Вспомогательные органы ООН

Понятие и правовой статус. Согласно ст. 7 Устава ООН все ор­ганы Организации подразделяются на две группы: главные и вспо­могательные органы. В отличие от главных органов в Уставе под­робно не раскрываются понятие и правовой статус вспомогательных органов. В нем лишь отмечается, что вспомогательные органы, когда окажутся необходимыми, могут учреждаться в соот­ветствии с Уставом ООН. Правомерность создания таких органов вытекает также из ст. 22, 29, 68 Устава ООН. Указанные статьи подчеркивают, что такие органы создаются главными органами для осуществления ими своих функций. Юридическим основани­ем для создания вспомогательных органов являются правила про­цедуры главных органов ООН.

По срокам действия вспомогательные органы объединяются в две группы: органы, созданные для выполнения какой-либо конкретной работы; органы, функционирующие в течение данной (одной) сессии главного органа.

Функции любого вспомогательного органа ООН носят ограни­ченный характер. Они выполняют строго очерченную их учреди­тельным актом работу. Деятельность этих органов полностью оп­ределяется главным органом, они находятся в полном подчинении и под исключительным контролем этого главного органа, указа­ния которого для них обязательны. Это означает, что главный ор­ган может отменить любое решение вспомогательного органа, изъять из его компетенции тот или иной вопрос, сам может рас­смотреть данный вопрос.

Разумеется, статус и значимость вспомогательных органов ООН не адекватны. Одни из них являются практически межпра­вительственными организациями, а другие — автономными меж­правительственными органами.

Ниже приводятся основные сведения о некоторых вспомога­тельных органах ООН.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Учрежден Генеральной Ас­самблеей в соответствии с Резолюцией 57(1) от 11 декабря 1946 г. в качестве временной чрезвычайной программы «в целях охраны здоровья детей вообще и детей стран, ставших жертвами агрессии, в особенности» и действовал в качестве ее вспомогатель­ного органа, имея полуавтономный статус. Фонд стал действовать на постоянной основе после принятия 6 октября 1953 г. Резолю­ции Генеральной Ассамблеи 802 (VIII) от 20 ноября 1959 г.

Основной целью ЮНИСЕФ является улучшение условий жиз­ни детей и молодежи, независимо от их расовой принадлежности, религиозных и политических убеждений. Значимая часть помощи ЮНИСЕФ осуществляется путем предоставления медикаментов, различных предметов потребления, продуктов питания. Он также оказывает помощь правительствам в разработке планов и про­грамм по всестороннему удовлетворению потребностей детей. Важную роль играет такой вид помощи, как предоставление сти­пендий для подготовки из местного населения персонала и административных работников для центров здравоохранения и днев­ных центров по уходу за детьми.

При осуществлении этих мероприятий ЮНИСЕФ взаимодей­ствует с 38 национальными комитетами и более 180 неправитель­ственными организациями. ЮНИСЕФ оказывает поддержку в вы­полнении программ защиты ребенка в 161 стране, районах и тер­риториях.

Источниками финансирования ЮНИСЕФ являются добро­вольные взносы правительств как в общий фонд, так и на специ­альные цели; средства, поступающие от системы учреждений ООН; взносы общественных организаций, а также доходы от про­дажи открыток ЮНИСЕФ и некоторые другие.

Руководит ЮНИСЕФ Правление, состоящее из представите­лей 36 государств — членов ООН, которые избираются ЭКОСОС сроком на 3 года. Секретариат ЮНИСЕФ возглавляет Дирек­тор-исполнитель, который назначается Генеральным секретарем ООН. Штаб-квартира ЮНИСЕФ находится в Нью-Йорке. В сис­теме ЮНИСЕФ работает более 5600 человек.

В 1965 г. ЮНИСЕФ присуждена Нобелевская премия мира «За развитие отношений братства между народами».

Программа развития ООН (ПРООН). Учреждена Генеральной Ассамблеей на ее сессии в 1965 г. ПРООН является центральной программой в системе ООН по финансированию проектов эконо­мического и социального развития.

Основная цель ПРООН — содействие развивающимся странам в их усилиях по ускорению экономического и социального разви­тия путем оказания им помощи, увязываемой с их национальны­ми планами развития, первоочередными потребностями и целями, в деле достижения более высокого уровня экономического и со­циального благосостояния населения этих стран, а также путем соответствующих мер по оказанию им помощи в осуществлении программы действий по установлению Нового международного экономического порядка.

При оказании помощи развивающимся странам администра­ция ПРООН должна исходить из следующих утвержденных Гене­ральной Ассамблеей принципов: помощь оказывается только пра­вительствам, через их посредство, с их согласия или по их прось­бам. Соответствующее правительство по консультации ПРООН определяет вид и характер оказываемой стране помощи.

Через глобальную сеть, которая состоит из 136 представи­тельств, ПРООН осуществляет сотрудничество с правительствами, гражданскими организациями и частными лицами примерно 175 развивающихся стран и территорий. Для реализации проектов и программ, осуществляемых при ее поддержке, ПРООН привле­кает национальный технический потенциал развивающихся стран, а также экспертов из более чем 30 международных учреждений и неправительственных организаций.

Группа независимых консультантов ПРООН ежегодно готовит доклад о развитии людских ресурсов, который помогает междуна­родному сообществу разрабатывать новые практические и прагма­тические концепции, мероприятия и политические документы, направленные на оказание содействия развитию, ориентирован­ному на человека.

ПРООН играет роль главного координатора мероприятий в области развития, проводимых в рамках ООН. В частности, она распоряжается средствами фонда капитального развития ООН (ЮНКДФ), Программы добровольцев ООН (ДООН) и фонда ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ).

ПРООН финансируется за счет добровольных взносов госу­дарств.

Высшим органом ПРООН является Совет управляющих, со­стоящий из 36 представителей правительств, избираемых на трех­летний период. Он ежегодно собирается на свои сессии, представ­ляет ежегодный доклад о своей работе Генеральной Ассамблее че­рез экосос.

Высшим должностным лицом ПРООН является Администра­тор, назначаемый Генеральной Ассамблеей на трехлетний срок.

Официальными языками Совета управляющих являются анг­лийский, испанский, китайский, русский и французский, а его рабочими языками — английский, французский и испанский.

Штаб-квартира ПРООН находится в Нью-Йорке.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Учреж­дена на XIX сессии Генеральной Ассамблеи в качестве ее постоян­ного органа в 1964 г. Членом ЮНКТАД является 191 государство.

Основная цель ЮНКТАД — поощрение международной тор­говли в целях ускорения экономического развития, в частности, торговли между странами, а также между странами, имеющими различные социальные и экономические системы. В задачи ЮНКТАД входит разработка принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономиче­ского развития, а также координации политики правительств и международных организаций в области торговли.

Среди функций ЮНКТАД — политический анализ; проведе­ние обсуждений на межправительственном уровне, достижение консенсуса и проведение переговоров; осуществление текущего контроля, выполнение решений и принятие последующих мер; техническое сотрудничество.

Переговоры, проведенные под эгидой ЮНКТАД, привели ко многим позитивным результатам. В частности, в 1971 г. одобрено Соглашение о всеобщей системе преференций, благодаря которым к экспорту развивающихся стран стоимостью более 70 млн долл. на рынках большинства развитых стран применяется префе­ренциальный метод. В 1989 г. в рамках ЮНКТАД заключено Со­глашение о глобальной системе торговых преференций среди раз­вивающихся стран. Под эгидой ЮНКТАД разработаны и заключе­ны международные соглашения о поставке сырьевых товаров, в том числе какао, сахара, натурального каучука, джута, тропиче­ских пород древесины, олова, оливкового масла и пшеницы. В 1989 г. в рамках ЮНКТАД учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, призванный содействовать финансированию создания международных товарных запасов и поддерживать проведение ис­следований и разработок по отдельным сырьевым товарам.

ЮНКТАД внесла вклад в разработку и заключение ряда меж­дународных договоров по морскому транспорту, в частности Кон­венций о кодексе проведения линейных конференций (1974 г.), о международной перевозке грузов морем (1978 г.), о международ­ных смешанных перевозках грузов (1980 г.), об условиях регистра­ции судов (1986 г.) и о морском залоге и ипотеке (1993 г.).

Высшим органом ЮНКТАД является сессия, созываемая один раз в четыре года. Состоялось десять таких сессий. Исполнитель­ным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию. В него входит 138 государств. Он открыт для участия всех стран — членов ЮНКТАД. Совет проводит свои заседания два раза в год.

Генеральная Ассамблея возложила на секретариат ЮНКТАД ответственность за обеспечение деятельности двух межправитель­ственных органов: Комиссии по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссии по науке и тех­нике в целях развития.

Местопребывание секретариата ЮНКТАД — Женева.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Учреждена Генеральной Ассамблеей на XXI сес­сии в 1966 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. Она начала свою работу в 1968 г. Первоначально ЮНСИТРАЛ состояла из 29 госу­дарств-членов, представляющих различные географические регио­ны и основные правовые системы мира. На своей XXVIII сессии Генеральная Ассамблея расширила членский состав Комиссии до 36 членов. Члены Комиссии избираются на шестилетний срок. На своей L сессии Генеральная Ассамблея вновь подтвердила мандат ЮНСИТРАЛ как центрального правового органа в рамках систе­мы ООН в области права международной торговли на координа­цию правовой деятельности в этой области.

В число задач, порученных Генеральной Ассамблеей ЮНСИТРАЛ, входит: координация работы международных орга­низаций, занимающихся вопросами права международной торгов­ли, содействие более широкому участию государств в действующих международных конвенциях и разработка новых конвенций и других документов, относящихся к праву международной тор­говли. К функциям Комиссии относятся также подготовка кадров и оказание помощи в области права международной торговли пу­тем проведения симпозиумов, семинаров и консультаций на на­циональном и региональном уровнях. ЮНСИТРАЛ уделяет пре­имущественное внимание изучению и подготовке единообразных норм права в следующих областях: международная купля-продажа товаров, международные платежи, включая юридическое руковод­ство по переводу денежных средств с помощью ЭВМ, междуна­родный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок, бартерной торговли и поставок.

В рамках ЮНСИТРАЛ подготовлен ряд важных международ­ных конвенций, в том числе Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974 г.), Конвенция ООН о перевозке грузов морем (1978 г.), Конвенция ООН о дого­ворах международной купли-продажи товаров (1980 г.), Конвен­ция ООН об ответственности операторов транспортных термина­лов в международной торговле (1991 г.), Конвенция о междуна­родных переводных векселях и международных простых векселях (1988 г.), Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (1995 г.), Конвенция ООН об уступках дебиторской задолженности в международной торговле (2001 г.).

Помимо конвенций ЮНСИТРАЛ разработала тексты типовых правил, широко применяемых в практике международной торгов­ли. Среди них Типовой закон о международном торговом арбитра­же (1985 г.), Типовой закон о международных кредитных перево­дах (1992 г.), Типовой закон о порядке заключения контрактов о купле-продаже товаров, выполнении строительных работ и пре­доставлении услуг (1994 г.), Правовое руководство по составлению международных контрактов на строительство промышленных объ­ектов (1987 г.), Правовое руководство по международным бартер­ным сделкам (1992 г.), Типовой закон ЮНСИТРАЛ по праву меж­дународной торговли об электронных подписях.

ЮНСИТРАЛ проводит ежегодные сессии попеременно в Нью-Йорке и Женеве.

Комиссия международного права (КМП). Генеральная Ассамб­лея 21 ноября 1947 г. одобрила Резолюцию 174 (II) об учрежде­нии КМП и утвердила Положение о ней. Членами КМП могут быть лица, удовлетворяющие «всем предъявляемым требованиям». Согласно Положению членами КМП должны быть лица «с при­знанным авторитетом в области международного права».

Генеральный секретарь составляет список выдвинутых прави­тельствами кандидатов в алфавитном порядке и представляет его для проведения выборов в Генеральную Ассамблею. Выборы про­водятся тайным голосованием. Среди членов Комиссии не может быть двух граждан одного и того же государства. КМП состоит из 34 членов. Члены Комиссии избираются на пять лет.

КМП является вспомогательным органом Генеральной Ас­самблеи. Комиссия призвана помочь ей в выполнении функций по поощрению прогрессивного развития международного права и его кодификации (п. 1 ст. 13 Устава ООН). Согласно ст. 15 По­ложения о КМП выражение «прогрессивное развитие междуна­родного права» для удобства употребляется в смысле подготовки проектов конвенции по тем вопросам, которые еще не регулиру­ются международным правом или по которым право еще недоста­точно развито в практике государств. Равным образом выражение «кодификация международного права» для удобства употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются об­ширная государственная практика, прецеденты и доктрина.

Согласно Положению КМП занимается преимущественно во­просами международного публичного права, но она может рас­сматривать и вопросы международного частного права.

Комиссия готовит свои проекты в форме статей и представляет на Генеральной Ассамблее с комментариями. КМП может реко­мендовать проект государствам — членам ООН с целью заключе­ния конвенции или созвать конференцию для заключения кон­венции.

КМП заслуженно пользуется репутацией ведущего мирового органа в области международного нормотворчества. На основе проектов, подготовленных ею, заключено около 20 многосторон­них конвенций (например, Женевские конвенции по морскому праву 1958 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отно­шении договоров 1978 г.).

За 55 лет своего существования КМП превратилась в наиболее уважаемый международный орган в области кодификации и про­грессивного развития международного права.

Университет ООН (УООН). Учрежден на XXVII сессии Гене­ральной Ассамблеи в 1972 г. в качестве ее автономного органа (Ре­золюция 2951 от 11 декабря 1972 г.).

Представляя собой учебное заведение нового типа, Университет помогает укреплению международного научного сотрудничества в целях решения насущных глобальных проблем. От традиционных учебных университетов он отличается структурой и характером дея­тельности. У него нет собственных студентов, преподавательского состава и территории. УООН действует через глобальную сеть учеб­ных и научно-исследовательских учреждений, включая собствен­ные научно-исследовательские и учебные центры и программы, и привлекает к работе отдельных ученых для рассмотрения проблем глобального характера.

Первоочередными областями деятельности Университета яв­ляются: универсальные общечеловеческие ценности и глобальная ответственность; новые направления в мировой экономике; ра­циональные глобальные системы обеспечения жизни; достижения науки и техники; демографическая динамика и благосостояние людей. УООН стремится также укреплять научно-исследователь­ский и учебный потенциал в развивающихся странах.

Научно-исследовательские и учебные центры и программы Университета охватывают конкретные области исследований и подготовки. УООН осуществляет собственные исследования и подготовку специалистов и сотрудничает в этих областях с выс­шими учебными заведениями многих стран. Университет имеет следующие научно-исследовательские и учебные центры и про­граммы: Всемирный институт развития экономических исследова­ний (УООН/ВИДЕР, Хельсинки); Институт новых технологий (УООН/ТЕХ, Маастрихт); Международный институт программ­ных технологий (УООН/ИИСТ, Макао); Институт природных ре­сурсов Африки (УООН/ИНРА, Анкара); Институт перспективных исследований УООН для изучения отдельных глобальных вопро­сов в повестке для ООН и др.

Руководящим органом Университета является Совет Универси­тета, состоящий из 28 членов. Они назначаются совместно Гене­ральным секретарем ООН и Генеральным директором ЮНЕСКО сроком на 6 лет. Функции исполнительного органа выполняет Рек­тор УООН. Он назначается Генеральным секретарем ООН после консультаций с Генеральным директором ЮНЕСКО.

Местопребывание Университета — Токио.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: