Первобытное искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




ные понятия. Сильнее, чем прежде, развилось де­коративное направление, сложившееся уже в ис­кусстве палеолита. Орнамент повсеместно применя­ется как для украшения утвари, одежды, жилища, так и для магического наделения их владельцев си­лой и неуязвимостью. В эпохи неолита и энеолита, а также отчасти в бронзовом веке у древних племен Египта, Индии, Передней и Малой Азии распрост­раняется искусство, связанное с земледельческими обрядами и мифологией. Оно ярче всего представ­лено крашеной керамикой с геометрическим орна­ментом, который сочетается с изображениями жи­вотных и стилизованными человеческими фигурами. Черты этого искусства сохранились в памятниках эгейской керамики раннего геометрического перио­да. С помощью геометрических узоров, покрываю­щих сосуды, закреплялись навыки построения упорядоченной композиции и вместе с тем возни­кала особая область художественной деятельнос­ти — прикладное искусство. Возможно, что куль­товый смысл первых геометрических орнаментов был связан с поклонением солнцу и воде как важ­нейшим для земледелия природным силам.


Жизненную выразительность постепенно обрета­ет и скульптура. Зодчество этих эпох представле­но архитектурой общинных поселений (многоком­натные дома из сырца в Месопотамии, постройки из прутьев в Трипольской культуре). Особенностью планировки трипольских поселений было располо­жение домов по концентрическим кругам или ова­лам. Входы были обращены к центру поселения, где находилось открытое пространство, служив­шее загоном для скота. Прямоугольные дома с полом из глиняных плит имели прямоугольные двери и круглые окна. Стены, сделанные из обмазанного глиной плетня, внутри украшались росписью. В цент­ре помещения находился крестообразный жертвен­ник из глины, украшенный орнаментом.

К этому времени непосредственная яркость вос­приятия времен палеолита была отчасти утраче­на, но в то же время П. и. стремится к передаче действительности в ее многообразии, к отражению взаимосвязей мира и человека. В искусстве нарас­тает схематичность, но одновременно появляются первые примеры повествовательности, попытки передать то или иное событие. Все более важную роль начинают играть изображения людей в сценах охоты или битвы. Центральной темой П. и. стано­вится жизнь рода. Новые задачи потребовали вни­мания к композиции, к приемам подробного, дета­лизированного изображения людей.

Последний этап истории первобытного общества характеризуется важнейшими событиями в области искусства. К этому времени появляется ранее не встречавшийся тип архитектурных сооружений — крепости. Особенно характерны т. н. циклопические крепости, возводимые из огромных монолитных глыб без какого-либо связующего раствора. Ярчай­шие образцы таких сооружений имеются и в куль­туре исторического времени. Особенно долго они сохранялись у зодчих эгейского мира, в городах Микены и Тиринф. В Центральной Европе распрос­транились поселения, укрепленные земляными ва­лами — т. н. городища. Наряду с оборонительными сооружениями, на поздних этапах истории П. и. по­лучили распространение т. н. мегалитические пост­ройки. Первые их образцы относятся к эпохе неоли­та Это постройки разнообразного, порою неясного до конца назначения из громадных камней. Целые аллеи стоящих вертикально огромных камней — менгиров — встречаются в Закавказье и Западной Европе, по берегу моря (например, знаменитая ал­лея менгиров в Бретани). Другой тип мегалитичес­кого сооружения — дольмен — представлял собой гробницу из поставленных вертикально циклопи­ческих монолитов, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Сооружения такого




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: