Поэлементный анализ состава затрат

Анализ показателей рентабельности продукции. Расчет и оценка показателей рентабельности по продукции в целом. Факторный анализ изменения R продаж. Анализ R отдельных наименований продукции.

Понятие рентабельности и система показателей

Понятие рентабельности = понятию прибыльности, однако, не смотря на все значения прибыли, пок-тели Приб. Не могут быль использованы для сравнительного экономического анализа. При прочих равных условиях, сумма прибыли будет тем больше,чем больше произв. Мощность предп-я, масштабы его деят-ти. Рост прибыли еще не свидетельствует об эффек-ти и рациональном использовании ресурсов пред-я. Качественную оценку работы предприятия дают относительные показатели. Их можно разделить на 2 гр: рентабельность продукции, рентабельность активов.

Первая гр показателей-показатели эф-ти затратного типа 1. р=П(прибыль):С(Себест)*100%-показ. эф-ть тек.затрат на производстве,исп-ся в управ-м учете.2.р=П:ОР(выручка)*100%-рентабельность продаж 3. р=ЧП(чист приб):ОР*100%-комерчаская рентабельность,хар-т норму прибыли на СК. 4. р= Дох: Рас*100%-хар.эф-ть понесенных расходов. 5. р отдельных изделий = П:С*100% или П:Ц*100% где Ц цена(Ц=С+П) Вторая группа показателей ресурсного типа. Если анализ ведется с позиции самого предприятия, то в кач-ве обоб-х показ-й беруться след-е:1. р (рент им-ва)=БП:И(среднее)*100%-хар-ет эф-ть всей хоз.деят-ти. Все остальные показатели данной гр-пы явл-ся частными: р произв.фондов= прибыльль от продаж: ср.стоим-ть ОПФ-отражает величину прибыли на единицу стоимости ОС и запасов и хар-т эф-ть исп-я ОПФ. 2. р рентаб-ть чистых активов=ЧП:средняя стом-сть чистых активов*100%-отражает величину прибыли на единицу чистых активов т.е. собств-го кап-ла. 3. р СК= ЧП:СК(среднее)*100%- отражает,величину прибыли на ед-цу СК,хар-ет эф-ть его использования.

В процессе анализа необходимо оценить неиспользованные резервы, выполнение плана, причины отклонения, установить динамику показателей для принятия соотв-х управленческих решений. На первом этапе ЭА необходитмо рачитать показатели р за прошлый и отчетнай периоды,выбрать источники инф-ии для анализа. Источниками являются: Выручка(ОР),Полная себестоимость продукции, Прибыль от продаж(ОР-С),прибыль до налогооблож-я (стр140),ЧП,Доходы организ.,Расходы ор-ии.На основе этих показателей рассчитываются показатели рентаб продукции: Рентаб затрат=прибыль от продаж:себестоим.,рентаб продаж по Приб от продаж=П от прод:Выручку(ор), рентаб по Бух приб(приб до налогооблож)=Бух приб:ОР, рентаб по ЧП=ЧП:ОР,доходность расходов=Доходы:Расходы. Далее производится факторный анализ. Методика факторного анализа на примере рентабельности продаж: Информация содержащаяся в форме 2 позволяет выявить изменение V и структуры продукции, изменение себестоимости продаж,изменение продажных цен. Для определения размера влияния выше представленных факторов традиционно применяется способ цепных подстановок,при этом рассматривается жестко детерминированная модель вида:R=∑qp-∑qs, где q-продажа в натуральном выражении по данному виду(кол-во продукции; p-индивидуальная цена,s-индив себестоимость.

В литературе предлагаются другие подходы к анализу рентабельности продаж в частности влияние на изменение рентабельности продаж эф-ее используются производственные ресурсы:Р=П:ОР*100% или 100-с:ОР*100;С=МЗ+ЗОТ(отч)+А+ПЗ;Р=(100-(МЗ+ЗОТ+А+ПЗ):ОР)*100%следовательно Р=100-m-з-а-пз,где m-метериалоемкость, а-амортиз-емкость,пз-прочие удельные затраты – р=1-m-з-а-пз,где з- зарплатоемкость

Анализ рентабельности отдельных наименований продукции.Рентабельность продукции в различный отр-х неодинакова, т.к. разнообр ассортимент,различные технологии и орг производства,неодинакова степень производственных мощностей.В процессе ЭА нужно рассчитать рентабельность отдельных видов продукции,опр-ть динамику,устанивить причины отклонений(Р=П:С*100%;Р=П:Цена*100%)Цель анализа установить убычные изделия. Сравнение со всей рентабельностью позволяет установить высокорентабельные изделия, для установления причин отклонений проводиться факторный анализ (2 фактора:Себестоимость и цена)применяется метод цепных подстановок.

В процессе ЭА важно определить влияние изменения рентабельности отдельных изделий на рентабельность продукции в целом.

4. 3. Анализ рентабельности коммерческой организации. Расчет и оценка показателей рентабельности активов (капитала). Построение факторных моделей для анализа Рентабельности активов. Факторный анализ рентабельности активов и пути ее повышения.
Расчет и оценка показателей рентабельности активов. Рентабельность им-ва р=П/И(ср)*100%, ернтабельность производственных фондов р=П/ПФ(среднее)*100%,рентабельность основной деятельности р=П/И(ср)-К (ср)-Ф(ср),где К-капиталовложения,Ф-фин.вложения,рентабельность совокупного капитала-р=ЧП/ПБ(ср)*100%, рентабельность СК-р=ЧП/СК(среднее)*100%. Далее таблица исходных значений(за базовый и отчетный период,находим отклонения),где рассчитываем Прибыль от продаж, БП,ЧП,Среднегодовую стоимость всего им-ва,финансовых вложений(стр140+250),капит вложений (стр 130),им-во основной деятельности(всего им-кап и фин влож),производств фонды,СК.(все показатели начиная со среднегодовой стоимости им-ва,считаем как средние за 2 периуда),далее находим рентабельность всей хоз.деятельности=БП/И(ср),рент основной деятельности=П/И основной деятельности,рент произв фондов=П/ПФ(ср),рент СК=ЧП/Ск(ср)

Факторное моделирование-основа разложения любого показателя. Чтобы выделить факт. Модель необходимо привести исходную расчетную форму показателей. Практикуется 2х,3х,4х,5и и 7и факторные модели.

Р=П/И(среднее)

2х- р=П*ОР/И(среднее)*ОР=П/ор*ОР/И(среднее)=р прод.*К оборачиваемости-решается любым приемом иллюминирования,методом цепных подстановок.

3х-р=(П/ОР)/(И(ср)/ОР)=р прод/(ВОА/ОР+ОбА/ОР)=р прод /Кf-Kз,где Кf-коэф фондоемкости,Кз-коэф.закрепления

5и-р=(П/ОР)/ (И(ср)/ОР)=(П/ОР)/(ВОА/ОР+ОбА/ОР)=(1-Себест/ОР)/ Кf+Kз=(1-МЗ /ОР-ЗОТ/ОР-Ам/ОР)/ Кf+Kз=1-m-з-а/ Кf+Kз,где m-метериалоемкость,з-зарплатоемкость,а-амортиз.емкость

7и –р=БП/И(ср)=П прод+П прочих видов д-ти/И(ср)=(П прод/ОР+П проч/ОР)/И(ср)/ОР=1-(МЗ/ОР+ЗОТ/ОР+Ам/ОР+ПрЗ/ОР)/1/Кf+1/Кз

Факторный анализ рентабельности активов

Способ абс. Разниц;2х факторный анализ

1 Изменение рентабельности продаж

∆р пр=(р пр1-р пр0)*Коб 0

2Влияние изменения оборачиваемости средств,влож в им-во

∆р Коб=р пр1*(Коб1-Коб0)

Проверка: ∆ р пр+∆р Коб= р и1-р и0

Представленная модель предусматривает возможность углубить анализ.

Далее проводится детализация факторов изменения рентабельности продаж и детализация влияния изменения отдачи активов на изменение рентабельности им-ва.

Пути повышения рентабельности им-ва по статьям баланса – улучшение структуры активов, следовательно, увеличение более ликвидных активов. Повышение отдачи Ос и др статей ВОА, в частности, нематер.активов,капитальных вложений,расчисика запасов, тем самым снизить незавершенное производство.

4. 4. Факторный анализ рентабельности производственных фондов.

Р пФ=Ппр:ОПФ+З (запасы)=Ппр: ПФ = ОР: ПФ *Прп:ОР= Рпр:(1/ Кфо+ 1/ К об)

Формула представляет собой комбинированную модель зав-ти рентабельности основных фондов от след-х факторов: Рпр,коэф.фондоотдачи,коэф.оборачиваемости. Применяется метод цепных подстановок. Алгоритм определения влияния факторов:

Базовая рентабельность Рпф0пр0:(1/ Кфо0+ 1/ К об0)

1-я подстановка: Р (усл 1)=рпр0:(1/ Кф1+ 1/ К об0)

2-я подстановка: Р (усл2)=р пр0:(1/ Кфо1+ 1/ К об1)

Отчетная рентабельность Рпф1пр1:(1/ Кфо1+ 1/ К об1) и дальше:

1). Р(усл1)-Р пф0=

2). Р (усл 2)- Р(усл1)=

3). Рпф1-. Р (усл 2)=

Проверка(полученные результаты из 1),2),3) складываем)

В таблице исходных значений рассчитываем показатели за базовый и отчетный периоды, находим изменения. Показатели:Выручка(ор), Ппр(приб.от продаж), С/стоим-ть ОПФ, С/стоим-ть З(запасов), Итого ПФ(ОПФ+З), далее расчитываем Р проив.фондов% =(Ппр:ИтогоПФ), Р продаж% =Ппр:ОР, К фондоотдачи=ОР: С/стоим-ть ОПФ, К оборачиваемости=ОР: С/стоим-ть З(запасов)

4. 5. Анализ факторов формирования и изменения рентабельности собственного капитала.
Р ск=П/СК(среднее)*100%-важнейший для собственников и акционеров показатель, его рост говорит об увеличении резервов самофинансирования. Если Р снижается, это означает перенакопление СК- неэффективное его использование Рск=ЧП/ СК(среднее)*100%-классическая формула. Факторный анализ можно провести по 2х факторной модели, но наиболее известной является модель Du Pont. Она позволяет дать оценку следующим факторам: Р продаж, деловой активности, структуре источников СК. Приведем порядок разложения.

Рск=ЧП*И(среднее)*ОР / СК(среднее)*И(ср)*ОР=И(ср)/СК(ср)*ОР/И(ср)*ЧП/ОР=

Рск= К фин.зависимости*К оборачиваемости*К ренбельности. Эти факторы обобщают все стороны фин. хоз.деятельности предприятия по данным БО. 1й фактор ФЗ- обобщает данные пассива баланса, 2й фактор К об-хар-ет эф-ть использования имущества предприятия,3й-обобщает отчет о прибылях и убытках. Факторам присуща отраслевая специфика, которую стоит учитывать при построении выводов. Например 2й фактор в высокотехнологичных организациях отличающихся большой капиталоемкостью, может иметь небольшое значение, а вот рент. От продаж может быть достаточно высокой. Высокое значение коэф-та финансовой зависимости могут позволить себе предприятия имеющие стабильное поступление денежных средств.

Факторный анализ проводится способом абсолютных разниц.

∆Рск1=Кфз0*Коб0*рпр0

∆Рск2=Кфз1*Коб0*рпр0

∆Рск3=Кфз1*Коб1*рро1

Проверка

В таблице показателей рассчитываем показатели за базовый и отчетный периоды, вычисляем изменения.Показатели: ЧП, Среднегодовая стоимость имущ-ва, Среднегодовая стоимость СК, ОР,Рск(ЧП/ Среднегодовая стоимость СК),К фин.зав-ти(Среднегодовая стоимость имущ-ва/ Среднегодовая стоимость СК),К оборачиваемости(ОР/ Среднегодовая стоимость имущ-ва), К рентабельности продаж(ЧП/ОР)

4. 6. Показатели деловой активности: расчет, оценка, пути улучшения.

Важнейшими показателями деловой активности коммерческих организаций являются объем продаж,т.е. величина выручки от продаж продукции, работ, услуг, а так же положительные темпы прироста этого показателя от одного периода к другому. В большинстве организаций для оценки полезного результата используется показатель выручки от продаж за период. Коэффициент отдачи характеризует величину полезного результата, приходящегося на единицу примененных ресурсов. К отдачи активов=ОР:средняя стоимость активов –отражает эф-ть использования им-ва организ-ии; К отдачи СК=ОР:Средяя сумма СК-отражает эф-ть использования СК организ-ии; К отдачи ОПФ=ОР:Средняя стоимость ОФ+средняя стоимость материальных оборотных средств- к-т показывает величину полезного результата, приходящегося на рубль стоимости производственного потенциала организ-ии; К отдачи(оборачиваемости)оборотных активов= ОР:Средняя сумма оборотных активов- отражает эфф-ть использования обор активов, показывает величину выручки приходящуюся на рубль средней суммы оборотных активов. Показатели деловой активности можно рассчитать в различных вариантах:в проектном, плановом,за предыдущий аналогичный период, и т.д. Фактические величины коэффициентов д.а. можно сравнить с базовыми, проектными, плановыми, среднеотраслевыми и т.д. Для улучшения показателей д.а. могут быть выбраны следующие пути: 1. повышение полезного результата деятельности организации за период, например, увеличение объема продаж, оптимизация структуры продаж, повышение цен реализации и др.2.оптимизация величиы и структуры применяемых ресурсов.

ТЕМА 5: АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

5.1 Понятие с/с и значение в современных условиях

C/с – затраты на пр-во и реализацию продукции, выраж. в ден. форме.

Эти затраты – стоимостная оценка мат-ов, топлива, труд. рес-ов и пр.

Зн-е с/с:

с/с – синтет. пок-ль, в кот. отраж-ся все стороны хоз. деят-ти предприятия. (V, ассортимент, качество продукции, эффективность использования ресурсов, рац-ть орг-ции труда и упр-я)

с/с в значит. степени опред-ет вел-ну прибыли ⇒ показателей рентабельности.

с/с необходима для формирования продаж. цен, прогноз-я пр-ва.

Она явл-ся резервом повышения прибыли, имеет неограниченные возможности.

Следует констатировать ослабл. внимание к упр-ю с/с в послед. годы.

Это вызвано:

- недооценкой с/с как фактора формирования прибыли

Т.к. прибыль без доп. затрат можно получить увеличивая цены либо форсируя выпуск более выгодной продукцией.

- применение котлового (обезлич.) метода учет затрат на производство. Это сужает информационную базу для анализа и контроля затрат, увелич. риск ком. деят-ти.

- недостат. вниман-е к с/с как 1 из гл. факторов ↑ эф-ти пр-ва соб-ми.

В эк. лит-ре дискуссир-ся понятие с/с, затрат(зп) на пр-во, издержек(ип) и расходов.

Издержки пр-ва – затраты типового и овеществленного труда на изготовление и реализацию П, Р, У.

На практике для хар-ки всех издержек пр-ва за опред. период времени применяют термин затраты на произв-во.

Из-ки, относ. к вып. продукции,-с/с.

Взаимосвязь с/с и ЗП выраж-ся в след. формуле:

с/с=ЗП - Прирост(снижение) остатков НПЗ, полуфабрикатов + Прирост(снижение)расходов будущих периодов и предст. расходов

ПБУ 10/99 – «Расходы орг-ии» ввело понятие расходы, кот. заменило понятие с/с и ввело нов. рын. подход к содержан. затрат.

Следует отметить несоответствие состава затрат и порядок их опред-я для целей бух. и нал. учета. Это усложняет БУ, вуалирует понятие содержания с/с.

Налог. кодекс отождествляет понятия «затраты» и «расходы» не давая их определения.

В наст. время орг-ции сам-но планируют осн. пок-ли деят-ти (V пр-во,Прибыль…), а значит с/с прод-ии.

Чтобы упр-ть с/с нужно распологать опред. системой пок-лей. Тем не менее в эк-кой лит-ре не каждый автор, рассматривая эту проблему приводит тот или иной перечень пок-лей.

5.2 Система показателей с/с

Перечислим показатели (1980г.) кот. не потеряли актуальность и в наше время:

1) с/с единицы п, р, у.

2) с/с всей сов-ти прод-ции.

3) затраты на руб. прод-ции.

С/с натур. ед-цы п, р, у рассчит-ся в отраслях, выпуск. однород. продукцию или продукцию, кот. может быть приведена к условному одному измерителю.

С/с всей прод-ции орг-ции – совокуп. с/с всех видов П, Р,У в стомост. выраж-ии. Это рассчит-ся повсеместно: а) по выпуску, б) по реализации.

Затраты на руб. продукции: з=

Пок-ли исп-ся для хар-ки динамики всей прод-ии как сравнимой, так и несравнимой.

Пок-ль так же имеет универсал. значение.

С/с каждой ед-цы или всей продукции в зависимости от этапов ее форм-ния в пр-ссе произ-ва может быть операционной, цеховой, производственной, полной.

С/с опер.= МЗ(прям)+ЗОТ(прям)

С/с цех= с/с опер + ОПР

С/с произв=с/с цех +ОХР

С/с полн=с/с произв+РП(расх.на продажу(коммерч))

В процессе анализа ис-ся и др. пок-ли с/с.

Нап-р: - с/с, сгруп. по статьям и элементам затрат; - с/с по отдельным видам П,Р,У; - специф. пок-ли с/с, присущие отдел. отраслям.

5.3 Задачи анализа с/с и источники инф-ии.

Содержание с/с отражается в ее задачах:

1. Оценка динамики при вып-ии плана по важным пок-ям с/с. Выявление отклонений.

2. Определение и количественная оценка причин отклонения от план. динамики. (для этого с/с изучается по след. напр-ям: - по структур. подразделениям; - по статьям затрат; - по элементам затрат; - по видам П,Р,У; - по местам возникновения затрат; -по факторам)

3. Изучение влияния на с/с эф-ти исп-я произв. ресурсов (труд, мат, ОС)

4. Выявление и оценка неиспольз. резервов возможного снижения с/с прод-ии для принятия соответств. управ. решений.

Эти традиц. задачи трансформ. в завис-ти от отрасли.

Осн. источники инф-ии:

1. Бух. отчет-ть:

- ф №2 «отчет о П и У»

- ф №5 «Прилож-е к бух. балансу»

В этих формах наб-ся разнобой в опред-ии с/с. В ф №2 – 3 пок-ля, в ф №5- 5 пок-лей.

- пояснит. записка к год. отчету

2. Статист. отч-ть:

- ф № 5 -3 «Свед-я о затратах на пр-во и продаже П,Р,У пред-я(орг-ии)»

- отч-ть по труду и з/п

3. Специф. отрасл. отч-ть по с/с использ-я осн. отрасл. ресурсов (в отраслях добыв., легк.,пищев.,и пр. отраслях пр-сти).

4. Бизнес-план и расчеты к нему (-глав. док-т сметы затрат на пр-во)

5. калькуляция с/с:

-плановая

-отчетная

-нормативная

6. Данные аналит. учета в счетах произв. затрат

7. Матер-лы инвентаризации

8. Внеучетная инф-ция (приказы к учет. пол-ке, материалы договоров, расчеты цен и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: