По характеру обслуживаемого оборота

- Оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

- Закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки (в ее состав не включается НДС и акциз, что является отличием от других цен);

- Цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;

- Розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;

- Тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- Тарифы на платные услуги населению;

- Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

2. В зависимости от сферы регулирования различают:

- Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец не связаны никакими обязательствами ни до, ни после сделки купли-продажи;

- Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;

- Цены в условиях постоянной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные обязательства;

- Регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов РФ;

Различают прямые и косвенные методы регулирования цен.

Прямое регулирование, иначе его называют административным, проводится на основе следующих методов:

- Установление фиксированных цен и тарифов;

- Установление предельных цен;

- Установление предельных коэффициентов изменения цен;

- Установление предельного уровня рентабельности.

Косвенное (экономическое) регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику, т. е. изменение налогов и процентных ставок.

В РФ государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента от 28.02.95 №221 и Постановления Правительства РФ №239 от 7.03.95г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В этом постановлении находит отражение перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти:

- Газ природный, другие виды газа;

- Продукция ядерно-топливного назначения;

- Энергия и теплоэнергия; перекачка, перевалка и налив нефти;

- Продукция оборонного значения;

- Драгоценные металлы и драгоценные камни;

- Протезно-ортопедные изделия;

- Перевозки грузов железнодорожным транспортом;

- Перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте;

- Обслуживание воздушных судов;

- Отдельные услуги почтовой и электрической связи.

Перечень продукции, на которую государственное регулирование цен на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ:

- Газ – населению и жилищно-строительным кооперативам;

- Энергия и теплоэнергия;

- Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

- Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении;

- Оплата населением жилья и коммунальных услуг и др.

В Постановлении №239 приведен также перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органами исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

3. В зависимости от территории действия различают:

- Единые и поясные цены;

- Региональные (зональные) цены

Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные соответственно органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий.

4. В зависимости от порядка возмещения в транспортных расходов (франкировки товаров) могут быть следующие виды франко (франко (до) показывает до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену, т. е. продавец возмещает свои транспортные расходы):

- Франко-станция отправления (транспортные расходы включены в цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх цены);

- Франко-станция назначения (в цену товара включены транспортные расходы до выгрузки его из вагона);

- Франко-вагон-станция назначения;

- Франко-вагон-станция отправления;

- Франко-вагон-склад поставщика;

- Франко-склад покупателя.

5. В зависимости от времени действия цены подразделяются на:

- Твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;

- Текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;

- Сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;

- Скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.

6. Цены, используемые в статистике и учете:

- Текущие;

- Средние;

- Сопоставимые;

- Неизменные.

Есть и другие признаки, по которым могут быть классифицированы цены. Например:

7. В процессе проектирования новых изделий используют цены:

- Лимитные (предельно допустимые);

- Проектные;

- Ориентировочные.

8. В ходе планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, применяемые при разработке плана фирмы, бизнес-плана.

9 Виды цен в зависимости от типа рынков:

- Биржевые;

- Комиссионные;

- Аукционные

10. Виды цен, в зависимости от новизны товара. На совершенно новые товары устанавливают в частности следующие цены:

- Цены «снятия сливок»;

- Цены внедрения на рынок;

- Престижные цены;

- Цены с возмещением издержек производства;

- Психологические цены.

11. На товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время, устанавливают такие цены:

- Скользящие цены;

- Цены потребительского сегмента рынка;

- Гибкие или эластичные цены;

- Преимущественные цены;

- Цены на изделия, уже снятые с производства;

- Цены, устанавливаемые ниже, чем у большинства предприятий;

- Договорные цены


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: