double arrow

Ревизия как форма последующего хозяйственного контроля

Целью ГКРС является исследование, разработка и поэтапное осуществление мероприятий, направленных на повышение ее роли в обеспечении эффективного использования материальных, финансовых и других ресурсов, которые на основании права собственности принадлежат государству, преодолению кризисных явлений в экономике.

КРС действует при МФУ и непосредственно ему подчиняется, ее деятельность регла-

ментируется ЗУ «О государственной КРС в Украине».

Главное КРУ возглавляет заместитель МФУ, который назначается КМУ. Руководителей региональных КРУ и подразделений назначают вышестоящие руководители.

Контрольно-ревизионными подразделениями проверяется:

¨ соблюдение финансово-бюджетной, сметной дисциплины, эффективность и целевое использование бюджетных средств;

¨ сохранность средств и материальных ценностей;

¨ эффективность использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, своевременность документального оформления хозяйственных операций, полноту выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов, причин непродуктивных расходов и потерь;

¨ экономическое состояние предприятия, выполнение производственных планов, законность осуществленных операций;

¨ правильность и достоверность ведения бухгалтерского учета и отчетности, финансовых, кредитных и расчетных операций, полноту и своевременность выполнения обязательств перед бюджетом;

¨ выполнение мероприятий, направленных на устранение недостатков, выявленных предыдущей ревизией или проверкой.

Срок проведения ревизии не может превышать 30 дней. Продолжение этого срока возможно только при разрешении руководителя организации, который назначил ревизию.

Результаты ревизии оформляются актом, подписанным ревизором, руководителем и главным бухгалтером предприятия, где проводилась ревизия.

Работники ГКРС имеют право:

¨ ревизовать и проверять денежные средства и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, которые подтверждают поступление и расходование средств и материальных ценностей, а также проводить проверку фактического наличия ценностей;

¨ доступа на проверяемый объект;

¨ проверки бухгалтерских и финансовых документов;

¨ приостанавливать операций на счетах;

¨ опечатывать помещения;

¨ изымать документы;

¨ получать необходимую информацию;

¨ изымать деньги в бюджет;

¨ применять административные взыскания;

¨ применять финансовые санкции.

Органы КРС не имеют право проводить ревизии по собственной инициативе у субъектов предпринимательской деятельности, которые не получают средства из бюджета или из валютных фондов.

Проведение проверки работниками КРС возможно при соблюдении таких условий:

¨ ревизия возможна только при наличии распорядительного документа, подписанного начальником КРУ;

¨ по инициативе КРУ ревизия проводится не чаще 1 раза в год на производственных предприятиях и 1 раза в два года - в бюджетных организациях;

¨ ревизоры должны предъявить документ на право проведения проверки руководи-

телю, проверяемого предприятия;

¨ при изъятии документов, необходимо поставить в известность правоохранительные органы.

ГКРС проводят ревизии по поручению Прокуратуры, МВД, СБУ, налоговой инспекции в случаях, предусмотренных законодательством.

Органам КРС предоставлено право применять финансовые санкции.

Плательщики налогов и сборов, по которым выявлена неполная или несвоевременная оплата налога или другого платежа – однократный размер доначисленной суммы.

При повторном нарушении – двукратный размер доначисленной суммы.

За непредставление или несвоевременное представление расчетов, аудиторских заключений или других документов, необходимых для начисления налогов в налоговую, а также в банки платежных поручений об оплате налогов и сборов – 10% подлежащей к оплате суммы.

Не сообщение об открытии или закрытии текущих счетов в банке – от 20 до 100 штрафных единиц.

Решение о применении финансовых санкций принимается в течение 10 дней после составления акта ревизии. Взыскание средств и применение финансовых санкций осуществляется независимо от причин, в результате которых произошло нарушение.

Работники КРУ могут составлять протоколы об административных правонарушениях.

Название ревизии происходит от латинского слова revizio – «просмотр» или «осматриваю снова». В соответствии с ЗУ «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» ревизия – это метод документального контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия за соблюдением законодательства по финансовым вопросам; достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоения денег и материальных ценностей; предупреждения финансовых злоупотреблений.

Ревизия заключается в изучении ранее осуществленных операций с точки зрения их законности, достоверности и экономической целесообразности. На предприятии ревизия изучает осуществленные операции, которые нашли документальное отражение. Ревизию называют документальной потому, что:

¨ она осуществляется путем изучения документальных фактов;

¨ нарушения, которые выявляются, должны быть документально подтверждены;

¨ результаты обобщаются в акте.

Ревизия является важным способом выявления фактов злоупотреблений, бесхозяйственности, небрежного отношения к выполнению служебных обязанностей, нарушении финансовой дисциплины, действующего законодательства.

Особенностью ревизии является изучение ею, осуществленных операций на основании фиксированной информации. Она имеет правовой статус, который определяет границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности контролирующих лиц, порядок формирования и рассмотрения ее результатов.

Предметом ревизии являются документальные данные, которые изучаются путем применения специальных приемов с позиции их законности, достоверности и целесообразности. К предмету ревизии относят процессы и явления, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия и отраженных документально, а границы определяются программой ревизии.

Объектами ревизии являются отдельные хозяйственные факты и операции, которые

формируют хозяйственные процессы, вся совокупность которых является хозяйственной деятельностью.

В общем виде можно определить к объектам ревизии предприятия следующее:

¨ наличие и движение необоротных активов;

¨ приобретение способов производства;

¨ расходы по основным средствам, т.е. часть износа в процессе создания продукции;

¨ нормы труда и нормы потребления;

¨ соблюдение трудового законодательства;

¨ определение себестоимости продукции;

¨ наличие и движение готовой продукции и связанных с ней денежных, расчетных и кредитных операций;

¨ источники формирования активов, их целевое назначение и использование;

¨ соблюдение действующих на предприятии устава и других внутренних документов.

Цель ревизии определяется ее заданием, т.е. тем кругом вопросов, которые требуют обязательного контроля вышестоящими органами и достигается путем применения специальных знаний во время проверки документированной учетно-экономической информации.

Основными задачами ревизии являются:

¨ осуществление государственного контроля за использованием денег и материальных ценностей, их сохранность;

¨ проверка состояния и достоверности бухгалтерского учета и отчетности;

¨ разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Ревизии присущи специфические принципы: внезапность, активность беспрерывность, полнота, объективность и всесторонность, последовательность, гласность, оценка факторов выявленных ревизией, воспитательное действие.

Для получения всесторонней характеристики сущности ревизии важным является ее классификация.

1. По ведомственной принадлежности: ведомственные, вневедомственные, смешанные.

2. По порядку назначения: плановые, внеплановые.

3. По объему проверки: тематические (проверка по отдельным вопросам на нескольких предприятиях одной отрасли – цель получение расширенного материала, характеризующего состояние отрасли), полные (проверяются все стороны финансово-хозяйственной деятельности), частичные (проверяются только отдельные виды деятельности или отдельные операции предприятия).

4. По способу проведения: сплошные (проверяются все документы и регистры бухгалтерского учета), выборочные, комбинированные.

5. По кругу изучаемых вопросов: комплексные (изучаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия), некомплексные (проводятся одним ревизором по небольшому кругу вопросов),

6. По количеству участников: коллективные и индивидуальные.

Задачи ревизии по требованию правоохранительных органов ограничиваются установлением и проверкой фактов экономических злоупотреблений и преступлений. Поручение правоохранительных органов о проведении ревизии является обязательным для выполнения. Оно оформляется постановлением прокурора или следователя в ходе расследования криминального дела.

Однако основанием проведения ревизии будет приказ должностного лица КРУ.

Деятельность ревизора во время такой ревизии ограничивается исследованием документов, которые представлены следственными органами.

По требованию следователя ревизия назначается при наличии в уголовном деле данных, свидетельствующих о возможности выявления ревизией преступных фактов в деятельности данного предприятия.

Требование о назначении ревизии должно основываться на конкретных материалах:

¨ выявление фактов преступления;

¨ обоснованное требование обвиняемого о проверке его показаний;

¨ необходимость проверки по первичным документам признания обвиняемого по совершенному злоупотреблению;

¨ обоснованное заключение бухгалтера-эксперта о невозможности дать заключение без проведения ревизии.

Задание для ревизора формулируется конкретно, а вопросы должны вытекать из материалов уголовного дела. При получении задания ревизор составляет программу и рабочий план ревизии. По результатам ревизии составляется акт, к которому прилагаются документы и другие материалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: