Нового царства искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА








Музыкантши. Деталь росписи в гробнице Нахта в Фивах. XV в. до н. э.


Фараон Аменхотеп II с жертвенными дарами. XIV в. до н. э.



в открытый двор, обнесенный колоннадой, за кото­рым следовал ряд гипостильных залов и, наконец, — святилище. В ансамбль входили аллеи сфинксов, ведущие ко входу от берега Нила. К типу назем­ных храмов принадлежат два знаменитых храмо­вых комплекса восточной стороны Фив: Карнак и Луксор, посвященные Амону-Ра. На западном бе­регу Нила, по обычаю, строились заупокойные храмы, также отмеченные самобытными чертами. Принцип соответствия ландшафту при сочетании типа скальной гробницы и гипостильного сооруже­ния, некогда открытый создателями храмов Сред­него царства, был особенно полно развит зодчим Сенмутом, создателем знаменитого храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Он относится к типу полускальных храмовых сооружений, в которых наземные помещения сочетаются с молельней, вы­рубленной непосредственно в скале. С этого време­ни зодчие полностью отказываются от традицион­ной для царской усыпальницы пирамиды и разме­щают храм на двух террасах, подобных ступеням гигантской лестницы. Тем самым дух величествен­ной статики, суровой, покоящейся тяжести, свой­ственный египетской погребальной архитектуре, был заменен, как и в храмах Карнака и Луксора, идеей подчинения здания ритму шествия, движу­щейся процессии, перед глазами которой разво-


рачивается храмовый ансамбль. Здесь также основ­ная выразительная роль отводится колоннадам, в том числе четырехгранным и каннелюрованным. Рельефы на стенах портиков повествуют о жизни и деяниях царицы. Стены и сводчатый потолок моле­лен украшены росписью. Принцип симметрии не яв­ляется основополагающим (как, например, в римс­ких храмах), и в основу планировки положен ком­позиционный контраст, хотя заупокойные храмы в целом более статичны, чем строения Карнака и Луксора. Важным нововведением архитектуры ста­новится отделение гробницы от заупокойного храма.

К числу известных храмовых памятников относят­ся т. н. колоссы Мемнона — огромные тронные статуи из разрушенного заупокойного храма Аменхотепа III — и сфинксы (два из них находятся в Санкт-Петербурге). К типу скального храма от­носится и комплекс Рамсеса II в Абу-Симбеле.

Н. ц. и. отличается значительным развитием мо­нументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погре­бального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты, не свойственные досе­ле не только официальному, но и светскому ис­кусству. Индивидуализированность отличает порт­ретные изображения Хатшепсут; иконография,




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: