Глава муниципального образования.
Органы местного самоуправления
Центральное место в системе местного самоуправления занимают муниципальные органы.
Анализ ст. 3, 12, а также гл. 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут (и это закрепляет Конституция РФ в ст. 132) наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству.
К органам местного самоуправления относятся:
1. Представительные органы местного самоуправления – собрания представителей, которые могут именоваться думой, советом, муниципальным собранием и т.п. Они избираются непосредственно городским, сельским населением. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования (т.е. города, поселка, села и т.п.).
Закон допускает возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) граждан. В этом случае представительный орган не избирается, а его функции выполняет собрание (сход) граждан. Эта возможность может быть предусмотрена в уставах небольших поселений.
Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Глава муниципального образования может быть избран непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления, которым он подотчетен. Вопрос о выборах главы муниципального образования, его конкретного наименования (мэр, староста и т.д.) решается в уставе муниципального образования, который принимается либо населением путем референдума, либо представительным органом местного самоуправления.
Уставом муниципального образования глава муниципального образования может быть наделен правом председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.
3. Другие органы местного самоуправления. В настоящее время к ним относится местная администрация – орган, осуществляющий управленческую деятельность. Возглавляет местную администрацию глава муниципального образования либо глава местной администрации (в соответствии с уставом муниципального образования). Местная администрация включает отделы и управления: отдел образования, отдел здравоохранения и др.
Закон запрещает образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти.
Срок полномочий местного депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше 2 и более 5 лет.
Для того чтобы местное самоуправление было реальным, необходимо наличие определенных условий и гарантий (материально-финансовых, организационных, правовых и т.д.).
Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (1995 г.), другие федеральные законы; конституции (уставы), законы субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие муниципальную деятельность. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в РФ является ратифицированная в 1998 г. нашей страной Европейская Хартия местного самоуправления, действующая в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г.
Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления, согласно ст. 131 Конституции РФ, население определяет самостоятельно, когда принимает устав муниципального образования (непосредственно (путем референдума) либо через своих выборных представителей в представительном органе местного самоуправления). При этом закон требует, чтобы в каждом муниципальном образовании был свой выборный орган власти. Конкретный перечень создаваемых муниципальных органов содержится в уставе муниципального образования. К организационным основам местного самоуправления помимо органов местного самоуправления относится также и муниципальная служба. Муниципальная служба – новый вид службы в РФ. Муниципальная служба – это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Служащие органов местного самоуправления (муниципальные служащие) не относятся к категории государственных служащих, ибо органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти*.
* См. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. с изменениями // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224; 1999. № 16. Ст. 1933.
Согласно КонституцииРФ (ст. 131) территориальная основа местного самоуправления – это городские и сельские поселения. Правда, оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Действующий закон относит к территории муниципальных образований территории городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и другие территории, устанавливаемые с учетом исторических и иных местных традиций. При этом изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.
Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет свою экономическую и финансовую базу, необходимую для решения вопросов местного значения.
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
В состав муниципальной собственности входят:
а) средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
б) имущество органов местного самоуправления;
в) муниципальные земли и другие природные ресурсы;
г) муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;
д) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Муниципальной собственностью управляют органы местного самоуправления. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки.
Финансовой основой местного самоуправления является местный бюджет. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований), контроль над их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ, а также иные поступления в соответствии с законом.
Государство осуществляет финансирование осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Финансовые средства, необходимые для этого, ежегодно должны предусматриваться в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ.Государство также обязано компенсировать те дополнительные расходы органов местного самоуправления, которые возникли в результате решений, принятых государственными органами.