double arrow

Совет по опеке. Международный суд. Секретариат

Совет по опеке. ООН под своим руководством создала между­народную систему опеки для управления теми территориями, ко­торые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для на­блюдения за этими территориями. Эти территории именуются территориями под опекой.

Соглашение об опеке в каждом случае должно включать усло­вия, на которых будет управляться территория под опекой, а так­же определять власть, которая будет осуществлять управление тер­риторией под опекой. Такая власть называется управляющей вла­стью и может представлять собой одно или более государств или ООН как таковую.

Совет по опеке, являясь одним из главных органов ООН, дей­ствует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и оказыва­ет ей помощь в выполнении функций ООН относительно между­народной системы опеки.

Совет по опеке рассматривает отчеты, представляемые управ­ляющей властью. Он принимает петиции и рассматривает их по существу. Совет устраивает периодические посещения соответст­вующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки. Устав ООН обязывает Совет предпринять любые действия в соответствии с соглашениями об опеке.

В Совет по опеке входят пять постоянных членов Совета Безо­пасности — Российская Федерация, Китай, Франция, Великобри­тания и Северная Ирландия и США.

Цели системы опеки были осуществлены в такой степени, что все подопечные территории достигли самоуправления и независи­мости — в качестве отдельных государств или присоединившись к соседним независимым государствам. В ноябре 1994 г. Совет Безопасности принял решение о прекращении Соглашения об опеке ООН в отношении последней из первоначальных 11 подо­печных территорий — подопечной территории Тихоокеанские острова (Палау), управляемой Соединенными Штатами. Отныне Совет собирается на свои сессии лишь по мере необходимости.

Международный суд. Является главным судебным органом ООН. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН.

Международный суд состоит из 15 судей, причем в его составе не может быть двух граждан одного государства. Члены Суда из­бираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты Третейского суда. Судьи избираются на основе гражданства. Однако при назначении обращается внима­ние на то, чтобы в Суде были представлены главные правовые системы всего мира. Национальная группа может выставить не более четырех кандидатов. Причем до выставления кандидатур она обязана запрашивать мнение высших судебных органов, юри­дических факультетов, высших правовых учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений меж­дународных академий, занимающихся изучением права. Избран­ными считаются кандидаты, получившие абсолютное большин­ство голосов в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Су­дьи избираются на девятилетний срок и могут быть переизбраны. Занимая должность судьи, они не могут занимать другую долж­ность.

С момента функционирования Суда представитель СССР, а в дальнейшем России постоянно избирается членом Международ­ного суда ООН.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Местопребывание Суда — Гаага, Нидерланды.

К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Ус­тавом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Стороной в споре, рассматриваемом Судом, могут быть только государства и только участники Статута Суда. Последние могут в любое время заявить, что они признают без особого о том согла­шения, ipso facto, в отношении любого иного государства, приняв­шего такое обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

а) толкования договора;

б) любого вопроса международного права;

в) наличия факта, ко­торый, если он будет установлен, представит собой нарушение ме­ждународного обязательства;

г) характера и размеров возмеще­ния, причитающегося за нарушение международных обязательств.

Такие заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю, и они означают признание обязательной для себя юрисдикции Международного суда.

Суд не может рассматривать споры между физическими и юридическими лицами и международными организациями.

Суд обязан решать переданные ему споры на основании меж­дународного права, и в процессе судебного разбирательства при­меняют международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; международ­ный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; судебные решения (обязательные лишь для участвующих в деле сторон) и доктрины наиболее ква­лифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Статут Суда не ограничивает его право разрешать дело ех aequo ex bono (по справедливости, а не по формальному закону), если стороны с этим согласны.

Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и длительность которых устанавливаются судом.

Обычно Суд осуществляет свою деятельность на пленарных заседаниях, однако по просьбе сторон он может образовать под­разделения ограниченного состава, которые называются камера­ми. Решение, постановленное одной из камер, считается вынесен­ным самим Судом. В рамках Суда была образована камера по рас­смотрению экологических дел, ежегодно образуется камера по упрощенным процедурам.

Официальными языками Суда являются французский и анг­лийский. Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства. Письменное судопроизводство состо­ит из представления Суду и сторонам меморандумов, контрмемо­рандумов и, если потребуется, объектов на них, а равно всех под­тверждающих их бумаг и документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представи­телей, поверенных, адвокатов.

Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сто­рон и лишь по данному делу. Оно является окончательным и об­жалованию не подлежит. Если какая-либо сторона не выполняет обязательств, возложенных на него Судом, то Совет Безопасности по просьбе другой стороны может, если признает это необходи­мым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо рассмотрения спора Суд может давать консультатив­ные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы са­мим Уставом ООН или согласно Уставу. По установленному порядку четыре главных органа ООН, два вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 17 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ вправе запрашивать такое заключение Суда. Суд выносит свои консультативные заключения в открытом заседа­нии.

В настоящее время потенциал Международного суда использу­ется не в полной мере. Более широкое использование Суда стало бы важным вкладом в миротворческую деятельность ООН. Для усиления его роли Секретариат ООН рекомендует предпринять следующие шаги:

а) всем государствам-членам следует признать обязательную юрисдикцию Суда в соответствии со ст. 36 его Статута, без каких бы то ни было оговорок, до истечения в 2000 г. Десятилетия меж­дународного права ООН. В тех случаях, когда внутригосударствен­ные структуры не допускают этого, государствам следует на дву­сторонней или многосторонней основе договориться о всеобъем­лющем перечне вопросов, которые они готовы передавать на рассмотрение Суда, и им следует снять свои оговорки относитель­но его юрисдикции к тем положениям многосторонних договоров, которые касаются урегулирования споров:

б) когда передача спора на рассмотрение Суда полного соста­ва в практическом плане затруднена, следует использовать юрис­дикцию камер Суда;

в) государствам следует оказать поддержку Целевому фонду, созданному для оказания помощи странам, которые не могут себе позволить расходы, связанные с передачей спора на рассмотрение Суда, и таким странам следует в полной мере пользоваться этим Фондом в целях разрешения своих споров. В Декларации тысяче­летия, принятой в Нью-Йорке 8 сентября 2000 г., содержится при­зыв к укреплению Международного суда, с тем чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах.

Секретариат. Он обслуживает главные и все другие органы ООН и осуществляет руководство их программами. Секретариат состоит из Генерального секретаря и сотрудников, работающих в Центральных учреждениях и во всем мире, и занимается реше­нием вопросов, связанных с повседневной деятельностью ООН.

СССР в 1989 г. признал юрисдикцию Суда по рассмотрению споров, вытекающих из применения шести международных договоров по правам че­ловека, и в этой связи снял по ним свои оговорки о непризнании обязатель­ной юрисдикции Суда.

В состав Секретариата ООН входит 8900 представителей при­мерно из 160 стран мира. В качестве международных гражданских служащих они, как и Генеральный секретарь, подотчетны в своей деятельности только Организации; каждый из них дает присягу не запрашивать и не получать инструкций от какого бы то ни было правительства или любой другой власти, не имеющей отношения к Организации. Согласно ст. 100 Устава каждое государство — член ООН обязуется уважать строго международный характер обя­занностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

Работа Секретариата столь же разнообразна, как и перечень проблем, которыми занимается ООН. Сфера ответственности Секретариата охватывает различные виды деятельности: от орга­низации операций по поддержанию мира до посредничества в раз­решении международных споров. Персонал Секретариата осуще­ствляет также обзор мировых экономических тенденций и про­блем; проводит исследования в таких областях, как права человека и устойчивое развитие; организует международные конференции по вопросам, вызывающим озабоченность во всемирном масшта­бе; контролирует выполнение решений, принятых органами Орга­низации; осуществляет устный перевод выступлений и перевод документов на официальные языки Организации; снабжает миро­вые средства массовой информации сведениями о деятельности ООН.

Руководителем Секретариата является Генеральный секретарь, и в этом качестве он действует на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, ЭКОСОС и Совета по опеке и выполняет другие функции, которые возлагаются на него этими органами. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ас­самблее ежегодный отчет о работе Организации.

Генеральный секретарь имеет право доводить до сведения Со­вета Безопасности информацию о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Генеральный секретарь вносит большой вклад в предотвраще­ние возникновения, эскалацию или расширение международных споров, в частности, путем осуществления миссии «добрых услуг» в интересах «превентивной дипломатии».

Каждый Генеральный секретарь определяет также основные приоритеты своей деятельности в общем контексте времени, в ко­тором он работает. Например, в 1992 г., будучи Генеральным сек­ретарем, Бутрос Гали по поручению Совета Безопасности подго­товил Программу мира, которая представляет собой программу весомых мероприятий, направленных на закрепление или уста­новление мира в период после окончания «холодной» войны. В 1994 г. он подготовил Программу, которая представляет собой проект развития, рассчитанный на период, охватывающий XXI в.

В настоящее время Генеральным секретарем ООН является Кофи Аннан (Гана). Его предшественниками были: Бутрос Гали из Египта, занимавший должность Генерального секретаря с 1992 по 1996 г.; Хавьер Перес де Куэльяр из Перу, занимавший долж­ность с 1982 по 1991 г.; Курт Вальдхайм из Австрии, который за­нимал пост Генерального секретаря с 1972 по 1981 г.; У. Тан из Бирмы (ныне Мьянма), который был Генеральным секретарем с 1961 по 1971 г.; Даг Хаммаршельд из Швеции, занимавший должность с 1953 г. до своей гибели в 1961 г. в авиационной ката­строфе в Африке, и Трюгве Ли из Норвегии, который был Гене­ральным секретарем в период с 1946 по 1952 г.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок, по истечении которого он может быть назначен вновь.

Секретариат состоит из следующих подразделений: Управле­ние по внутриорганизационным вопросам; Управление по право­вым вопросам; Управление по политическим вопросам; Департа­мент по вопросам разоружения; Департамент по миротворческим операциям; Управление по вопросам координации в гуманитар­ной области; Департамент по экономическим и социальным во­просам; Департамент по обслуживанию Генеральной Ассамблеи и конференций; Департамент общественной информации; Депар­тамент управления; Управление по иракской проблеме; Управле­ние координатора по вопросам безопасности ООН.

Управление по правовым вопросам оказывает помощь в подго­товке проектов соглашений между ООН и другими организация­ми. Оно дает правовые консультации по вопросам применения миротворческих сил; представляет ООН в судах и арбитражах в связи с предъявлением и рассмотрением исков к Организации. Управление выступает координатором контактов между юридиче­скими консультантами организаций системы ООН и содействует координации их позиций по вопросам правовой политики. От имени Генерального секретаря Управление выполняет функции депозитария более 500 многосторонних договоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: