Сохранились отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников.
Историческое значение:
Наиболее прогрессивная и последовательная реформа, послужившая делу формирования правовой культуры в обществе.
Военная реформа 1874 г.
Руководил Д.А. Милютин, высокообразованный и прогрессивный деятель.
- введение всеобщейвоинской повинности (сокращение численности армии в мирное время, увеличение во время войны за счет обученного запаса);
- призыву не подлежали духовенство, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера;
- реформирование военно-учебных заведений (доступ в них представителей всех сословий, созданы Военная и Морская академии);
- изменена система военного управления (15 военных округов с подчинением военному министру);
- перевооружение армии и флота;
- изменение уставов отмена телесных наказаний, улучшение питания, переоборудование казарм, обучение грамоте солдат
· очень много трудностей, т.к. разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы, => Александр II постоянно корректировал реформы;
|
|
· слабый командный состав от командира корпуса и выше (назначение по знатности рода, протекции – «блату» и т.п.)
· отставание от Запада (Германии, например) в вопросах стратегии современной войны, тактики современного боя
Экономическое развитие в пореформенный период
- бурное развитие производительных сил;
- развитие внутреннего рынка (покупательского спроса);
- развитие железнодорожного строительства;
- рост городов;
- завершение промышленного переворота в 80-е гг.;
- развитие банковской системы (создан государственный банк для финансирования частных предприятий, коммерческие банки);
- накапливание крупных частных капиталов;
- развитие новых отраслей промышленности (угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение);
- менее динамично развивалось помещичье хозяйство, т.к. помещики не сумели вписаться в капиталистическое производство (растратили деньги за выкуп земли, предпочитали давать землю в аренду);
- в крестьянской общине проходил процесс расслоения (обогащение одних и обнищание других), разорение и ежегодный уход в города 5-6 млн. крестьян на заработки и для постоянного проживания, страдали от малоземелья.
Правление Александра III (1881 – 1894 гг.)
Его не готовили на царствование, получил военное образование, был скромен, трудолюбив, привязан к семье, волевой, умен, но не видел перспективу, консервативен, осторожен, избегал войны (за 13 лет погибло всего 56 солдат в столкновении с афганцами у местечка Таш-Кепри)
После убийства отца Александр III выдвинул свою программу:
- подавление оппозиции, революционного движения;
- укрепление основ российской жизни – самодержавия, православия, народности.