Искусство Древнего мира. «горизонт поздней красной керамики» — следую­щий этап (800-600 гг


«Ка»




«Горизонт поздней красной керамики» — следую­щий этап (800-600 гг. до н. э.), на котором формиру­ются уже бесспорные черты И. и. Этим временем датируется крепость Нуш-и-Джан в Мидии, цент­ром ансамбля которой является ромбовидный в пла­не храм огня с треугольным святилищем внутри. Алтарь представлял собой столб с четырехступен­чатой капителью. Святилище было украшено глу­хими окнами и нишами. В крепости, построенной позднее, имеется зал с колоннами — прообраз апа-дан ахеменидской эпохи. Стилистический облик храма и крепости хранит много черт, роднящих его с индийской культурой, памятники расцвета которой пока еще недостаточно уверенно выделя­ются археологами в сложном конгломерате ирано-мидийского наследия. В круг таких памятников входят многие предметы знаменитого клада из Зи-вие, крепости одного из местных правителей. В их числе — пектораль (нагрудное украшение), золо­той пояс и серебряное блюдо с золотыми апплика­циями, художественный стиль которых сочетает элементы урартской, ассирийской и древнеиранс-кой (в частности, луристанской) традиций. Суще­ствует предположение, что авторы вещей из Зи-вие, знакомые с различными стилями, свободно варьировали их в своих изделиях. Особенно приме­чательны изображения оленей, пантер и грифов, служивших традиционными символами древне-иранских божеств. Фантастические существа с па­мятников Зивие перейдут позднее в искусство эпохи Ахеменидов, частично же воздействуют на художественную культуру скифов.

Литература:

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

«КА», тип круглой скульптуры ритуального на­значения, являющийся одним из основных в искус­стве Древнего Египта. Скульптура «ка» символичес­ки связывалась с культом мертвых и помещалась в усыпальницах всех типов, начиная с мастаб и пи­рамид и заканчивая скальной гробницей. Поскольку представление о загробной жизни предполагало существование не только вечной души, но и не­тленного тела, в захоронениях помещались раз­личные изображения, главным из которых счита­лось «ка», являвшееся как бы двойником умершего. Согласно культовым представлениям, человек был наделен несколькими душами, среди которых «ка» являлось физическим двойником, «ба» — проявле­нием сущности человека, «ах» — тенью, «рен» — именем и т. д. «Ка» обозначалось иероглифом в виде поднятых рук, согнутых в локтях; «ба» — птицей с человеческой головой.

«Ка» являлось материальным, наделенным пло­тью и способностью питаться, в связи с чем статуи


Статуя «ка» фараона Гора. XVIII в. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: