ЛИБЕРАЛЫ И ОХРАНИТЕЛИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ
Общественно-политическое движение пореформенной России, помимо народничества, было представлено либеральным и консервативно - охранительным направлениями. Русский либерализм по-прежнему был многолик, хотя и не менял главных лозунгов своего движения. Либералы выступали за постепенное, без скачков и революций, продвижение России к прогрессу, который понимали, как торжество принципов свободы личности, частной собственности и закона. Представляя политическую оппозицию, они критиковали власть за отказ от политики реформ. Либералы-западники (К. Д. Кавелин, А. А. Краевский, М. М. Стасюлевич, К. К. Арсеньев, круг читателей журнала «Вестник Европы», газет «Голос», «Порядок») были сторонниками конституционной реформы, ограничения власти царя парламентом, проповедовали свободу слова, совести, конституционные гарантии прав человека и гражданина. Либералы-славянофилы (И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев), почвенники (Ф. М. Достоевский) доказывали чужеродность и бесперспективность для России западного конституционализма. Аксаков настаивал на созыве Земского собора, упразднении бюрократического аппарата, но в монархии видел гаранта русских национальных интересов. Вместе с тем он, как и западники, боролся за свободу слова, веротерпимость. После земской реформы 1864 г. постепенно набирало силу земское либеральное движение, которое особенно активно проповедовало идею созыва Земского собора. В 1879 г. в Москве земскими деятелями (ВА. Гольцов, А.И. Чупров, С А. Муромцев, И.И. Петрункевич и др.) была предпринята попытка объединения либерального движения.
|
|
Либерализм представлял узкий элитарный слой русской интеллигенции и не имел широкой социальной базы. Внутренне разобщенный, либерализм не сумел создать организации. Ему претила всякая нелегальная, незаконная деятельность. На призыв П. Л. Лаврова после отставки Лорис-Меликова, когда репрессии ударили по либеральной печати - создать свободную прессу за границей, — либералы ответили решительным отказом.
Лидером охранительного направления был редактор «Московских ведомостей» и журнала «Русский вестник» М. Н. Катков. Он, в прошлом демократ (1840-е гг.), либерал (1850-е гг.), в начале 60-х гг., защищая власть, перешел на воинствующие охранительные позиции. Высшим смыслом государственной и общественной деятельности Катков считал не права человека, не интересы общества, а интересы власти. Громче его голос залучал с 1863 г. — в дни польского восстания — в поддержку карательных мер правительства против повстанцев. Он обрушился на «Колокол», обвиняя защищавшего поляков А. И Герцена в национальной измене. В то же время Катков считал необходимыми реформы в России, поскольку в противном случае она обречена на застой, что опасно для государства и высшей власти. Он ратовал за техническую модернизацию России, развитие ее экономики на капиталистической основе. Социальной опорой власти, по его мнению, помимо дворянства, должна была стать русская буржуазия. Для борьбы с нигилизмом Катков считал полезным отменить цензуру, допустив в условиях свободы печати социалистическую прессу, чтобы население страны убедилось в «нелепости» этой идеологии, которая, став явной, утратит привлекательность запретного плода.
|
|