Невербальные сенсорные ключи

Так же как и слова, язык тела и особенности речи также отражают наши сенсорные предпочтения или способ мышления. Человек с ярко выраженным визуальным типом представления обычно говорит быстро, высоким голосом и часто дышит.

Человек аудиального типа, скорее всего, будет говорить значительно медленнее, бархатистым голосом с заметным грудным резонансом, а также, возможно, станет сопровождать свою речь ритмичными движениями рук (например, будет постукивать ручкой о стол или качать ногой). Может быть, он примет при этом естественную и удобную позу, немного наклонив голову.

Человек кинестетического типа, вероятно, будет говорить медленно и несколько монотонно, дышать в замедленном темпе, смотреть в землю – прежде чем ответить, скорее как бы осязая нечто, нежели представляя себе это зрительно или прислушиваясь к тому, что происходит внутри него.

Если вы сможете понять, каковы сенсорные предпочтения ваших коллег или каких-либо других людей, это даст вам явные преимущества при общении с ними. Вы гораздо быстрее и легче сможете подстроиться к своему собеседнику, что позволит повысить степень контакта.

Существует еще один способ определения сенсорных предпочтений собеседника – по движениям его глаз. Глазные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большинстве случаев это движение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека.

Движение глазных яблок вверх происходит при преобладании визуальных процессов, а в сторону – при преобладании аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или с внутренним диалогом.

Нейрологичесиие уровни. Мы строим взаимные отношения с другими людьми на разных уровнях. Первый уровень -- окружение (где вы находитесь и когда это происходит).

Окружение -- это время и место, в котором мы находимся, и люди, которые нас окружают. Второй уровень -- поведение (что вы делаете).

Это уровень наших конкретных сознательных действий -- того, что мы делаем. В НЛП поведение включает в себя как мысли, так и действия. Наше поведение не случайно, -- оно преследует достижение некоторой цели, что не всегда оказывается достаточно очевидным -- " даже для нас самих. Третий уровень - уровень способностей как мы делаем то, чем занимаемся. Четвертый уровень – уровень убеждений и ценностей (находятся в постоянном конфликте). Пятый уровень – «Я», индивидуальность. (идентичность). Шестой уровень -- уровень духовности (то, что находится за пределами нашей индивидуальности). Это уровень, на котором находится ваша связь с другими людьми и с тем -- какой бы смысл вы в это ни вкладывали, -- что выше вашей индивидуальности.

«Что есть?» — уровень окружения.

«Что делаю?» — уровень поведения.

«Что могу?» — уровень возможностей.

«Как правильно?» — уровень убеждений

«Кто я такой?» — уровень «Я».

«Зачем?» («Зачем я такой?» «Зачем это так правильно?» «Зачем я это могу?» «Зачем я это делаю?» «Зачем это есть?») — уровень духовности.

Пример. Допустим, что ребенок испытывает трудности во время экзамена. Учитель может сказать ему: "Ты совсем не виноват. Наверное, шум в классе или что-то еще отвлекало тебя во время сдачи экзамена".

Другими словами, вся проблема во внешнем окружении и к тебе лично не имеет никакого отношения. Разумеется, что при такой постановке вопроса вклад самого ученика минимален.

Фокусируясь на поведении, учитель может сказать: "Ты плохо себя проявил на этом экзамене". В этом случае ученик становится ответственным за результат процесса.

Оперируя на уровне способностей, учитель может сказать: "Этот предмет дается тебе плохо, твои математические способности (способности к языку, литературе, истории и т.д.) недостаточно хорошо развиты". Это более широкое значение конкретного провала на экзамене.

На уровне ценностей учитель может сказать: "Ну что ж, в общем-то это нетак уж важно. Главное, что тебе нравится учиться".

Учитель подкрепляет убеждение в том, что получать хорошие оценки не так уж важно, главное, чтобы нравилось учиться. В данном случае мы перескакиваем на уровень убеждений. Это уже выходит за рамки отдельного предмета и относится к процессу обучения в целом.

На уровне идентичности учитель может сказать: "И никудышный же ты ученик, однако"; или "Ты не способен к обучению"; или "Да, ты не Лобачевский". Это затрагивает все существо ребенка.

Уровень идентичности отличается от уровня способностей. Одно дело считать себя неспособным к какому-то одному предмету и совсем другое полным тупицей.

Раппорт. используется для обозначения взаимных отношений, построенных на доверии и взаимной ответственности. По существу, раппорт представляет собой общение с человеком на основе его собственной модели мира. Каждый из нас воспитывался не так, как другие, у каждого из нас свой жизненный опыт и не такой, как у других, образ жизни. Все мы уникальны и отличаемся друг от друга своими убеждениями, способностями и особенностями личности. Мы по-разному смотрим на мир. Чтобы установить раппорт с другими людьми, необходимо признать их взгляд на мир, их право воспринимать мир посвоему. Вы не обязаны соглашаться с ними -достаточно просто признать и уважать других. Вопрос в том, как это сделать.

Раппорт может быть установлен, прерван или нарушен на различных уровнях. Мы строим раппорт -- а следовательно, и доверие - при непосредственном общении с другими людьми многими способами: с помощью слов, с помощью пластики своего тела, тона голоса, мимики, жестов и т.п. Подстройка к языку тела -- один из самых коротких путей к пониманию внутреннего мира другого человека, поскольку и наше эмоциональное состояние, и мышление напрямую связаны с тем, как мы используем свое тело. Но подстройка -- это не подражание. Точное копирование может быть воспринято как неуважение. Люди быстро замечают буквальное копирование языка их тела и начинают думать, что вы передразниваете их. Можно устанавливать раппорт с другими людьми, используя подстройку к их голосу. Присоединение - это контакт с другим человеком на основании его модели мира. Модель мира у каждого человека своя, она уникальна. Она отличается от реальности в силу того, что восприятие мира происходит посредством наших органов чувств, которые несовершенны, поэтому неминуемы искажения действительности ("Карта -- это не территория"). Кроме того, каждый человек рождается и живет в своей культурной, исторической уникальной микро- и макросреде. Умение принимать различные точки зрения является также основой той гибкости поведения, которую обычно демонстрируют люди, добивающиеся успеха. Состояние раппорта между разумом и телом называется в НЛП конгруэнтностью. Конгруэнтность означает, что вы живете в мире с самим собой и ваше тело, тон голоса и слова передают одно и то же сообщение. Ваши убеждения и ценности находятся в согласии с вашими действиями. Ваши слова не расходятся с делами. Первая позиция - это наша собственная реальность (конгруэнтность). Вторая позиция -- это переход на точку зрения другого

человека. Третья позиция -- это способность стать на внешнюю,

отстраненную точку зрения и оценить взаимные отношения между собой и другим человеком со стороны.

Постулаты НЛП:

В каждую единицу времени человек поступает самым наилучшим образом согласно своему опыту.

Человек не глуп, он просто не обладает необходимой информацией. (Все знать невозможно!)

Человек равен его поведению

Нет ошибок, есть обратная связь. (То, что человек получил в ответ на свои действия, — не ошибка, а информация о том, как нужно изменять поведение).

Не получается — сделай по-другому

Опыт имеет структуру. Для управления поведением человека достаточно управлять каким-то одним из элементов структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: