Древний Восток. Нового царства искусство

Нового царства искусство




Ра именуется царем всех богов, и большая часть возводимых храмов посвящается ему. Культ Амона приобретает вполне конкретные жизненные фор­мы, он мыслится прежде всего не как космический демиург, но как покровитель фараонов и царской власти.

Параллельно в Н. ц. и. существует культурное влияние, связанное не с Фивами, а с другим круп­ным центром — Мемфисом. Религиозная филосо­фия Мемфиса связана с богом Пта, создавшим мир с помощью изреченного слова. Культ Пта носит бо­лее абстрактный характер, но он вполне самосто­ятелен, и его жречество участвует в религиозных противостояниях Египта до времени, завершивше­гося победой фиванской религии. Крупнейшая ре­форма этой религии была осуществлена в XIV в. до н. э. фараоном-еретиком Эхнатоном (Аменхоте­пом IV), эпоха царствования которого выделяется з истории египетской культуры в качестве само­деятельного и чрезвычайно яркого, хотя и недо­лгого периода (см. Амарнский период).

Характер культовой архитектуры Нового цар­ева в XV в. до н. э. во многом определен специфи­кой новых обрядов. Так, расположение помещений храма по продольной оси обусловлено ритуалом зстречи божества на Ниле и перенесения в святи­лище ладьи богов фиванской триады (Амона, Мут и их сына Хонсу). В храмах Нового царства ярко проявилась синкретическая природа египетского


Интерьер гробницы Нахта в Фивах. XV в. до н. э.

искусства: сочетание его пластических видов с му­зыкой, пением и танцами.

В Н. ц. и. уточняются художественно-символичес­кие черты трех основных типов храмовых архитек­турных комплексов: наземных, скальных и полу­скальных. Складывается строгая последовательность помещений и система декора. Вход в храмовый комплекс, украшенный порталом и статуями, вел




Фрагмент статуи царицы Хатшепсут из

храма в Дейр-эль-Бахри.

Начало XV в. до н. э.


Роспись в гробнице Нахта. XV в. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: