Права и обязанности плательщиков налогов и сборов

Виды налогооблагаемой деятельности и классификация субъектов налогообложения.

Предметом налогообложения является экономическая и неэкономическая деятельность. Экономическая деятельность – это всякая деятельность (производственная, коммерческая и финансовая), которая влечет или может повлечь за собой получение доходов (прибыли). Субъектами экономической деятельности и носителями налогов выступают предприятия, организации и индивидуальные предприниматели. Неэкономическая деятельность – это деятельность, имеющая своей целью не получение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Ее субъектами являются бюджетные организации, общественные фонды, ассоциации, сообщества, содружества, религиозные, благотворительные организации и т.п. Их доходы формируются за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов физических и юридических лиц и не облагаются налогами, если используются в соответствии с зарегистрированным уставом на указанные в нем цели. Если указанные субъекты параллельно занимаются экономической деятельностью, то они становятся плательщиками налогов и сборов.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) (статья 13).

Под организациями понимаются:

1.юридические лица Республики Беларусь;

2. иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

4. хозяйственные группы.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или законами Республики Беларусь.

Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.

Головная организация (центральная компания) либо участник хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы, исполняют налоговое обязательство этой хозяйственной группы.

Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь. Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь.

Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов РеспубликиБеларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь и за ее пределами, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.

Для определения налогового статуса плательщика необходимо знать место нахождения организации (статья 15). Местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации. Местом нахождения простого товарищества признается место нахождения (место жительства) того его участника, на которого договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения.

При отсутствии (бездействии) места государственной регистрации местом нахождения организации признается место нахождения ее высшего органа управления (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с уставом или иными учредительными документами).

Организацией, финансируемой из бюджета (бюджетной организацией), признается организация, созданная государственным органом, в том числе местным Советом депутатов, исполнительным и распорядительным органом, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации (далее - банк) и ведет бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке.

К бюджетным организациям не относятся организации: получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов; получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности.

В отдельных случаях уплата налога, реализация прав и обязанностей плательщика налогов и сборов может осуществляться налоговым агентом или представителем налогоплательщика. Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое в силу налогового кодекса и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин). Налоговый агент имеет те же права, что и плательщик, если иное не установлено Кодексом. Налоговый агент обязан:

1. исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном Кодексом;

2. по каждому плательщику вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);

3. представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин); обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов и сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);

4. выполнять другие обязанности, установленные Кодексом и другими актами налогового законодательства.

Плательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через своего законного или уполномоченного представителя (статья 24). Полномочия представителя подлежат документальному подтверждению в порядке, установленном законодательством.

Законными представителями плательщика-организации (статья 25) признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредительных документов этой организации.

Уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства.

Права плательщика налогов и сборов определены статьей 21 НК.

Плательщик имеет право:

1. получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

2. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

4. использовать налоговые льготы при наличии оснований;

5. на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном Кодексом;

6. присутствовать при проведении проверки;

7. получать акт проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по актам проведенных проверок;

8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

9. требовать соблюдения налоговой тайны;

10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

Плательщики имеют также иные права, установленные налоговым законодательством. Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом актами законодательства.

Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов. Обязанности плательщика закреплены в статье 22 НК.

Плательщик обязан:

1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

2. стать на учет в налоговых органах в установленном порядке;

3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения;

4. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;

5. вести учет дебиторской задолженности и не позднее десяти рабочихдней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;

6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам (а в части таможенных платежей и в таможенные органы и их должностным лицам) при проведении проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов, прибывшим для проведения выездной проверки, возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для рассмотрения и оформления необходимой документации;

7. подписать акт проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, возражения по этому акту представляются в срок, установленный налоговым кодексом;

8. выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

9. сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

9.1. об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке за пределами РБ, а для иностранных организаций - о счетах в Республике Беларусь - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета;

9.2. об участии в белорусской или иностранной организации - в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации;

9.3. о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;

9.4. об обособленных подразделениях организации - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;

9.5. об изменении места нахождения организации - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

10. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;

1.11. обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

12. обеспечивать наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами: подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, - в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке; подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, - в местах реализации;

13. при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

14. являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных Кодексом, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

15. выполнять другие обязанности, установленные Кодексом и другими актами налогового законодательства.

Иностранная организация, осуществляющая или собирающаяся осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность, обязана в установленном порядке стать на учет в налоговом органе вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем ее деятельность признана деятельностью через постоянное представительство в Республике Беларусь.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на плательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: