Учет операций по расчетным счетам

ЛЕКЦИЯ № 4

Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. В банк представляется пакет документов (Устав организации, Учредительные документы, свидетельство о присвоении общегосударственного регистрационного номера (ОГРН), свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельсво о присвоении статистических кодов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), приказы о назначении должностных лиц (руководителя организации и главного бухгалтера). Кроме того, в банке оформляется карточка подписей сотрудников организации, имеющих право подписывать представляемые в банк документы (как правило, руководителя и главного бухгалтера). На каждый открытый расчетный или текущий счет банк оформляет специальный договор.

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных поручений) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков).

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст.855).

в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Операции по списанию средств с расчетного счета по поручению клиента осуществляются на основании платежных поручений. При списании денежных средств в оплату товаров, работ или услуг используется форма платежного поручения, показанная в Приложении 1. На верхней строке платежного поручения имеются отметки, которые проставляются работниками банка: дата поступления платежного поручения в банк и дата списания средств с расчетного счета. Далее ставится номер платежного поручения (нумерация ведется последовательно с начала года), дата платежного поручения и вид платежа. Платежное поручение действительно в течение 10 дней, начиная с указанной даты. Вид платежа либо остается незаполненным, либо ставится «электронно», в зависимости от требований банка. На следующей строке ставится сумма платежа прописью.

Основная часть платежного поручения представлена в табличной форме. В левой части таблицы приводятся данные о плательщике и получателе. Три верхних строки посвящены плательщику, в них записывются: ИНН (идендификационный номер налогоплательщика) и КПП (код причины постановки) – номера, присваиваемые налоговой инспекцией, наименование организации – плательщика и наименование банка и его местонахождение – банка, из которого отправляются денежные средстваю. Три следующих строки посвящены получателю: наименование банка-получателя денежных средств и его местонахождение, ИНН и КПП получателя и наименование организации-получателя денежных средств.

В правой части таблицы в верхней строке ставится сумма перевода денежных средств в рублях и копейках. Три последующих строка посвящены реквизитам банковского счета организации-отправителя: двадцатизначный расчетный счет, БИК (банковский идентификационный код) банка-отправителя и двадцатизначный расчетный счет банка-отправителя в одном из отделений Центрального банка России. Банком-отправителем является тот самый банк, в который представлено платежное поручение. Три последующих строки в обратном порядке посвящены реквизитам расчетного счета организации-получателя в банке получателя: БИК банка получателя, расчетный счет банка-получателя в одном из отделения Центрального банка России и расчетный счет организации-получателя в банке получателя.

В следующей табличке из шести строк заполняются только две: вид операции (всегда ставится 01) и очередность платежа (при отправлении денежных средств в оплату товаров, работ или услуг в колонке «Очередность платежа» ставится 6.

Табличка, которая следует за словом «Получатель», для платежных поручений в оплату товаров, работ или услуг не заполняется.

Последняя строка платежного поручения посвящена назначению платежа. В этой строке должно быть описано в свободной форме, за что производится оплата, желательно указать номер выставленного счета и (или) номер договора с организацией-получателем. Если производится предоплата, то назначение платежа начинается со слова «Предоплата». На отдельной строке указывается сумма НДС (налога на добавленную стоимость), которая имеется в составе переводимого денежного средства. Если НДС отсутствует (например, услуга не облагается НДС), то в строке ставится запись «Без налога (НДС)».

Завершают платежное поручение подписи руководителя и главного бухгалтера и печать организации. Ставятся подписи только тех должностных лиц, которые указаны в Карточке подписей, оформленной при открытии банковского счета. Так, если в Карточке подписей есть только фамилия директора, который исполняет обязанности главного бухгалтера, то в платежном поручении ставится только одна подпись.

Имеются некоторые особенности при оформлении платежных поручений на оплату налогов в бюджет, взносов во внебюджетные фонды и в ряд других организаций. Платежное поручение на оплату налога на добавленную стоимость показано в Приложении 2.

Прежде всего заполняется квадратик в левом верхнем углу платежного поручения, который оставался незаполненным при оформлении платежного поручения в оплату товаров, работ или услуг. Значение, которое ставится в этот квадратик, выбирается из следующей таблицы:

"01" - налогоплательщик (плательщик сборов)

"02" - налоговый агент

"03" - сборщик налогов и сборов

"04" - налоговый орган

"05" - служба судебных приставов Минюста РФ

"06" - участник внешнеэкономической деятельности

"07" - таможенный орган

"08" - плательщик иных обязательных платежей на счеты учета доходов бюджета

" " - прочие платежи.

При оплате налогов получателем является УФК (управление федерального казначейства) Минфина России по г. Москве, далее в скобках указывается номер налоговой инспекции, в которой находится на учете организация-плательщик. В графе «Банк плательщика» указывается «Отделение 1 ГТУ (главного территориального управления) Банка России, г. Москва». Единый расчетный счет для уплаты налогов имеет значение «40101810800000010041» и БИК «044583001».

Очередность платежа при уплате налогов ставится «4».

В платежном поручении для уплаты налогов заполняется также табличка после слова «Получатель». В первой колонке ставится двадцатизначный код бюджетной классификации, который для каждого налога выбирается из таблицы Кодов бюджетной классификации (см. Приложение 3). Во второй колонке ставится код по ОКАТО (общероссийский код административно-териториального деления) налоговой инспекции, в которую направляется налоговый платеж. Коды ОКАТО по г. Москве показаны в таблице (см. Приложение 4). В третьей колонке ставятся буквы «ТП», что означает «Текущие платежи». В четвертой колонке ставится период, за который уплачивается налоговый платеж. Период шифруется следующим образом: МС – месяц, КВ – квартал, ГД – год, и далее номер месяца или квартала (год ставится 00) и четырехзначное обозначение года платежа. В следующей колонке ставится номер документа, на основании которого осуществляется платеж. В нашем случае специальный документ отсутствует, поэтому обязательно ставится знак «0». В следующей колонке ставится дата заполнения налоговой декларации, на основании которой осуществляется платеж. В последней колонке ставятся буквы «НС», что обозначает «Налоги и сборы» - основание, по которому осуществляется платеж.

В графе «Назначение платежа» указывается вид налога и период, за который производится оплата, и запись «Без налого (НДС)». Необходимо отметить, что налоговое платежное поручение должно оформляться только на один вид налога и один срок уплаты.

При оплате с расчетного счета исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов. В бесспорном порядке (выставление на инкассо) со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.

Остальные платежи, осуществляемые по платежным требованиям, списывают с расчетного счета после принятия акцепта (например, счета энерго-, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций).

Платежное требование выставляется в банк плательщика организацией, которая оказала плательщику услуги и теперь требует оплату за эти услуги (см. Приложение 5). Рассмотрим платежное требование, которое ОАО «Мосэнергосбыт» выставило организации-плательщику ООО «Гривид» за электроэнергию. В верхней строке платежного требования имеются три даты: «Поступление в банк плательщика», «Окончание срока акцепта» и «Списание со счета плательщика». Даты заполняются работниками банка плательщика. В верхней строка «Условия оплаты» стоит надпись «С акцептом», что означает, что плательщик должен дать специальное согласие (акцепт) на списание денежных средств со своего расчетного счета в оплату данного платежного требования. Далее таблица платежного требования совпадает с таблицей платежного поручения с обозначением реквизитов плательщика и получателя. Разница только в том, что в графе «Вид оплаты» стоит надпись «02». В графе «Назначение платежа» получатель указывает сумму оплаты, сумму НДС и номер договора на поставку электроэнергии.

Для того, чтобы банк принял решение об оплате данного платежного требования, необходимо, чтобы плательщик представил в банк специальную форму «Заявление об акцепте, отказе от акцепта» (см. Приложение 6). В верхней строке данного заявления указывается наименование организации-плательщика, ее расчетный счет в банке и наименование банка и его местонахождение. Указывается дата Заявления.

В основном тексте Заявления подчеркивается слово «акцепт» или «отказ от акцепта» (в этом случае платежное требование вернется организации-получателю без оплаты) и указываются номер и сумма платежного требования. Указывается срок окончания акцепта и приводятся банковские реквизиты получателя. Далее заполняется либо строка «Акцептовано в сумме» с указанием суммы прописью, либо две последующие строки «Отказ от акцепта» и «Мотив отказа».

В конце Заявления ставится подпись руководителя организации-плательщика и печать организации.

Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. В банковской выписке суммы, поступившие на расчетный счет, учитываются по кредиту, а суммы, списанные с расчетного счета, – по дебету. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на синтетическом счете 51 "Расчетные счета". В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

Например, 51/00 62/00

поступление денежных средств за продажу товара, выполненные работы или услуги.

60/00 51/00

перечисление денежных средств в уплату за товар, работы или услуги.

68/04 51/00

перечисление денежных средств в счет уплаты налога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: