Первобытное искусство. ками. Именно среди таких фигур преобладают изображения тотемистического характера

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




ками. Именно среди таких фигур преобладают изображения тотемистического характера. Доволь­но типичны и схематические рисунки, по всей ви­димости, являющиеся воспроизведениями жилищ или охотничьих ловушек.

Пещерные росписи исполнялись черной, крас­ной, желтой и коричневой минеральными краска­ми. Иногда (чрезвычайно редко) они создавались в технике, напоминающей барельеф с раскраской. Чаще всего такие выпуклые изображения основы­вались на первоначальной форме камня или куска дерева, сходной с формами животного.

В эпоху позднего палеолита появляются скульп­турные произведения, изображающие как живот­ных, так и человека. Особую роль среди такого рода памятников играют глиняные статуэтки жен­щин, связанные с материнским культом и обряда­ми плодородия. Нередко они называются в архео­логии ориньякско-солютрейскими Венерами В самом



в период ориньякскои культуры, т. е. в самом нача­ле позднего палеолита. Важнейшие памятники этой эпохи П. и. — изображения, найденные в пе­щерах, где преобладают полные движения и жизни фигуры крупных животных, на которых повсемест­но велась охота. Это изображения оленей, зубров, мамонтов, медведей; любопытно появление в та­ких росписях фигурок лошадей, поскольку лошадь у большинства племен еще не была приручена. Чрезвычайно редко изображались растения.

Наибольшим художественным совершенством среди памятников искусства мадленского времени отличаются прославленные пещерные росписи Франции и Испании. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, вы­полненные двумя или тремя красками с различ­ной степенью тональной насыщенности. В этих изображениях (некоторые из них достигают полу­тора метров в высоту) нередко используются выс­тупы и неровности скал. Таковы неподражаемые по выразительности изображения раненых бизонов и бегущих кабанов в пещере Альтамира. Подобные росписи были найдены также в пещерах Ласко, Монтеспан и мн. др.

В росписях мадленского времени встречаются преимущественно единичные изображения живот­ных, пока не связанные общей композицией. Иног­да они исполнялись непосредственно одно на дру­гом. Между тем в процарапанных рисунках на кости появляются уже изображения целого стада, в которых подробно переданы фигуры, находящи­еся на переднем плане (остальные даны схемати­чески). Гораздо реже встречаются изображения людей или фантастических существ, обладающих одновременно человеческими и звериными призна-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: