double arrow

Организация и порядок проведения инвентаризаций

ЗУ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» определяет правовые меры регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Однако для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяются и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Статья 10 этого закона «Инвентаризация активов и обязательств» свидетельствует, что объекты и периодичность проведения инвентаризаций определяется собственником (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным.

Основным способом бухгалтерского наблюдения за состоянием и изменениями хозяйственных фактов является документация, однако есть такие хозяйственные факты, которые документация не может зафиксировать в момент их возникновения (естественная убыль, пересортица, потеря документов, арифметические ошибки и т.п.). поэтому возникает потребность выявления фактического состояния ценностей и расчетов. Таким способом является инвентаризация (от лат. Inventarium – опись имущества).

Основными задачами инвентаризации являются:

1. выявление фактического наличия основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денег, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства;

2. установление излишков или недостачи ценностей и денег путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

3. выявление товарно-материальных ценностей, которые частично потеряли первоначальное качество, а также материальных ценностей и нематериальных активов, которые не используются;

4. проверка соблюдения условий и порядка хранения материальных и денежных ценностей, а также правил содержания и эксплуатации основных средств;

5. проверка реальности стоимости зачисленных на баланс основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, ценных бумаг и финансовых вложений, денег в кассе, на счетах в банках, денег в пути, дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.

Последовательность осуществления инвентаризации регламентируется Инструкцией об инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденной МФУ от 11.08.94 г. № 69, с изменениями и доп., внесенными приказом МФУ от 05.12.97 г. № 268. Ответственность за организацию инвентаризации несет руководитель предприятия.

Проведение инвентаризации всех статей баланса обязательно перед составлением годовой финансовой отчетности. Инвентаризация зданий, сооружений и прочих недвижимых объектов основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. Инвентаризация обязательна при передаче имущества государственного предприятия в аренду, его приватизации, при передаче ценностей, в случае установления фактов кражи, по требованию судебно – следственных органов, после техногенных аварий, пожаров, стихийных бедствий и в случае ликвидации предприятия.

Материалы инвентаризации и решения по урегулированию расхождений утверждаются руководителем предприятия с включением в отчет того периода, в котором закончена инвентаризация, а также в годовой отчет. Проведение инвентаризации при передаче государственного имущества в аренду, приватизации имущества осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением КМУ от 02.03.93 г. № 158. для проведения инвентаризации на предприятии приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии и отдельно – рабочие инвентаризационные комиссии с привлечением в них специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: