double arrow

Формы и виды финансово – хозяйственного контроля

Субъектом контроля выступают органы, имеющие полномочия на осуществление контроля за производственной и финансовой деятельностью субъекта хозяйствования, а также право вмешиваться в его оперативную деятельность (приостанавливать или ограничивать деятельность, отстранять от работы определенных лиц) и самостоятельно привлекать виновных к ответственности. По организационной форме экономический контроль в Украине подразделяется на государственный, муниципальный, независимый и контроль собственника.

Государственный контроль осуществляется всеми субъектами государственного управления в границах их полномочий. В деятельности субъектов государственного управления контроль может выделяться как самостоятельная функция или вытекающей из его основной деятельности.

Муниципальный экономический контроль, является неотъемлемой составной государственного контроля, осуществляется в соответствии с законодательством о местных советах и местных региональных органах самоуправления. Это комиссии по вопросам планирования бюджета, выполнения планов и программ экономического и социального раз-

вития и т.п.

Независимый контроль – это независимые аудиторы и аудиторские фирмы, проверяющие состояние учета деятельности субъектов хозяйствования, соответствие отчетности данным учета, правильности расчета прибыли и своевременности расчетов с бюджетом, а также распределение прибыли по акциям и т.п.

Контроль собственника включает внутрисистемный экономический контроль министерств, государственных комитетов, концернов, АО, который осуществляется в соответствии с законодательными и нормативными актами. Этот вид контроля также включает внутрихозяйственный контроль, который осуществляется руководством субъектов хозяйствования по оценке соответствия деятельности поставленным задачам. Т.е. субъектами контроля собственников являются соответствующие министерства, государственные комитеты, собственники предприятий и их руководство.

По периодичности, с которой осуществляется контроль, он подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий (ретроспективный).

Предварительный контроль осуществляется до выполнения хозяйственной операции с целью предупреждения незаконных действий, неэффективного использования денег и принятия необоснованных решений. Он применяется на стадии согласования и утверждения сметы, договоров, во время подписания распорядительных и исполнительных документов для осуществления хозяйственной операции.

Текущий (оперативный) контроль имеет оперативный характер и осуществляется в процессе выполнения хозяйственной операции. Текущий контроль возлагается в основном на службы внутрихозяйственного контроля. Его задача – оперативное выявление и своевременное устранение нарушений и отклонений, которые возникли в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий. Предприятие самостоятельно проверяет законность хозяйственных операций, рациональность использования денег, материальных ценностей, предотвращает случаи бесхозяйственности и злоупотреблений.

Последующий (ретроспективный) контроль осуществляется после совершения хозяйственной операции. Его цель – установить правильность, законность и экономическую целесообразность осуществленных операций, выявить недостатки в работе предприятия, факты бесхозяйственности и краж. По его результатам разрабатываются мероприятия по ликвидации выявленных недостатков и устранения причин и условий их возникновения. Документальная ревизия является последующим видом хозяйственного контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: