Политика в области просвещения
Контрреформы Александра III
Отказ от проекта либеральных реформ министра МВД Лорис-Меликова (конституция и т.п.), одобренных отцом. Главные идеологи реакционного курса обер-прокурор Победоносцев, глава МВД Толстой Д.А., министр просвещения Делянов И.И.
- положение о режиме чрезвычайного положения (высылка неугодных, военные суды, закрытие газет, ВУЗов);
- возникновение охранных отделений (охранок) с задачей слежки за противниками власти;
- высылка местными властями без суда «неблагонадежных»,
- передача дел в военные суды,
- запрет некоторых газет,
- закрытие ряда учебных заведений
Меры по облегчению положения крестьян:
- отмена временнообязанного состояния в 1883 г.,
- понижена сумма выкупных платежей,
- учреждение Крестьянского банка в 1882 г.,
- разрешено переселяться на другие земли (льготы на 3 года, освобождение от армии, денежные пособия);
Поддерживал крестьянскую общину, т.к. считал, что она предотвращает разорение крестьян, сохраняет устойчивость общества:
|
|
· ограничил выход крестьян из общины;
· закрепил наделы за крестьянами;
· ограничил права общины на передел земли (необходимо для передела набрать 2/3 голосов общинников, срок между переделами составлял не менее 12 лет);
Укреплял помещичье хозяйство, власть дворян над крестьянами;
Начало рабочего законодательства (впервые в мировой практике контроль государства за условиями труда рабочих):
запрет труда детей до 12 -летнего возраста; ограничение рабочего дня для 12-15-ти летних до 8 часов;
создание фабричной инспекции для надзора за соблюдением рабочего законодательства;
запрет ночного труда для женщин и несовершеннолетних;
ограничение размера штрафов; суммы от штрафов шли на выплату пособий рабочим;
запрет оплаты труда товарами из заводских лавок (магазинов);
условия найма вносились в специальную расчетную книжку;
суровые, вплоть до уголовных, меры наказания за участие в стачках;
- ликвидирована университетская автономия в 1884 г.;
- в 2 раза возросла плата за обучение;
- запрещены студенческие организации,
- увеличено количество часов на религиозные предметы, классические языки;
- изъяты из библиотек сотни названий книг;
- закон о «кухаркиных детях», затруднявший поступление в гимназии детям низших сословий;
- распространение церковно-приходских школ для крестьян, взамен обучению крестьянских детей в земских школах;
- русификация национальных окраин (переселение русских, введение делопроизводства на русском языке, назначение русских чиновников в аппарат управления);
- русская православная церковь находилась в исключительном положении и только в Средней Азии были оставлены в неприкосновенности ислам и мусульманские суды;
- борьба с сектантами;
- запрет буддистам строить храмы, отправлять богослужение;
- запрет полякам-католикам занимать государственные должности в Царстве Польском и в Западном крае;
- преследования евреев (кроме принявших православие):
- 1882 г. запрет селиться вне городов даже в черте оседлости;
|
|
- 1882 г. запрет приобретения недвижимости в сельской местности;
- 1887 г. сокращение черты оседлости;
- 1887 г. введение процентной нормы на число евреев в ВУЗах;
- 1891 г. выселение евреев, незаконно проживающих в Москве и Московской губернии;
- ограничение для занятия некоторыми видами деятельности
Реформаторская деятельность только в экономике!
На ключевых постах поставлены профессионалы своего дела: министров финансов Бунге Н.Х. (1881-1887), Вышнеградский И.А. (1887-1892) и Витте С.Ю. (1892-1903).
Главное в экономической политике: покровительство отечественной промышленности, совершенствование налоговой системы, развитие железнодорожного строительства
Итогом их политики были бурный рост промышленности, переход к золотому обращению, к постепенному превращению России из аграрной страны в индустриальную.