double arrow

ДРЕВНИЙ восток

Ирана искусство








Идол. Бронзовое навершие штандарта. Луристан. IX—VIII вв. до н. э.


Серебряное блюдо с золотыми аппликациями из Зивие. Конец VII—VI в. до н. э.



Памятники И. и. доахеменидского периода восхо­дят к древнейшим эпохам неолита и энеолита. По­мимо выделяемых как самостоятельные культур, находившихся под влиянием шумеро-аккадской радиции (Элам, Урарту и др.), группа памятни­ке, объединенных общностью изображения, стиля: техники, позволяет говорить о становлении свое-бразной культуры Древнего Ирана. Это единство роявляется прежде всего в керамике, глиняной ластике и торевтике. Начальный этап развития -той культуры связан с т. н. ранней серой керами­кой (1300—1000 гг. до н. э.). Она представлена темно--рыми сосудами необычных форм (тонкостенные ршки с длинным носиком наподобие чайника; вы->кие узкие чаши; триподы — чаши на трех высо-■згх ножках). В это же время встречаются сосуды з красной глины, лишенные, однако, росписи, голь типичной для изделий других культур. «Се-ая керамика» была представлена главным образом зделиями, предназначенными для погребений, начимость ее так велика, что благодаря этим на-дкам все изделия, найденные в тех же археоло-:ческих слоях, традиционно относятся учеными горизонту серой керамики» (включая и ряд об-


разцов золотой утвари и оружия). Металлические изделия данной эпохи объединяет общий тип орна­ментики (узоры плетенкой) и характер исполнения изображений, сюжеты которых вполне типичны и для других древних культур (мифологические сце­ны, повествования о животных).

Следующий этап, условно именуемый «поздней серой керамикой» (после 1000 г. до н. а), ознамено­ван распадом прежнего стилевого единства и воз­никновением нескольких локальных стилевых групп. Наиболее интересны изделия, найденные в Луристане и относящиеся к древнему «зверино­му» стилю (т. н. луристанские бронзы). Золотым ве­ком луристанских бронз называют Х~УП вв. до н. а В это время выполнены многочисленные детали сбруи (т. н. псалии), украшенные изображениями реальных и фантастических зверей и человекопо­добных божеств, которые не имеют иконографи­ческих аналогий. Некоторые из них, т. н. идолы, носят определенно ритуальный характер и со­ставлены из переплетенных элементов различных существ (возможно, луристанских божеств, исчез­нувших вместе с самой культурой к началу ахеме-нидского периода).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: