double arrow

ДРЕВНИЙ восток. Канон древнеегипетский

Канон древнеегипетский




       
   
 
 


<Ооо02ш-?о:;

«ка» участвовали в обряде жертвенных воздаяний. Изображению «ка» обычно придавалась каноничес­ки утвержденная поза (фронтальное положение, опущенные руки, выдвинутая вперед левая нога). Некоторые элементы ее имели чисто иероглифи­ческое происхождение (таково изображение под­нятых рук на голове статуи фараона Гора). Риту­альные статуи «ка» должны были отличаться максимальным портретным сходством с погребен­ным, в противном случае им могла быть утрачена возможность посмертного обретения тела. Изобра­жения «ка» при предельно доступном мастеру сходстве обладали также и особого рода обобщен­ностью, призванной передать не конкретику инди­видуального лица, а скорее канонизированное, идеальное представление о нем.

КАНОН ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ (от греч. капоп— закон, норма), свод правил, присущий художе­ственной культуре Древнего Египта и сложивший­ся в эпоху Раннего царства (I—II династии). К. д. формировался и закреплялся в ходе многовекового отбора и главным образом в связи с древнеегипетс­кими культами власти и загробного существования. Если для античного канона обоснование пропорций и др. элементы вытекают из пластически зримой природы окружающего мира, то К. д. отличается подчеркнутой эстетизацией математического, точ­нее, геометрического начала.


Квадрат канонических пропорций искусства Древнего Египта

К. д. отличает строгая систематичность и взаимо­связанность всех основных элементов. Он объединял принципы композиции, иконографию, художествен-


Построение канонического типа изображения

ные техники и отдельные приемы изображения вплоть до мелких деталей. Важнейшей особеннос­тью К. д. является гармоничное сопряжение изоб­разительного ряда и элементов иероглифики. Как и в искусстве Восточной Азии, египетская иерогли-фика сочетала в себе знаково-символическое и собственно эстетическое начала. Начертания неко­торых иероглифов оказали воздействие на компо­зицию и контуры канонических изображений.

Среди разнообразных компонентов К. д. особая роль принадлежит пропорциональным соотноше­ниям, которые составили математическую и одно­временно символическую его основу. К. д. опирался на восемь пропорциональных величин, полученных из геометрических построений после деления сто­рон исходного квадрата в отношении золотого сече­ния. Пересечение диагоналей, проведенных в точки деления сторон в пропорции золотого сечения ((3), образует два малых квадрата. Искомые восемь про­порциональных величин составляют отрезки между вершинами и точками пересечения сторон малых квадратов. Это (в порядке возрастания) величины К,.1, Е, г>Г, к, 8, С, А. При этом треугольники, образованные диагоналями большого квадрата, геометрически подобны граням пирамид в Гизе. Для канонических типов статуй и рельефов максималь-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: