Международно-правовой статус СНГ

Устав Содружества Независимых Государств, как и другие уч­редительные документы СНГ, не содержит положений, которые бы прямо определяли юридическую природу СНГ. В Алма-Атин­ской декларации и в Уставе СНГ закреплены практически иден­тичные формулировки о том, что Содружество не является госу­дарством и не обладает наднациональными полномочиями. Как отмечает в связи с этим Г. В. Игнатенко, надлежащая оценка не может ограничиваться отрицанием, она должна включать пози­тивное решение. Отсутствие такового породило массу различных суждений относительно правового статуса Содружества.

Большинство исследователей полагают, что СНГ является ре­гиональной международной организаций. Так, Г. В. Игнатенко считает, что «есть достаточные основания определить юридиче­скую природу СНГ как региональной международной организа­ции, как субъекта международного права»2.

Того же мнения придерживается Э. С. Кривчикова: «Содруже­ство имеет общие цели, общие интересы и общие сферы деятельно­сти, признает суверенитет государств-членов, что позволяет гово­рить о нем как о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию»3.

Н. А. Михалева полагает, что СНГ конституирует себя как ме­ждународно-правовое региональное объединение, созданное в це­лях интеграции бывших республик СССР в экономической, госу­дарственно-политической и военно-стратегической сферах4. По мнению Н. А. Михалевой, СНГ — это региональное сообщество, новая правовая и политическая форма добровольного объедине­ния суверенных государств, межгосударственный союз бывших республик СССР, в рамках которого каждое государство полно­стью сохраняет свой государственный суверенитет и международ­ную правосубъектность. Правовые формы объединения, основан­ные на договоре, создают между государствами долгосрочные от­ношения, которые, как правило, имеют международно-правовой характер'.

Л. В. Гречко и Г. Г. Шинкарецкая, проведя анализ правовой природы СНГ, пришли к выводу, что Содружество уже в момент своего образования обладало всеми признаками как международ­ной организации, так и конфедерации. По мнению этих исследо­вателей, понятия региональной международной организации и конфедерации вполне совместимы и нисколько не противоречат друг другу2- Позднее Г. Г. Шинкарецкая твердо высказалась за то, что СНГ является региональной международной организацией.

Относительно международной правосубъектности СНГ имеет­ся консультативное заключение Экономического суда Содружест­ва, в котором Суд однозначно высказался за то, что СНГ является субъектом международного права в силу того, что Содружество ре­ально существует и является участником международных отноше­ний.

Таким образом, мнения большинства специалистов в области международного права единодушны: Содружество Независимых Государств является региональной международной организацией. СНГ соответствует всем признакам именно такой международной организации: учреждено на основе международного права и меж­дународного договора; имеет самостоятельные организацион­но-правовые категории, права и обязанности, обособленную об­ласть сотрудничества, обладает автономной волей. Положение о том, что Содружество Независимых Государств является регио­нальной международной организацией, следовало бы закрепить в Уставе СНГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: