- Оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
- Закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки (в ее состав не включается НДС и акциз, что является отличием от других цен);
- Цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;
- Розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
- Тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- Тарифы на платные услуги населению;
- Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
2. В зависимости от сферы регулирования различают:
- Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец не связаны никакими обязательствами ни до, ни после сделки купли-продажи;
|
|
- Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;
- Цены в условиях постоянной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные обязательства;
- Регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов РФ;
Различают прямые и косвенные методы регулирования цен.
Прямое регулирование, иначе его называют административным, проводится на основе следующих методов:
- Установление фиксированных цен и тарифов;
- Установление предельных цен;
- Установление предельных коэффициентов изменения цен;
- Установление предельного уровня рентабельности.
Косвенное (экономическое) регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику, т. е. изменение налогов и процентных ставок.
В РФ государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента от 28.02.95 №221 и Постановления Правительства РФ №239 от 7.03.95г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В этом постановлении находит отражение перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти:
- Газ природный, другие виды газа;
- Продукция ядерно-топливного назначения;
- Энергия и теплоэнергия; перекачка, перевалка и налив нефти;
|
|
- Продукция оборонного значения;
- Драгоценные металлы и драгоценные камни;
- Протезно-ортопедные изделия;
- Перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- Перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте;
- Обслуживание воздушных судов;
- Отдельные услуги почтовой и электрической связи.
Перечень продукции, на которую государственное регулирование цен на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ:
- Газ – населению и жилищно-строительным кооперативам;
- Энергия и теплоэнергия;
- Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
- Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении;
- Оплата населением жилья и коммунальных услуг и др.
В Постановлении №239 приведен также перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органами исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
3. В зависимости от территории действия различают:
- Единые и поясные цены;
- Региональные (зональные) цены
Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные соответственно органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий.
4. В зависимости от порядка возмещения в транспортных расходов (франкировки товаров) могут быть следующие виды франко (франко (до) показывает до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену, т. е. продавец возмещает свои транспортные расходы):
- Франко-станция отправления (транспортные расходы включены в цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх цены);
- Франко-станция назначения (в цену товара включены транспортные расходы до выгрузки его из вагона);
- Франко-вагон-станция назначения;
- Франко-вагон-станция отправления;
- Франко-вагон-склад поставщика;
- Франко-склад покупателя.
5. В зависимости от времени действия цены подразделяются на:
- Твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
- Текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
- Сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
- Скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.
6. Цены, используемые в статистике и учете:
- Текущие;
- Средние;
- Сопоставимые;
- Неизменные.
Есть и другие признаки, по которым могут быть классифицированы цены. Например:
7. В процессе проектирования новых изделий используют цены:
- Лимитные (предельно допустимые);
- Проектные;
- Ориентировочные.
8. В ходе планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, применяемые при разработке плана фирмы, бизнес-плана.
9 Виды цен в зависимости от типа рынков:
- Биржевые;
- Комиссионные;
- Аукционные
10. Виды цен, в зависимости от новизны товара. На совершенно новые товары устанавливают в частности следующие цены:
- Цены «снятия сливок»;
- Цены внедрения на рынок;
- Престижные цены;
- Цены с возмещением издержек производства;
- Психологические цены.
11. На товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время, устанавливают такие цены:
- Скользящие цены;
- Цены потребительского сегмента рынка;
- Гибкие или эластичные цены;
- Преимущественные цены;
- Цены на изделия, уже снятые с производства;
- Цены, устанавливаемые ниже, чем у большинства предприятий;
- Договорные цены