Анализ выполнения плана по номенклатуре, ассортименту и структуре продукции.
Кроме объема основными характеристиками продукции являются также:
- ее структура
- номенклатура
- ассортимент
Эти показатели объема продукции уровень и динамику с\с продукции, оборачиваемость и финансовая устойчивость организации.
Структура продукции – соотношение определенных ее видов в общем объеме продукции.
Номенклатура продукции – укрупненный перечень наименьших видов продукции и их видов в соответствии с общероссийской классификацией промышленной продукции.
Под ассортиментом понимается детализированный в соответствии с договорами перечень номенклатуры продукции с указанными по каждому виду количества и той или иной модификации.
Способы анализа показателей:
Оценка выполнения планов по номенклатуре отличается от способа выполнения оценки по ассортименту. В первом случае достаточно ответить на вопрос «выполняются или не выполняются планы по номенклатуре». Независимо от % его выполнения по каждой позиции.
Оценка по ассортименту осуществляется в натуральном выражении. План выполнен, если он выполнен по каждой позиции. При анализе принято рассчитывать сводную оценку выполненного плана. Способы:
- наименьшего % - определяется % выполнения плана по каждой позиции, затем выбирается минимальный
- способ расчета среднего % (индекс ассортиментности) – деление стоимости фактического выпуска продукции в пределах плана на план (на основе стоимостного показателя).
Анализ факторов изменения объема реализации по формированию.
Расчет среднего % выполнения плана. ТАБЛ 2 – тыс.руб.
Виды продукции | п/п | По плану | Фактически | ||
Всего | В том числе | ||||
В пред. Плана | Сверх плана | ||||
Продук. А | - | ||||
Продук.Б | |||||
Продук. В | - | ||||
Итого | |||||
В % к плану | 101,2 | 98,3 | 2,9 |
Индекс ассортиментности = Jас = 9260/9424*100%=98,3%
При выполнении плана по общему объему продукции на 101,2 % средний процент выполнения плана по ассортименту 98,3% за счет недовыпуска изделия В.
Структурные сдвиги возможны при выполнении плана, но при разной степени перевыполнения.
Структурные сдвиги оказывают существенное влияние на все стоимостные показатели работ предприятия – с\с, прибыль, эффективность хозяйственной деятельности, фондоотдача, рентабельность, производительность труда.
Структурные сдвиги могут быть оценены двояко:
- как изменяется в выпуске продукции доля изделий, имеющих неодинаковые продажные цены.
- Как изменяется удельная материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости, рентабельности – МЗ/У, ЗП/У, Ам/У, П/У.
Это вытекает из состава оптовой реализации:
У=МЗ+ЗП+Ам+П (5)
При измерении объема производства по полным оптовым ценам более выгодным для предприятия является выпуск более материалоемкой, фондоемкой и рентабельной продукции, а также более дорогой. Это позволяет повысить стоимость продукции без дополнительных затрат труда.
Менее выгодной является трудоемкая продукция. Значит при анализе необходимо измерить искажающее влияние структурных сдвигов. Для этого применяют показатели:
· Чистой продукции (ЧП)
· Нормативной ЧП – НЧП
· Нормативной ЗП – НЗП.
Такое измерение продукции называется элементно-стоимостной
ЧП=ЗП+П (6)
Больше всего изменению физического объема продукции соответствует динамика НЗП. Этот показатель соизмеряет различные виды продукции по нормативам ЗП, разработанных на предприятии.
Они отражают не только количество но и качество труда. Недостаток: нормируется только ЗП основных производственных рабочих, а ЗП других категорий рабочих не включается – из-за сложности их учета по изделиям.
Расхождение темпов роста объема товарной продукции с темпами роста чистой продукции объясняются структурными сдвигами с точки зрения материалоемкости. Разница в % выполнения плана (динамики) по объему НЧП и НЗП свидетельствует об изменениях удельных весов изделий с различным уровнем рентабельности.
Определение влияния структурных сдвигов на изменение объема продукции с точки зрения цен консервной промышленности. ТАБЛ.3
Изделия | План. цена, т.р. | Объем пр-ва, т.услов.банок | Объем продукции в плановых ценах, млн руб | Изменение объема продукции за счет струк.сдвигов | |||
По плану | Факт. | План | Факт. при план.струк. | Факт. | |||
5=2*3 | 6=5* | 7=2*4 | 8=7-6 | ||||
А | -4349 | ||||||
В | -1210 | ||||||
С | |||||||
D | |||||||
Итого | Х |
Если бы план по выпуску отдельных видов консервов был перевыполнен равномерно, то общий объем продукции (при отсутствии структурных сдвигов) составил бы 98496 млн.руб. При фактической же структуре продукции ее объем в стоимостном выражении составил 100800 млн.руб., то есть больше на 2304. Можно сказать что растет доля более дорогих изделий в общем объеме производства – это положительно для предприятия.
Итак, мы имеем:
Изменение объемов продукции=100800-96000=4800 млн.р.
В том числе:
- изменение физического объема продукции = 98496-96000=2496
- структурные сдвиги в составе продукции = 10800-98496=2304
Итак, предприятие получило дополнительный прирост продукции за счет структурных сдвигов, за счет продажи более дорогой продукции С и D.
(7)
Определение влияния структурных сдвигов способом простых разниц.
Чтобы определить изменить объем продукции с точки зрения цен, нужно сопоставить индексы выполнения плана по продукции в стоимостном и натуральном выражении и эту разность умножить на плановую стоимость продукции.
(8)
Jоп=100800/96000=1,05
Jq=1,026
Расчет удельного веса изделий
Удельный вес в % | |||
План | Фактически | ||
А | 35,95=5760/16023 | 30,66=5040/16440 | Снижение |
B | 34,95 | 33,72 | Снижение |
C | 17,12 | 19,27 | Рост |
D | 11,98 | 16,35 | Рост |
Итого | Х |
Среднеплановая цена продукции:
96000/16023=5,991 млн.р.=5991 тыс.р.
На данном предприятии в составе выпуска растет доля изделий С и D, плановая цена, которая выше средней по продукции и уменьшение удельного веса изделия А, плановая цена которого ниже средней.
Таким образом благоприятные структурные сдвиги (приводят к приросту продукции а затем и прибыли) получены без соответствующих усилий со стороны предприятия.
В процессе анализа должны быть выявлены причины невыполнения плана в номенклатуре, ассортименте и т.п.
Причины:
Внешние – не зависят от предприятия:
- изменение спроса на продукцию
- недопоставка материальных ценностей
- снятие заказов из-за отказов от договоров и др.
Внутренние:
- плохое техническое состояние оборудования
- недостаток в организации производства
- низкая квалификация рабочих
- отступление от технологических процессов.