формы государства. Высказываются самые разные точки зрения. Имеют место самые раз­личные подходы к определению понятия и содержания формы государ­ства.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х годов было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государ­ственного устройства. Позже, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государст­ва состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима.

Форма государства, независимо от того, какой своей стороной она проявляется (форма правления, форма государственного устройства или государственный режим) или как она выражается, всегда имеет са­мую непосредственную связь с государственной властью.

Отмечая это обстоятельство, еще дореволюционные российские ав­торы не без оснований указывали на то, что "в современную эпоху" любое государство есть не что иное, как "организация государственной власти", выступающая в ее различных формах и проявлениях..

При этом государственная власть "в юридическом смысле этого сло­ва" понималась не в общепринятом ее восприятии как воля государства, а как "известное отношение одной воли и другой, господство одной во­ли над другой".

Говоря о прямой связи формы государства с государственной вла­стью, следует обратить внимание также на то, что власть в данном слу­чае, равно как и во всех других случаях, рассматривается не в абст­рактном виде, как совокупность ее общих, родовых признаков и черт (верховенство, суверенность, территориальность и др.), а в ее конкрет­ном, социально-классовом виде и проявлении.

Это означает, что при определении понятия форм того или иного го­сударства их как способ или своего рода модель организации власти соотносят с последней не вообще, а применительно к тому или иному типу государственной власти, к строго определенному в социально-классовом отношении государственному и общественному строю.

При рассмотрении, например, форм рабовладельческого государства и выявлении их особенностей данные формы можно соотносить лишь с соответствующим, т.е. с рабовладельческим, типом власти и таким же типом государственного и общественного строя.

Из всего сказанного следует, что, имея общее представление о фор­мах государства, их общеродовых признаках и чертах, для глубокого и разностороннего изучения необходимо соотносить данные формы с кон­кретным типом государства, наполнять их конкретным социально-классовым содержанием. Каждая из форм государства имеет свою поли­тико-практическую значимость лишь в том случае, когда она берется не сама по себе, вообще, безотносительно ко времени и пространству, а соотносится с конкретным, вполне определенным типом государства.

Краткие выводы по теме

1. Современные страны для более полного удовлетворения потребностей людей добива­ются увеличения своих производственных мощностей, т.е. экономического роста. Одним из важнейших измерителей такого роста выступает валовый внутренний продукт, представляю­щий собой общую рыночную стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных в стране за год. Различают экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста.

2. Государство в условиях рынка проводит определенную экономическую политику и вы­полняет различные функции, важнейшими среди которых являются производство обществен­ных благ, перераспределение доходов, защита собственности и конкурентной среды, регулиро­вание денежного обращения.

3. Важнейшим рычагом государственного регулирования экономических отношений вы­ступает законодательство. Государство создает правовую основу для эффективного рынка. По­мимо законодательства государство имеет в своем распоряжении и чисто экономические рыча­ги воздействия на рынок: бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование, а также располагает своей собственностью.

4. В условиях рынка экономический рост не происходит непрерывно. Экономике присущи периоды колебаний — циклы, когда фаза подъема сменяется застоем или спадом. Одна из задач государства — смягчить цикличность экономического развития, поддержать общественно зна­чимые области экономики в условиях спада.

Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала

1. Обратитесь к учебникам и словарям. Выпишите значение следующих понятий.
Экономический рост —

Экономический цикл —

Валовой внутренний продукт

Государственный бюджет —

Налог

Монетаризм —

Фискальная политика —

2. Какова логическая связь понятий «монетаризм» — «экономическая политика государ­ства»?

1) это рядоположенные понятия

2) одно понятие конкретизирует другое

3) каждое из этих понятий охватывает разный круг экономических явлений

3. Проанализируйте представленные ниже табличные данные, отражающие структуру дохо­дов и расходов государственного бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: