double arrow

Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах


Высший Совет физкультуры ввел на 1923/24 учебные годы всеобщее, обязательное преподавание физкультуры в школах. Но этот процесс шел очень медленно. Такая же картина была и со школьным спортом. Физкультурные кружки были только в школах крупных городов. Такое кри­тическое положение объяснялось экономическими трудно­стями, нехваткой гимнастических залов и специалистов, но самой основной трудностью было отсутствие содержания и методов работы советской физической культуры.

В связи с этим возникло много всевозможных направ­лений в вопросах определения содержания и методов со­циалистической физической культуры.

Выступавшие под знаком центризма детского физиче­ского воспитания видели развитие физической культуры в том, чтобы в школах занимались только благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью, тем самым упрощались подходы к физическому воспитанию.

Сторонники медицинского направления видели основы физического воспитания в кондиционной гимнастике, они считали, что лечебная гимнастика, став всеобщей в практи­ке школ и спортивных кружков, может не только устранить возможность производственных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием.




Гигиеническое направление и его преемники исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни про­шлого поколения закономерно ослабили организм рабочих и их детей. Для них работа означала лишь ощутимую уста­лость, и поэтому дальнейшую нагрузку, связанную с гим­настической и спортивной деятельностью, они считали только подрывом здоровья.

Специальную форму пути развития физкультуры пред­ставлял Комитет художественного физического воспита­ния. По представлению Комитета, действительное физиче­ское воспитание должно основываться на художественном переживании в процессе работы. В предлагаемых формах были отброшены буржуазные системы упражнений и вме­сто них введены стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и др.). Основным со­держанием физической культуры должны стать — гимна­стика, спорт, подвижные игры.

В 1927 г. была выпущена программа по физической культуре, ставшая исходным рубежом для всех следующих программ, в ней были сформулированы задачи физического воспитания, средства и методы урока физкультуры, формы организации, также ею предусматривалось проведение в начальной школе уроков физической культуры три раза в неделю. Схема урока состояла из 6 серий (как в уроке у Ж. Демени) для начальной школы и 8 серий для средней: 1) порядковые упражнения; 2) подготовительные упражнения; 3) метание; 4) сопротивления; 5) прыжки; 6) специальные упражнения профилактического и корригирующего харак­тера для отдельных групп мышц; 7) ходьба; 8) заключи­тельная часть.



Недостатки этой программы заключались в том, что не было учета физкультурных достижений, она не давала кон­кретных нормативных требований. В рамках программы осуществлялось также воспитание санитарно-гигиеничес­ких навыков - с изучением явлений окружающей среды (производство, рынок, пекарня). Это сокращало время на физические упражнения.

В 1927 - 1928 гг. физическое воспитание было включе­но в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В июле 1929 г. физическое воспитание стало обязательным предметом в высших учебных заведениях России, а с 1930 г. оно стало обязательным предметом во всех вузах

115

СССР. Для осуществления работы в данном направлении в вузах были созданы кафедры физического воспитания и спорта, приглашены на работу соответствующие специали­сты. Студенты занимались лыжным спортом, боксом, стрелковым спортом, гимнастикой, баскетболом и волейбо­лом. Серьезным препятствием для осуществления физиче­ского воспитания студентов являлось отсутствие матери­альной базы, спортивных сооружений и инвентаря.



В конце 30-х гг. физическое воспитание и спорт все прочнее занимали свое место в системе учебно-воспита­тельной работы средних и высших учебных заведений.

В 1939 г. были внесены изменения в школьные про­граммы физического воспитания. Введена была начальная и допризывная военная подготовка школьников, которой предусматривались строевая подготовка, стрельба, правила противовоздушной обороны и противохимической защиты. В новых программах отводилось место внеклассным и внешкольным формам занятий гимнастикой, спортом и иг­рами.

В стране регулярно проводились соревнования на пер­венство школ, районов, городов, областей, республик и Со­ветского Союза.

Вся работа с подрастающим поколением и студентами строилась по единым программам на основе комплекса БГТО и ГТО, а также Единой Всесоюзной классификации.







Сейчас читают про: