Второй этап перестройки. 87-88 год

!!! выражаю благодарность Владиславу Маевскому, чьи замечания были использованы в этой главе!!!

В 1985-1986 гг. промышленное и сельскохозяйственное производство несколько увеличилось. В значительной степени это определялось ростом инвестиций, что, однако, сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17–18 млрд. рублей, а в 1986 г. увеличился почти втрое.

Дефицит бюджета был вызван сокращением валютных поступлений из-за специально обрушиваемой США цены на нефть (поступления в бюджет от экспорта нефти и газа сократились в 1985—1986 гг. на 30 %), продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании. Робкие шаги в верном направлении были перекрыты крайне неумелым руководством со стороны Горбачева и его аппарата. Уже в начале 1987 г. наметился спад. Существующий дефицит потребительских товаров, в том числе продовольственных, резко усилился из-за нехватки иностранной валюты для импорта.

В 86 году генсек никаких правильных выводов не сделал. Не сделал их и спустя год. В 85-м модернизация машиностроения провалилась, в 86-м были сорваны программы развития приоритетных отраслей. Горбачев, вместо того, чтобы как следует задуматься о причинах провала ускорения и о пробуксовке перестройки, исправить допущенные ошибки, все проблемы захотел решить просто - усилить борьбу против консерваторов, расширить гласность, экономическую перестройку форсировать. Пока еще больших бед в государстве не было, кризис не начался. Но он стал появляться, когда политика Горбачева стала все более и более авантюрной и непродуманной. Перестройка постепенно превратилась в попытку продолбить головой бетонную стену. Стена никак не хотела поддаваться, поэтому колотили все чаще и чаще. Пока голову полностью не расшибли. А в это время рядом дверь открытая находилась.

Стремление форсировать экономическую перестройку привело в 1987 г. к разработке глубокой экономической реформы. В этой работе участвовали видные советские экономисты: А. Г. Аганбегян, Л. И. Абалкин, Н. Я. Петраков, Г. X. Попов и др. Пока что это были все еще реформы в рамках социализма.

На январском пленуме 1987 года ЦК КПСС Горбачев заговорил о том, что перестройку нужно углубить и расширить. Про то, что ускорение провалилось, никто в руководстве уже и не вспоминал. Что провалилась антиалкогольная кампания, признавать не хотели. Что перестройка в 86 году не принесла результатов – так же уроком не стало не только для Горбачева, но и для его команды перестройщиков.

13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял Постановление, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм зарубежных стран. Предполагалась, что благодаря этому в страну придут передовые технологии и методы управления производством. Этим надеждам сбыться не удалось

Совместные предприятия стали открываться, но в целом положительного эффекта этим достигнуто не было. Было наивно думать, что капиталисты ринутся к нам с высокими технологиями. Их интересовала быстрая прибыль. Преимущество для иностранцев совместных предприятий состояло в доступе к экспорту ценных ресурсов и сырья, а также в возможности проведения бартерных сделок. Множество совместных предприятий создавалось для реализации одной крупной и долгосрочной операции. В 1991 в СССР насчитывалось свыше 2000 совместных предприятий. Однако средний размер вложенного иностранного капитала составлял всего 103 тыс. долл. США. Более 2/3 совместных предприятий функционировали в сфере услуг.

В феврале 1987 Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления»

Был расчет на существенное увеличение выпуска товаров широко спроса, поскольку ведь подпольным капиталистам цеховикам удалось уже успешно наладить производство поддельного ширпотреба. Однако, у новых кооператоров не было таких средств, как у подпольных капиталистов, не было и производственной базы. Создаваемые производственные кооперативы столкнулись с большими трудностями из-за сохранявшейся государственной монополии на сырье и ресурсы.

А вот полукриминальные цеховики легализовать свои предприятия не спешили. В подполье можно делать подделки, а легально уже нет. Кто-то все-таки из цеховиков легализовался, но это были единичные случаи. Как обычно в перестройку, всё оказалось непродуманным.

В мае 1987 года была введена госприемка. В отличие от контролеров ОТК (отделов технического контроля предприятий), работники госприемки не зависели от администрации и не были материально заинтересованы в выполнении плана. Госприемка вводилась первоначально на 1500 важнейших предприятиях. Эффект от ее введения оказался значительно ниже ожидаемого. Качество продукции не повысилось, единственно, что уменьшился явный брак. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Руководство предприятий нашло рычаги воздействия на новых контролеров, которые стояли на предприятиях на партийном учете. Просуществовала госприемка два года, потом была свернута, окончательно отменена в 1990-м.

11 июня 1987 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансирование».

30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во все отрасли народного хозяйства.

Это было частичное заимствование опыта НЭПа и развитие замороженных косыгинских реформ 60-х. Но именно частичное и непоследовательное. Предоставление трудовым коллективам права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объёма товаров.

Предприятия получили право самостоятельно расходовать свою прибыль, остающуюся после расчетов с государством. Допускались две модели хозрасчета. Первая из них предусматривала формирование прибыли после выплаты заработной платы работникам на основе нормативов. В этом случае величина прибыли, полученной предприятием, сказывалась лишь на размерах премий. Зато основная зарплата была работнику гарантирована. При второй модели хозрасчета зарплата зависела от полученной прибыли. Это позволяло резко поднять доходы работников, но создавало и значительный риск, так как при низкой рентабельности предприятий они могли остаться без зарплаты. Естественно, вторая модель хозрасчета была приемлема лишь для наиболее рентабельных предприятий.

Предприятия могли самостоятельно планировать свою работу, исходя из государственных заказов, контрактов, заключенных с поставщиками и потребителями. Они могли вести оптовую торговлю друг с другом, вместо того чтобы "выбивать" сырье, технику и оборудование через Госплан и Госснаб. Значительно расширилось число предприятий, имеющих право самостоятельного выхода на внешний рынок.

Закон «О государственном предприятии встретил противодействие экономических ведомств: Госплана, Госснаба, министерства финансов. Никто не выступал против открыто, но предлагались ограниченные меры, велись бесконечные согласования. Правительство рассчитывало переходить к оптовой торговле лишь постепенно, по мере накопления ресурсов и преодоления дефицита. На практике это вело к порочному кругу: оптовую торговлю невозможно было ввести из-за дефицита, а распределительное снабжение на основе фондов и лимитов как раз и порождало дефицит.

Встал вопрос о реформе ценообразования. Горбачев и руководство на это не пошло из-за боязни непопулярных мер. Проведение коренной экономической реформы затянулось, сравнительно благоприятный момент был упущен. Без реформы цен, о социалистическом рынке не могло быть и речи. При НЭПе коренная реформа ценообразования была проведена достаточно быстро, теперь на нее никак не решались. Все усилия пошли прахом и принесли только отрицательный эффект, поскольку систему управления стало лихорадить. В ней стали одновременно иметь место противоречащие друг другу структуры и способы управления. Чем вводить такие реформы, лучше бы их было не вводить вовсе.

К 1988 г. бюджетный дефицит составил 80 млрд. руб. Все негативные факторы стремительно нарастали. Страна не справлялась уже ни с бременем военных расходов, ни с огромными дотациями на производство продовольствия и других социально значимых товаров.

26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей.

Годом раньше имелись детские представления о том, что кооперативы начнут широко производить товары ширпотреба. Теперь появились ни менее наивные надежды на то, что кооперативы быстро ликвидируют товарный дефицит, приведут к улучшению качества обслуживания. В реальности, большинство кооперативов занялись откровенной спекуляцией, либо финансовыми операциями по обналичиванию денег. Кооператоры самостоятельно устанавливали цены, которые превышали государственные в несколько раз. Многие занялись посреднической деятельностью, сводившейся к скупке и перепродаже продукции государственных предприятий. Имелась возможность для получения сверхприбыли при сохранении государственных цен, административно установленных практически на все товары намного ниже фактического рыночного уровня.

Возникли разнообразные механизмы допускающие «обналичку» средств со счетов предприятий. Самый богатый кооператор Артем Тарасов приобрёл известность в СССР и за рубежом, как первый легальный советский миллионер, которому была выписана заработная плата в 3 миллиона рублей за январь 1989 по решению возглавляемого им кооператива «Техника». Были заплачены все налоги с этой заработной платы — только налог на бездетность составил для Тарасова 6 % от зарплаты или 180 000 рублей.

Заместитель Тарасова по кооперативу, который тоже получил заработную плату в 3 миллиона рублей, будучи членом КПСС, уплатил членские взносы в партию — в размере 3 % от заработной платы — 90 000 рублей. Это вызвало настоящий шок во всё ещё социалистическом обществе. Разразился грандиозный скандал. В принципе, всё было законно. Просто законы были абсолютно непродуманны. Тарасов был вынужден уехать в эмиграцию в Лондон в начале 1991 года.

Схема Артема Тарасова была проста. Он, пользуясь правом на внешнеторговую деятельность, закупал за рубежом факсы и оргтехнику за валюту и в 100!!! раз дороже продавал предприятиям, где их тогда и в помине не было. На полученные деньги покупал сырье, в том числе то, что у нас читалось отходами, продавал за рубеж, на полученную валюту опять покупал факсы. Кооператив «Техника» за короткий срок получил прибыль более 1 миллиарда!!! рублей. Не смотря на название, ни рубля вложено не было ни в технику, ни в производство.

Принятие Закона "О госпредприятии" вместо кардинального улучшения разрушило в СССР весь механизм регуляции хозяйственной деятельности. Главный изъян закона состоял в том, что он уравнял прямые хозяйственные связи с госзаказом. Появившиеся кооперативы, воспользовались этим, и стали перекупать продукцию для своих целей. Взаимозависимость в экономике была очень высока. Поэтому, недопоставка одного вида комплектующих на завод, оборачивалась его остановкой, в связи с невозможностью комплектации и изготовлении готового конечного продукта. Как снежный ком по цепочке стало лихорадить всю экономику. Эти процессы были очевидны. Но никаких выводов руководство страны опять не сделало

Нельзя сказать, что все кооперативы занимались спекуляциями. Много было открыто кафе, ресторанов, кооперативных туалетов. Появились торговые кооперативы. Это было в целом неплохо. Но негатива было больше.

Кроме того, вместо открытия новых производств пошел процесс поглощения кооперативами действующих предприятий. Эти предприятия или их часть стали передаваться в аренду кооперативам. Таким образом, вместо предполагаемого образования новых мощностей, пошел процесс их поглощения. Арендованные предприятия не были связаны обязательствами твердых государственных цен. Ими устанавливались гораздо более высокие "договорные цены". Стала резко возрастать инфляция, что стало для экономики серьезным ударом. Открываемые новые банки стали поднимать ставки по выдаваемым кредитам для кооперативов с 3%, до 12%, что так же подстегнуло инфляцию.

Еще хуже, что в результате для кооперативов не было никакого экономического стимула увеличивать выпуск продукции. Гораздо проще было поднять на неё цены. В целом производство из-за кооперативов не росло, а падало.

В целом кооперативы выкачивали деньги из реального сектора экономики в огромных масштабах. (В 90-е годы это повторилось на порядок хуже). Это можно и нужно было предвидеть тем, кто планировал такую реформу. Налаживать производство и даже услуги было сложно, заниматься спекуляцией легко. Это привело к ещё большему усилению дефицита и появления широкого слоя «кооператоров», чьи доходы в принципе не регулировались никакими нормами.

Горбачёвская команда должна была вовремя пресечь негативные тенденции, раз уж не сумело их предвидеть. Но даже этого сделано не было. Развитие кооперации фактически было пущено на самотек.

Создаваемые кооперативы стали массово уклоняться от уплаты налогов. Да и сама налоговая политика в отношении кооперативов со стороны государства от начала до конца была полностью идиотской. Не было ни продумано, ни налажено получение с них налогов. Что сильно увеличило нараставшие в стране сложности. Раз государство не захотело и не сумело собирать налоги, этим стали заниматься бандиты. Последние регулировать кооператоров стали очень успешно, в отличие от бестолковой власти. В лице кооперативов бандитские группировки получили мощную экономическую базу. В СССР начался всплеск преступности.

В современной России история повторилась и в 90-е, и в 2000-е. Небольшой частный бизнес производство развивать отказывался и отказывается. Как из-за наличия массы объективных трудностей, так из-за более высокой прибыли торговли и сферы услуг.

В 1988 году было принято постановление ""О содействии хозяйственной деятельности ВЛКСМ". На основании этих постановлений комсомол получал право осуществлять различные виды деятельности.Сразу же были созданы первые молодежные предприятия. Комсомольцы –коммерсанты стали сразу же обогащаться, используя «административный» ресурс. До чудовищного использования власти при обогащения 90-2000-х годов было ещё далеко, но начало было положено. В постперестроечный период в предпринимательство пошли люди из комсомольско-молодежных структур. Они положили начало таким фирмам, как "Менатеп", среди деловой элиты в начале 90-х годов так называемых "комсомольцев" было около 7%.

22 декабря 1988 года постановлением СМ СССР фактическая была окончательно отменена госмонополия на внешнеэкономическую деятельность. Никому не пришло в голову, что частичные ослабления уже привели к отрицательному эффекту.

82 Последняя упущенная возможность успешных реформ. Теперь только в пропасть!!

К 1989 г. стало ясно, что попытка реформирования экономики в рамках социалистической системы провалилась. Введение в государственно-плановую экономику отдельных элементов рынка не дало положительного результата из-за непоследовательности, непродуманности, нерешительности, некомпетентности, переходящей в глупость, и откровенного авантюризма властей. Старая административная система управления рушилась, новая, рыночная, не работала.

Опять не задумались, почему. Каждая последующая реформа не улучшала, а ухудшала положение. Этого даже и не поняли наши перестройщики. Проводя реформы, образно говоря, пытались изобрести что-то новое. Но вот с интеллектом у команды изобретателей оказалось не очень. А ведь изобретать ничего и не нужно было. Все уже было изобретено. Нужно было всего лишь толково воспользоваться имевшимся опытом. Но не нашлось в руководстве умной головы, захотевшей подробно проанализировать успешную политику НЭПа 20-х годов и скопировать эту политику, адаптировав с учетом поправок на современность. Не нашлось так же желающих слетать в Китай и ознакомиться с успешными на тот момент более 10 лет реформами по полному образцу всё того же НЭПа, в результате которых китайцы уже к тому времени ликвидировали полную анархию и разруху своей экономики и стремительно развивались. Горбачев посетил Китай с визитом, кстати. И никаких полезных идей для страны оттуда не привез. Зачем ездил, спрашивается? Поболтать ни о чем и посмотреть на местные достопримечательности?

Не пришло в голову так же пойти другим путем. Раз провалилась перестройка в рамках социалистического рынка, то можно было бы сделать разворот и попробовать нерыночные реформы в рамках коренного изменения методов регуляции и саморегуляции государственных предприятий. Поменять всю структуру управления государством по аналогии с успешными методами внутреннего управления крупных зарубежных корпораций. Распустить Госплан, заменить более совершенными структурами по образцу отделов маркетинга тех же крупных корпораций, руководителей предприятий превратить в топ-менеджеров западного образца, ликвидировать потолок зарплат сверху донизу, но жестко привязать их к эффективности предприятия. И так далее, и тому подобное. То есть, провести реформы не социалистические, не рыночные и не капиталистические, а в рамках реформирования государственного капитализма. Социализма в истинном понимании у нас никогда и не было, только на словах. Его и во всем мире так же не было. Вместо него построили государственный капитализм, но неэффективный, потому что создали механизм управления, чуждый эффективности. Эффективным такое управление могло быть только при жестоких методах устрашения и воздействия, и то ограниченно. Сделать коренной разворот в управлении, применив уже имеющийся успешный опыт в более широком масштабе, и экономика СССР была бы минимум не хуже западной, в то и лучше. Такие идеи были, хоть и не получили широкой огласки. Но до Горбачева они даже и не дошли, полностью были отвергнуты его командой, так как имелось мощное рыночное лобби известных и молодых экономистов. Они толкали свои идеи, имели в 89 году сильное влияние на Горбачева и его окружение. Коренное реформирование хозяйственного механизма СССР нерыночным путем вступало с этими идеями в полное противоречие. Ну, что ж, отвергнув все альтернативные варианты, рыночники проявили себя «во всей красе», старые способствовали резкому нарастанию кризиса и развалу СССР, молодые уже при Российской Федерации в 90-е большинство народа мгновенно в нищих превратили и в короткий срок погубили промышленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: