Показатели объемов производства и продаж.
В рыночных условиях предприятия самолично планируют свою деятельность включая производственную программу – центральная часть бизнес плана организации, составленный на основе договоров, заключенных с потребителями или поставщиками ТМЦ).
В зависимости от произв. программы строится план организации, план с/с, финансовый план, стратегия маркетинга и т.д.
Производственная программа отражает показатели выпуска и объема продаж.
Характеристики:
- Объем
- Номенклатура
- Структура
- Ассортимент
- Качество
- Цены
- Ритмичность (равномерность)
Анализ производственной программы представляет собой внутрихозяйственный анализ. Аналитик имеет доступ к дополнительным источникам информации, что позволяет расширить аналитические процедуры.
Объем продукции и продаж выражается: в натуральном, условном, трудовых, стоимостных измерителях.
Натуральный измеряется для планирования анализа выпуска однородной продукции, а в многономенклатурном производстве для оценки продукции в разрезе отдельных позиций номенклатуры (нефт. Пром-ть, электроника).
Условно-натуральная единица измерения применяется для обобщенной характеристики объема производства, где продукция может быть приведена к условному натуральному измерителю (топл.пром-ть, консервная пром-ть, ремонт предприятий, обувная пром-ть).
Трудовой измеритель (в нормочасах), когда очень большая номенклатура продукции и ее невозможно выразить в натуральных показателях.
Эти единицы измерения исп-ся в управленческом учете и анализе.
Обобщенная оценка выпуска и реализации продукции может быть только стоимостной. К ним относятся:
1. Выпущенная продукция – стоимость всей продукции, произв.за определенный период времени, включая незавершенное производство.
2. Товарная – объем продукции, предназнач.для продажи сторонним потребителям или для собств.внутреннего потребления.
3. Реализованная продукция – объем продукции переданный в народно-хозяйственный оборот. Отличается от товарной изменением остатков Готовой продукции на складах, т.е. объемом неотгруженных товаров.
Взаимосвязь между показателями осуществляется через след. коэффициенты.
1. Коэффициент товарности = Товарная продукция(ТП)/ Выпущенная Прод.
a. Может быть <1, 1>, =1.
2. Коэффициент готовности = Гот.Прод./ТП
a. Может быть [0;1]
b. Если коэффициент снижается то доля неосновной продукции увеличивается. Следует задуматься об изменении структуры продукции.
3. Коэффициент реализации Креал. = РП/ТП
a. Характеризует рыночную активность предприятия. Чем ближе к 1 тем устойчивее эта тенденция, тем более синхронно действуют производительная, сбытовая службы предприятия.
Принципиальная схема формирования основных стоимостных показателей объема продукции:
ВП Вал. Прод. |
ГП Гот. Прод. |
Полуфабр.предназач к реализации |
Работы и услуги |
Изменение остатков незав. Производства +.- |
ТП |
РП По отгрузке |
Изменение остатков ГП на складах |