Устав Содружества Независимых Государств, как и другие учредительные документы СНГ, не содержит положений, которые бы прямо определяли юридическую природу СНГ. В Алма-Атинской декларации и в Уставе СНГ закреплены практически идентичные формулировки о том, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Как отмечает в связи с этим Г. В. Игнатенко, надлежащая оценка не может ограничиваться отрицанием, она должна включать позитивное решение. Отсутствие такового породило массу различных суждений относительно правового статуса Содружества.
Большинство исследователей полагают, что СНГ является региональной международной организаций. Так, Г. В. Игнатенко считает, что «есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права»2.
Того же мнения придерживается Э. С. Кривчикова: «Содружество имеет общие цели, общие интересы и общие сферы деятельности, признает суверенитет государств-членов, что позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию»3.
Н. А. Михалева полагает, что СНГ конституирует себя как международно-правовое региональное объединение, созданное в целях интеграции бывших республик СССР в экономической, государственно-политической и военно-стратегической сферах4. По мнению Н. А. Михалевой, СНГ — это региональное сообщество, новая правовая и политическая форма добровольного объединения суверенных государств, межгосударственный союз бывших республик СССР, в рамках которого каждое государство полностью сохраняет свой государственный суверенитет и международную правосубъектность. Правовые формы объединения, основанные на договоре, создают между государствами долгосрочные отношения, которые, как правило, имеют международно-правовой характер'.
Л. В. Гречко и Г. Г. Шинкарецкая, проведя анализ правовой природы СНГ, пришли к выводу, что Содружество уже в момент своего образования обладало всеми признаками как международной организации, так и конфедерации. По мнению этих исследователей, понятия региональной международной организации и конфедерации вполне совместимы и нисколько не противоречат друг другу2- Позднее Г. Г. Шинкарецкая твердо высказалась за то, что СНГ является региональной международной организацией.
Относительно международной правосубъектности СНГ имеется консультативное заключение Экономического суда Содружества, в котором Суд однозначно высказался за то, что СНГ является субъектом международного права в силу того, что Содружество реально существует и является участником международных отношений.
Таким образом, мнения большинства специалистов в области международного права единодушны: Содружество Независимых Государств является региональной международной организацией. СНГ соответствует всем признакам именно такой международной организации: учреждено на основе международного права и международного договора; имеет самостоятельные организационно-правовые категории, права и обязанности, обособленную область сотрудничества, обладает автономной волей. Положение о том, что Содружество Независимых Государств является региональной международной организацией, следовало бы закрепить в Уставе СНГ.