Национальная и религиозная политика

Политика в области просвещения

Контрреформы Александра III

Отказ от проекта либеральных реформ министра МВД Лорис-Меликова (конституция и т.п.), одобренных отцом. Главные идеологи реакционного курса обер-прокурор Победоносцев, глава МВД Толстой Д.А., министр просвещения Делянов И.И.

  1. положение о режиме чрезвычайного положения (высылка неугодных, военные суды, закрытие газет, ВУЗов);
  2. возникновение охранных отделений (охранок) с задачей слежки за противниками власти;
  3. высылка местными властями без суда «неблагонадежных»,
  4. передача дел в военные суды,
  5. запрет некоторых газет,
  6. закрытие ряда учебных заведений

Меры по облегчению положения крестьян:

    • отмена временнообязанного состояния в 1883 г.,
    • понижена сумма выкупных платежей,
    • учреждение Крестьянского банка в 1882 г.,
    • разрешено переселяться на другие земли (льготы на 3 года, освобождение от армии, денежные пособия);

Поддерживал крестьянскую общину, т.к. считал, что она предотвращает разорение крестьян, сохраняет устойчивость общества:

· ограничил выход крестьян из общины;

· закрепил наделы за крестьянами;

· ограничил права общины на передел земли (необходимо для передела набрать 2/3 голосов общинников, срок между переделами составлял не менее 12 лет);

Укреплял помещичье хозяйство, власть дворян над крестьянами;

Начало рабочего законодательства (впервые в мировой практике контроль государства за условиями труда рабочих):

запрет труда детей до 12 -летнего возраста; ограничение рабочего дня для 12-15-ти летних до 8 часов;

создание фабричной инспекции для надзора за соблюдением рабочего законодательства;

запрет ночного труда для женщин и несовершеннолетних;

ограничение размера штрафов; суммы от штрафов шли на выплату пособий рабочим;

запрет оплаты труда товарами из заводских лавок (магазинов);

условия найма вносились в специальную расчетную книжку;

суровые, вплоть до уголовных, меры наказания за участие в стачках;

  • ликвидирована университетская автономия в 1884 г.;
  • в 2 раза возросла плата за обучение;
  • запрещены студенческие организации,
  • увеличено количество часов на религиозные предметы, классические языки;
  • изъяты из библиотек сотни названий книг;
  • закон о «кухаркиных детях», затруднявший поступление в гимназии детям низших сословий;
  • распространение церковно-приходских школ для крестьян, взамен обучению крестьянских детей в земских школах;
  • русификация национальных окраин (переселение русских, введение делопроизводства на русском языке, назначение русских чиновников в аппарат управления);
  • русская православная церковь находилась в исключительном положении и только в Средней Азии были оставлены в неприкосновенности ислам и мусульманские суды;
  • борьба с сектантами;
  • запрет буддистам строить храмы, отправлять богослужение;
  • запрет полякам-католикам занимать государственные должности в Царстве Польском и в Западном крае;
  • преследования евреев (кроме принявших православие):

- 1882 г. запрет селиться вне городов даже в черте оседлости;

- 1882 г. запрет приобретения недвижимости в сельской местности;

- 1887 г. сокращение черты оседлости;

- 1887 г. введение процентной нормы на число евреев в ВУЗах;

- 1891 г. выселение евреев, незаконно проживающих в Москве и Московской губернии;

- ограничение для занятия некоторыми видами деятельности

Реформаторская деятельность только в экономике!

На ключевых постах поставлены профессионалы своего дела: министров финансов Бунге Н.Х. (1881-1887), Вышнеградский И.А. (1887-1892) и Витте С.Ю. (1892-1903).

Главное в экономической политике: покровительство отечественной промышленности, совершенствование налоговой системы, развитие железнодорожного строительства

Итогом их политики были бурный рост промышленности, переход к золотому обращению, к постепенному превращению России из аграрной страны в индустриальную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: