Творчество Дюрера, его разносторонний и новаторский характер в искусстве немецкого Возрождения

Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего; традиции и новаторство.

Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.

Понятие «Северного Возрождения», истоки, своеобразие. Ведущая роль Нидерландской школы в искусстве европейских стран в начале XV века. Развитие духовных и художественных традиций средневековой культуры в сторону более пристального внимания к внутреннему миру человека, пантеистическое восприятие природы, интерес к отдельному явлению природы или предметного окружения человека, слитом с миром и содержащих глубокий символический смысл. Развитие этих тенденций в творчестве Яна ван Эйка (“Гентский алтарь”, “Мадонна канцлера Ролена”, “Портрет четы Арнольфини”. Открытия Яна Ван Эйка в области масляной живописи. Созерцательность персонажей Яна ван Эйка в портретном жанре (“Тимофей”, “Портрет человека в тюрбане”, “Портрет Яна де Леув”).

Творчество Питера Брейгеля Старшего. Создание в его творчестве широкой панорамы народной жизни, обращение его искусства к фольклору, иносказанию, гротеску, стремление к обобщению и цельности композиций. Обращение к традициям народной культуры (“Крестьянская свадьба”, “Охотники на снегу”, “Нидерландские пословицы”, “Страна лентяев”). Создание многолюдных композиций, в которых запечатлены традиции нидерландского народа. Отражение в картинах на евангельскую тематику реальной обстановки, сложившейся в годы испанской инквизиции в Нидерландах. Аллегорический смысл этих картин (“Вавилонская башня”, “Слепые”, “Избиение младенцев в Вифлееме”).

Многогранность таланта Альбрехта Дюрера. Дюрер – живописец, график, мастер гравюры. Добротная выучка позднеготического нюрнбергского мастера, пора странствий и расширение творческого кругозора. Путешествие в Италию и влияние венецианской живописи. Изменение колорита, и способа передачи световоздушной среды, усиление светотени. Автопортреты Дюрера. Пантеизм, проявление Бога во всех живых тварей. «Кусок дёрна», анималистические штудии. Гравюры «Апокалипсиса» и «Страстей Христовых». Сочетание в гравюрах Дюрера смелости художественных приёмов с богатством содержания. Живописные портреты Дюрера – пристальное изучение человека, поиск духовной красоты (“Портрет Освальда Креля”, “Портрет молодого человека”, “Портрет Эразма Роттердамского”).

30. Творчество А. Рублёва как отражение мировоззрения современников.

Историко-культурная характеристика периода возвышения Москвы (кон. ХIII – ХIV вв.) Значение Куликовской битвы. Причины возвышения Москвы. Характер политики московских князей. Роль прогрессивного духовенства (С. Радонежский). Мировоззрение жителей Руси этого периода. Основные идеи русского общества. Этапы творчества Андрея Рублева. Основные ансамбли школы А. Рублева. Сохранившиеся произведения. Анализ иконы «Троица», значение этого произведения. Сравнение творчества Феофана Грека и Андрея Рублева на примере икон деисусного ряда (иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, «Звенигородский чин», иконостас Успенского собора).

31. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи XV–XVI веков.

Моноцентризм как принцип градостроительной политики. Московский Кремль как политический и религиозный центр. Принципы его композиции. Группы архитектурных объектов: постройки Соборной площади и укреплений. Анализ ансамблей Успенского собора (Аристотель Фьораванте), ц. Ризоположения и Благовещенского собора, Архангельского собора (Алевиз Новый), церкви-колокольни Иоанна Лествичника (Бон Фрязин). Каменные шатровые храмы как открытие русской архитектуры. Анализ ц. Вознесения в селе Коломенском (Петрок Малый), ц. Иоанна Предтечи в селе Дьяково и Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного). Характер творчества Дионисия и его школы. Новаторство и символика иконы «Церковь воинствующая».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: