Тема 5. Организационные основы коммерческой деятельности

Таблица 4.4. Схема движения товарно-материальных потоков общественного продукта по каналам производства и обращения

Таблица 4.2. Факторы, определяющие состояние рыночной среды

Рисунок 4.2. Схема (цикл) действия конкурирующих сил на рынке

Таблица 4.1 Важнейшие характеристики основных типов рыночных структур

Характеристики Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество продавцов Очень много Достаточно много Мало Один
Размер доли продавца в объеме продаж Мелкие Различные В основном крупные 100 %
Возможность контроля цены Нет Частичная Значительная Полная
Вероятность внедрения на рынок сбыта “со стороны” Очень высокая Достаточно высокая Низкая Очень низкая

Механизм и способы конкуренции на рынке предполагают два основных пути, по которым может идти коммерческая деятельность. Во-первых, можно просто подражать своему конкуренту, производя аналогичный товар и продавая его по более низким ценам. Во-вторых, можно попытаться добиться определенных преимуществ перед конкурентами, используя качественные характеристики своего товара.

Ценовая конкуренция базируется на использовании цены в качестве основного инструмента рыночной политики в процессе конкуренции. Следует иметь в виду, что рыночная практика многих стран убедительно доказала неэффективность такого подхода к конкуренции. Эффект в этом случае, если и имеет место, то существует в течение весьма непродолжительного периода времени.

Неценовая конкуренция предполагает сосредоточение основного внимания на уникальных свойствах продукции или товара, причем во внимание принимаются не только потребительские свойства и качество самого продукта, но и комплекс услуг, предлагаемых продавцом покупателю в связи с реализацией товара. Основное искусство неценовой конкуренции состоит в том, чтобы в рамках данного рынка найти “неразработанный” участок или так называемую рыночную нишу.

Механизм конкуренции на рынке предполагает определенную цикличность. На приведенной ниже схеме действия конкурирующих сил на рынке (рисунок 4.2) показано поэтапное развитие конкуренции, которая закономерно проходит три последовательных стадии. Общий принцип построения данной схемы предполагает:

  • выявление и изучение типа сложившейся рыночной структуры;
  • анализ текущей ситуации на рынке определенного товара с целью определения потенциальной возможности и способа внедрения на этот рынок или сохранения имеющихся позиций (например, обеспечение соответствующего объема продаж).

Стандартная ситуация предполагает, что каждый продавец стремится придать своему товару наиболее привлекательные свойства, которые обусловливают решение покупателя приобрести товар именно у него.

Для конкурентов первого типа таким свойством является относительно низкая цена на данный товар. С этой целью продавец должен последовательно изыскивать возможности снижения себестоимости.

Первым и наиболее простым способом являются резервы экономии по отдельным статьям или элементам затрат на производство и сбыт товара. Второй способ основывается на учете закономерности: величина удельных расходов на производство единицы товара и услуги зависит от объемов выпуска продукции в натуральном выражении. В общем случае это означает: чем больше объем выпуска, тем, соответственно, ниже себестоимость единицы продукции.

Следует иметь в виду, что ценовая конкуренция объективно ограничена возможностью снижения себестоимости, поэтому рамки ее использования достаточно тесны. Резервы экономии достаточно быстро исчерпываются, а наращивание объемов выпуска жестко ограничено наличием производственных мощностей. В результате, снижение себестоимости может обернуться потерей качества продукции и проигрышем в конкурентной борьбе.

В подобной ситуации в дело вступают конкуренты второго типа. Их деятельность строится на использовании методов неценовой или монополистической конкуренции. Привлекательность своей продукции в данном случае продавец обеспечивает за счет придания ей некоторых, иногда неповторимых, отличительных свойств. В качестве примеров можно использовать самые разные товары. Так, обувь, изготовленная из одинаковых материалов, может выгодно отличаться цветом. Мыло, обладающее примерно одинаковыми гигиеническими достоинствами, обычно привлекает формой, цветом и запахом. Привлекательность того или иного предприятия сервиса в значительной мере зависит от степени комфорта для его клиентов: вежливость официанта в ресторане, предусмотрительность портье в гостинице и т.д.

Достижение относительного превосходства перед конкурентами по указанным параметрам обеспечивается на стадии создания товара и по сути своей не требует больших дополнительных затрат.

Третья стадия конкуренции связана с исчерпанием возможностей монополистической конкуренции и завершением жизненного цикла конкретного товара. Выход из положения состоит в переходе к производству и предложению на рынок новых товаров, которые смогли бы заменить устаревшие. Для достижения коммерческого успеха, т.е. победы в конкурентной борьбе, эти товары должны удовлетворять ту же потребность, что и заменяемые новым, более эффективным способом.

Среда и обстоятельства, в которых предприятия действуют на рынке, являются сложными и постоянно изменяются. При этом темп изменений с течением времени возрастает. Успех на рынке предполагает тщательное изучение характера и тенденций изменений с тем, чтобы иметь четкое представление о возможностях и проблемах, с которыми предприниматель может встретиться на рынке. Своевременная реакция на происходящие изменения позволяет органически приспособить рыночную стратегию и тактику к постоянно меняющимся обстоятельствам. Наблюдение за состоянием рыночной среды имеет своей целью выявление и характеристику влияния различных конкурирующих сил и факторов (как внешних, так и внутренних) на рынке.

Перечень наиболее важных факторов, определяющих состояние рыночной среды, приведен в таблице 4.2. Наблюдение или мониторинг осуществляется в самых различных формах: от простого обобщения информации о рыночной среде до специфических способов получения специальной информации в специальных целях. Наблюдение за состоянием рыночной среды – весьма дорогостоящая процедура. Поэтому предприниматель сосредоточивает свое внимание на изучении тех сил и факторов, которые в данной ситуации являются наиболее весомыми.

Наименование факторов Характер влияния
Размер рынка Малые по размеру рынки обычно не представляют интереса для крупных конкурентов
Темпы расширения рынка сбыта Быстрый рост объемов продаж на рынке обусловливает приток конкурентов, медленный рост – усиление конкуренции и устранение наиболее слабых конкурентов
Избыток или дефицит товаров Избыток товаров обусловливает снижение цен и рентабельности производства
Рентабельность производства Высокорентабельные отрасли привлекают на свой рынок конкурентов и новые капиталы
Цена товара Чем ниже цены на товары, тем большее их количество обычно продается на рынке

Товарный рынок – это одна из трех составляющих рынка в целом. Деятельность субъектов товарного рынка напрямую связана с обменом материальных ценностей, т.е. с осуществлением сделок купли-продажи товаров. Кроме того, необходимо рассматривать в качестве элемента товарного рынка и весь комплекс операций по обслуживанию продавцов и покупателей. Основными составляющими подразделениями товарного рынка являются:

· рынок товаров и услуг производственно-технического назначения или бизнес-рынок;

· рынок товаров и услуг народного потребления или потребительский рынок.

Важнейшие отличительные черты бизнес-рынка определяются тем, ЧТО, КОМУ, ДЛЯ ЧЕГО и КАКИМ ОБРАЗОМ продается на рынке.

Товары, обращающиеся в пределах бизнес-рынка, представляют собой сырье, материалы и изделия, которые предназначены для использования:

  • на производственных предприятиях – в качестве предметов и средств труда (средств производства);
  • в организациях непроизводственной сферы – в качестве средств труда и материального оснащения;
  • в торгово-посреднических организациях, специализирующихся на оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения в качестве материальной основы фондов обращения, т.е. товаров для перепродажи.

Общее правило состоит в том, что на бизнес-рынке товары продаются и покупаются предприятиями и организациями, а вывод по перечисленным выше вопросам выглядит следующим образом:

ЧТО – товары производственно-технического назначения.

КОМУ – предприятиям, организациям и учреждениям (юр. лицам).

ДЛЯ ЧЕГО – для использования в качестве средств и предметов труда, а также для перепродажи.

КАКИМ ОБРАЗОМ – только в форме оптовой торговли.

В целом весь комплекс различий между бизнес- и потребительским рынком показан в таблице 4.3.

Таблица 4.3. Основные признаки и характер различий между двумя подразделениями товарного рынка

Наименование отличительного признака Характер различий между бизнес-рынком и потребительским рынком
Характер спроса Спрос на бизнес-рынке является вторичным или производным от спроса на потребительском рынке
Количество покупателей и их расположение Число покупателей на бизнес рынке, как правило, меньше, а степень их географической концентрации – выше
Квалификация покупателей и продавцов Предприятия располагают штатом специально подготовленных и весьма опытных коммерческих работников, профессионалов в деле купли-продажи товаров
Размер заказа На бизнес-рынке заказы объективно больше, т.к. покупательная способность отдельных покупателей выше, а разовая потребность больше
Требования к срокам исполнения заказов (поставки товаров) Жесткость требований к срокам, периодичности и регулярности исполнения заказов на бизнес рынке неизмеримо выше в силу наличия договорных отношений
Протяженность каналов товародвижения Каналы товародвижения на бизнес-рынке короче, за редким исключением (например, в сельском хозяйстве)
Уровень технологии, заложенный в товаре. Потребности на бизнес рынке характеризуются более высокими качественными параметрами, что не в последнюю очередь связано с уровнем экспертизы качества продукции, покупаемой предприятием

Товародвижение на рынке предполагает наличие каналов товародвижения и соответствующих им товаропотоков. В целом процесс движения товаров на рынке можно с известной долей условности уподобить работе сложной гидравлической системы. Соответствующее «давление» в ней создается усилиями субъектов коммерческой деятельности. В таблице 4.4. приведена принципиальная схема товародвижения с позиции двух подразделений товарного рынка.

5.1. Содержание и задачи сбыта готовой продукции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: