Древний Восток. Нового царства искусство

Нового царства искусство




сложившаяся в эпоху ее правления, получила развитие в искусстве последующего времени. В пластике времен Аменхотепа III нарастает зна­чение декоративности. Его многочисленные портре­ты стилистически различны: от идеализированных, канонических изображений (колоссы Мемнона, сфинкс Аменхотепа) до вполне индивидуализиро­ванных портретов, передающих не только черты лица, но и характер. Чрезвычайно разнообразны скульптурные портреты частных лиц (зодчего Аменхотепа, придворных фараона).

Разнообразны и значительны в Н. ц. и. произведе­ния малых форм. В отличие от искусства Среднего царства эти памятники характеризует большая изысканность, пластическая округлость форм. Осо­бое место занимают изделия из дерева, в которых мастера стремятся выявить фактуру. Нередко та­кие изделия украшаются золотой инкрустацией (такова скульптурная парная группа, изображаю­щая жреца Аменхотепа и его жену, «певицу Амо-на» Раннаи). Лица тонко моделированы, при сохра­нении канонических принципов изображения в них усилены портретные черты. Скульптурный груп­повой портрет, в особенности изображение супру­жеской четы, вообще распространен в Н. ц. и.

Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают замет­ное влияние некоторые жанры литературы, по­лучившие в эпоху Нового царства широкое рас­пространение: гимны, военные летописи, любов­ная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских хра­мов налицо усиление декоративности; свободное варьирование техник барельефа и высокого рель­ефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета,


сочетающий разную высоту рельефа и в этом отно­шении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регист­рам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности. В пери­од правления XVIII династии в рельефах и роспи­сях самостоятельное значение приобретает пей­заж, в котором примечательно сочетание вполне реалистичных изображений животных и стилизо­ванных растительных мотивов. В изображении че­ловеческих фигур жестковатая четкость силуэта уступает место мягкой моделировке, точной про­работке деталей одежды. От искусства данной эпо­хи сохранились и своеобразные зарисовки на кера­мических черепках (обычно они служили эскизами для рельефов).

Усиление декоративности проявляется и в сфе­ре живописи. Значительно шире становится тема­тика росписей; наряду с красочными монументаль­ными композициями получают распространение произведения, выполненные в графической мане­ре (это обычно иллюстрированные канонические тексты «Книги мертвых»). Складывается устойчи­вая традиция выделения трех малых циклов в ри­туальной росписи: сцены земной жизни, обряд оживления усопшего и изображение жертвенного пира. Росписи начала правления XVIII династии отличает стремление к стилизации архаической манеры: для них типичны яркие цветовые контра­сты, четкость контуров. Но при этом в композиции уже не применяется прием сплошного заполнения свободного поля; фигуры располагаются с интерва­лами. Во всех обрядовых росписях в изобилии при­сутствуют символические знаки и иероглифика; общеобязательным является изображение лотоса, означавшего солнечный свет и жизнь.


Ложечка для притираний. Начало XIV в. до н. э.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: