Древнего царства искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА








Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Первая половина III тыс. до н. э.


Голова Гора из Иераконполя. Первая половина III тыс. до н. э.



лись одним из чудес света. Самая большая из них со­здана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид ряда­ми располагались мастабы. Пирамида Микерина ос­талась незавершенной и достраивалась сыном фа­раона не из каменных блоков, а из кирпича.

В погребальных ансамблях V-VI династий основ­ная роль переходит к храмам, которые отделыва­ются с большой роскошью. Фараоны Среднего цар­ства станут отдавать предпочтение гробницам, вырубленным в скале.

К числу наиболее известных святилищ принад­лежит храм Ниусирра в Абидосе — один из т. н. солярных, т. к центральное место в ансамбле отво­дилось каменному обелиску, покрытому золоченой медью. Он считался символом священного камня Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившись из бездны. Обелиск устанавливался на возвышении в виде террасы, огороженной стеной.

От эпохи Д. ц. сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело риту­альное назначение. Погребения и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умершего — «ка», в которых сложились принципы портретного


искусства Египта. Д. ц. и. особенно богато такого рода памятниками. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющие традиционной раскраски и служив­шие, вероятно, рабочими моделями для портрет­ных изображений.

Статуарные композиции в Д. ц. и. строго следова­ли определенному количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили сто­ящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные. Ши­роко применялся канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был из­давна введен прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тща­тельное декоративное оформление статуй, кото­рые, несмотря на каноническую композицию, полу­чали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет — живо­стью и выразительностью этих скульптур были по­трясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зод­чего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипет­ские художники достигли в деревянной скульпту-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: