Сцена 12

Образ Матери: (словно оплакивая…) Зачем ты не устоял противу всего этого? Ведь ты же чувствовал сам честность званья своего; ведь ты же получил в добавку к своему таланту ум, который видел подальше, пошире и поглубже. Зачем же ты был ребенком, а не мужем, получив все, что нужно для мужа? Создал тебя Бог и скрыл от тебя назначенье твоё. Рожден ты вовсе не затем, чтобы произвести эпоху в области художественной. Дело твоё проще и ближе: дело твоё есть то, о котором прежде всего должен подумать всякий образованный муж, не только один ты. Дело твоё — душа, прочное дело в жизни и семейный очаг… Сынок…

(Шум ливня. Всё та же комната, Пискарёв в кровати. Спит улыбаясь. Молния, раскат грома. Пискарёв вскрикивает, садится в кровати. В дверь неспешно входят Случайнов, мадам Пюльшери, слуги...)

Случайнов. Здравия желаем!

Мадам Пюльшери. О!.. Да вы ещё спите... (Пискарёв вздрагивает и каменеет.)

Случайнов. А мы в прекрасном расположении духа. Встали по утру довольно поздно, за окном - лёгкий дождик... (Раскат грома.) Мы не брали с собою зонта. Категорически! Вы спросите - и зачем в такую дождевую пору без зонта? Что за чёрт? Спросите?

Пискарёв (глядя на Случайнова). Что за чёрт?..

Случайнов. И правильно, на улицах - никого. Попробуй взглянуть на молнию, когда, раскроивши чёрные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска. Скажу вам от души, - не люблю я трупов, покойников... А тут, по дороге к вам, переходит нам дорогу длинная погребальная процессия.

Мадам Пюльшери. Я всегда чувствую досаду при виде богатого катафалка, но досада моя смешивается с грустью, когда я вижу, как ломовой извозчик тащит ничем не покрытый гроб бедняка.

Случайнов. Мадам стало дурно, мы зашли в кондитерскую съели два слоёных пирожка. (Достаёт пирожок.) Это - третий. (Ест.)

Мадам Пюльшери. Дивно устроен свет наш... Как странно играет нами судьба наша. Вы глядите на меня так, словно мы не знакомы. Что это с вами?.. Дурной сон привиделся? Не верьте снам, а дурным тем паче.

Случайнов. А хотите, растолкую? Разделять мысли, чувства и впечатления с друзьями - есть одно из первых благ на свете. Так что?..

Пискарёв. Постойте, не так скоро. (Пискарёв одевается, по деловому пьёт опиум, садится на стул напротив Случайнова, долго его рассматривает...) Вы откуда взялись?

Мадам Пюльшери. Бестактно, грубо и пошло. Право, неловко даже отвечать на столь нелепую бесцеремонность.

Случайнов. Предупреждал вас... Опиум! Не заметишь, а умишко-то чик - и помутился. Моя баночка пуста, а рядом ещё... другие пустые склянки… (рассматривая разного вида баночки…) Неделю назад было поменьше. О! Вот и ещё одна, полнёхонька. Где вы их берёте?

Пискарёв. Вспомнил про одного… Персиянина...

Случайнов. Ах, этот!.. Из магазинчика шалей? Да...! У него, без сомнения, есть. У вас ужасный вид - впалые щёки, бледность, глаза…, признаки безумия, прямо скажем, на лице. А нос? Где вы изволили затерять свой нос? Ай-яй-яй! За что это вам такое несчастие? Будь вы без руки или ноги - всё бы это лучше; будь вы без ушей - скверно, однако ж всё сноснее; но без носа человек - чёрт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, просто возьми да и вышвырни за окошко. Невероятно, чтобы нос пропал! Экий пасквильный вид. (Пискарёв медленно поднимает руку, берется за свой нос.) Шутка.

Пискарёв. Вы призываете разделять мысли и чувства? Так слушайте же! Я не знаю, зачем вы пришли, я не понимаю… Как, почему вы смогли? Вы по всему не должны были являться ко мне, ну да чёрт с вами, захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит, ей богу, обморочит. Но всё же портрета я вам не отдам! Слышите? На том и расстанемся. Сей же час.

Случайнов. Мы зашли попрощаться. Вынуждены срочным образом и, разумеется, безотлагательно, отбыть в Италию. В Турине объявился преинтересный рисовальщик.

Мадам Пюльшери. Простите, а вы о каком портрете вели речь? Так – из любопытства…

Пискарёв. Не притворяйтесь, портрет в виде Ангела.

Случайнов. Падающего.

Пискарёв. Падшего!

Случайнов. Я и говорю – падающего.

Пискарёв. Вспомнили? Деньги я, разумеется, верну все… что потратил... Вот вексель... Где-то здесь был. (ищет вексель…) Я сейчас же найду.

Случайнов. И вспоминать нечего. Хороша картинка! Первоклассное исполнение, а какая живость, какой колор… Изумительная свежесть тонов, изумительная.

Мадам Пюльшери. Необыкновенный сюжет выдает высший шаг искусства. Черты лица, кажется, схвачены в минуту неизъяснимого страха или восхищения и отзываются не северною силою... Пламенный полдень запечатлён в них! Работа может показаться не вполне оконченной… Но глаза! Они глядят даже из самого портрета. Так развертывается подлинно сильный талант.

Пискарёв. Я напишу вам такой же…

Случайнов. Ну, рассуди, зачем нам ещё один такой же?

Пискарёв. Нет, не вам! Не ещё один!! (выворачивает вещи из комода…)

Мадам Пюльшери. Желаете вернуть работу себе?

Пискарёв. Не вернуть, не вернуть! Или я схожу с ума или …

Случайнов. Портрет у нас, вы требуете его в обмен на другой. Я правильно понимаю?

Пискарёв. Портрет у меня, у меня! Нет, быть того не может. (Бросается на колени, достаёт из-под кровати портрет.) Вот… Вот… Слава тебе, Господи! (Хочет спрятать…)

Мадам Пюльшери. Позвольте полюбопытствовать?

Пискарёв. Что вам?! Я не отдам!

Случайнов. Право, как маленький…

Мадам Пюльшери. Не побегу же я с вашей драгоценностью по улицам… Хочу кое-что прояснить для себя. Вы мне не доверяете?

(Пискарёв снимает ткань и осторожно поворачивает «портрет» даме… Пюльшери долго смотрит на Пискарёва через пустую раму, после, обойдя вокруг, долго смотрит на него сквозь «картину» с другой стороны… Демонстративно бросает перчатку Пискарёву под ноги, через «холст». Случайнов поднимает перчатку, подаёт даме...

Случайнов. Ой, обронили - с…

Пискарёв (Роняет пустую раму, глупая улыбка искажает его лицо). Где она?..

Случайнов. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи.

Мадам Пюльшери. Это всё опиум, голубчик. Портрет готов. Вы сами его передали господину Случайнову. В четверг, как уговаривались, деньги ваши.

Случайнов. Неужели не помните?

Пискарёв. Одним словом, - дьявол... Бес! И уловка какая бесовская…!

Мадам Пюльшери. Свет отвергает существование дьявола. Потому не будем говорить о нём.

(Пискарёв лихорадочно начинает одеваться в «выходной костюм»).

Случайнов. Куда это вы заторопились? Не в участок ли?

Пискарёв. Оставьте, вам нет до меня дела. И не надо, мне тоже нет до вас дела! Знайте же, если Уленька изъявит чистое раскаяние и переменит жизнь свою, я женюсь на ней и тем возвращу миру прекраснейшее его украшение. Да, мадам Пюдьшери, или как вас там... Я решился! И мой подвиг будет бескорыстен. К деньгам вашим не прикоснусь сдам в приют, пожертвую на богоугодные дела или, словом... Заведём и мы себе репутацию. Мы станем трудиться, я буду сидеть за картинами, Уленька будет возле одушевлять мои труды, вышивать или заниматься рукоделием, и мы ни в чём не будем иметь недостатка. А с вами я более не желаю знаться. Вам бес помогает. И чёрт с вами! Вы — обманщица, и вы…!

Мадам Пюльшери. Влюблённый до последнего градуса безумия, стремительно, ужасно, разрушительно, мятежно…

Пискарёв. Да, влюблённый. Я спасу Уленьку, спасу! (готовит опиум, пьёт)

Случайнов. Спасти её от потопления вам никак не удастся.

Пискарёв. (повязывая галстук, весело…). Отчего же не удастся? А кому же удастся? Какому-нибудь генералу, у кого чин, положение, деньги. Но ведь это всё ничего, кроме достоинство; не какая-нибудь вещь видимая, которую бы можно взять в руки. Ведь у него же нос не из золота сделан, а так же, как и у меня, как и у всякого. (хохотнул…) Ведь он им нюхает, а не ест, чихает, а не кашляет. А может быть, и я какой-нибудь граф или генерал! А? Похож я? Может быть, я сам не знаю, кто я таков?! (смеётся, напевает…)

Случайнов. Ты был художник…

Пискарёв. Да я плюю на вас. Вам завидно! Уленька захочет выйти за меня, а за вас никто не захочет, даже ваша Пюльшери! Вы же не хотите замуж за господина Случайнова?

Случайнов. Не хочет...

Пискарёв. Вот так вам и надо! Уленька... Может быть, движения души ее склонны к раскаянию; может быть, она желает сама вырваться из ужасного состояния своего. И неужели я позволю себе равнодушно допустить ее гибель, и притом тогда, когда только стоит подать руку? Если она изъявит чистое раскаяние и переменит жизнь свою, я женюсь тогда на ней. Я должен на ней жениться и, верно, сделаю гораздо лучше, нежели многие, которые женятся на своих ключницах и даже часто (глядя в лицо Пюльшери) на самых презренных тварях. Но мой подвиг будет бескорыстен и может быть даже великим. Я возвращу миру прекраснейшее его украшение.

Мадам Пюльшери. Уленька погибла, событие трёхдневной давности…

Пискарёв. Оставьте свои пошлые штучки!

Случайнов (Протягивает руку, мусье Эгр вынимает из кармана газету даёт Случайнову) Ах, как кстати… Прихватили случайно… Здесь. Внизу. Последняя страница. (Отдаёт Пискарёву.) Нашли? Вон там… Происшествия. Да, это о ней.

Мадам Пюльшери. Человек, со слов очевидцев - не понятно какой наружности, в шинели старого покроя, раза два прошёл улицу, точно не знал, перед которым домом ему остановиться, наконец быстро взбежал на лестницу, постучал в дверь. (стучит по столу)

Случайнов. Совершенно случайно жертва сама открыла злодею, к несчастию своему, будучи совсем пьяной. Свершивши своё дело, убийца с криками: «Призрак пустоты, призрак пустоты!» бросился вон. Только его и видели.

Пискарёв. Вы всё лжёте! Я вам не верю!

Случайнов. Её зарезали бритвой, как эта - у вас… Голова идёт кругом, ей и было только семнадцать лет. Бритвой-с… М-да, Уленька… (Громко сморкается...) Я был в большом расстройстве…

Мадам Пюльшери. Согласитесь, было в ней что-то… Слишком рано в ней стало умирать всякое чувство человеческого. Ты тронул своей кистью её, ещё живые, душевные черты. Ты передал их верно, и жизнь её сверхъестественною силою удержится в портрете. Она навечно будет присутствовать в мире. Страсть водила кистью твоей, и благословение Страсти почило на труде твоём.

Случайнов. Ты был художник. Рисовальщик с одного взгляда.

Пискарёв. Ошибаетесь! Я есть! Я был, я есть, ибо…

Мадам Пюльшери. …Ибо! Сквозила невидимо сквозь тебя Страсть Создающего. Потому презренное получило у тебя на холсте Высокое Выражение, протекая сквозь чистилище твоего сердца, твоей души. Уленька навсегда останется твоей мечтой, лишь мечтой...

Случайнов. Да и что, в сущности, жизнь наша?.. Вечный раздор мечты с существенностью…

Пискарёв. Я вам не верю… Я… Такого ада я ещё не испытывал. Не во сне ли всё… Это вы…

Случайнов. А вот дудки! И зачем нам руки марать, каков мотив? (Пюльшери и случайнов уходят, слуги остаются…)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: